Проект на тему: «Зимние игры малышей».
проект (младшая группа) на тему

Адинаева Нина Михайловна

     

Тема проекта: «Зимние игры малышей».

Возраст детей: 2,5—3 года (первая младшая группа).

Срок реализации: 2 недели.

Участники проекта: родители, дети, воспитатели.

Цель: развить у детей интерес к зимним играм.

 

Задачи

1.       Уточнить с детьми представления об играх и забавах зимой.

2.       Обогатить знания об основных элементах техники зимних игр, правил зимних игр, зимнего инвентаря, одежды и обуви.

3.       Развивать у детей познавательный интерес.

4.       Воспитывать у детей любовь к зимним играм.

5.       Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.

 

Ожидаемый результат

1.       Создание игровых ситуаций и использование яркого наглядного иллюст­ративного материала-изображений зимних игр для легкого усвоения де­тьми данного материала.

2.       Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

3.       Расширение представлений дошкольников и их родителей о разнообра­зии зимних игр.

4.       Участие специалистов образовательного учреждения в проектной дея­тельности (воспитатели первой младшей группы).

 

Итоговое мероприятие: совместная с родителями прогулка в парк «Прогуляемся, малыш».

Интеграция содержания образовательных областей
на основе проекта «Зимние игры малышей»

(Системная паутинка проекта)

Познавательное развитие

1.       Проблемная ситуация: «Необходимо выяснить» (метод трех вопросов):

—       Что мы знаем о зимних играх?

—       Что нужно сделать, чтобы получить информацию?

—       Где мы будем использовать полученные знания?

2.       Наблюдение за погодой, температурой, снегом и т.п.

3.       Знакомство с природными явлениями:

—       наблюдение за тем, как светит солнышко;

—      обратить внимание детей на особенности зимнего неба, ветреной пого­ды;

—       наблюдение за свойствами снега (холодный, белый, хрустящий);

—       продолжение знакомства со свойствами воды.

4.       Составление рассказов по картинкам «Зимние игры». (Детвора лепит снеговика, катание на санках.)

5.       Экспериментирование со снегом, льдом «Ледяная тайна».

Социально-коммуникативное развитие

1.       Образовательная ситуация «Уступи другу санки».

2.       Беседы с детьми о правилах безопасности на улице зимой «Осторожно — сосулька!», «Осторожно — гололед!»

      3.  Сгребание снега лопатками, расчистка дорожек от снега.

       4.  Наблюдения за трудовыми действиями дворника (беседа о том, как ра­ботает дворник). Помощь дворнику в уборке снега.

       5.  Уборка за собой игрушек, спортивного инвентаря.

       6.  Складывание одежды в шкафчики после прогулки, уборка игрушек в группе.

       7.  Складывание одежды на стульчики перед сном.

 

         Речевое развитие

        1.  Беседа о зиме.

        2.  Беседа о зимних играх, забавах.

        3.  Беседа о соблюдении правил в игре («Мишень», «Кто быст­рей на санках?»).

 

         Художественно-эстетическое развитие. Чтение художественной литературы.

         1.  Чтение стихов на зимние темы:

         -   В. Лунин «На лыжах»;

         -   Ю. Кушак «Снежная баба»;

         -   А. Яшин «Покормите птиц зимой»;

         1. Загадки про лыжи, коньки, санки, снег, лед.

         2. Разучивание потешки (координация речи с движением) «Щиплет девочку мороз: уши, щечки, нос».

 

Музыкальные игры и слушание музыки

Выбор музыки определяется созданием положительного эмоционального настроя в процессе подготовки и выхода детей на прогулку.

         1.  Песни о зиме «Зима» (муз. В. Красевой, сл. Н. Френкель «…Вот зима кругом бело, много снега намело..»).

         2.  Мультфильмы «Ну, погоди!», «Маша и медведь».

 

Продуктивная деятельность

         1.  Рисование пальчиками «Зимняя картина».

         2.  Рисование ватными палочками «Украсим ёлочку».

         4.  Лепка «Снежки».

         5.  Организация фотовыставки, выставок детских работ.

 

Физическое развитие

         1.  Физкультминутки

         2.  «Попрыгунчики около санок».

         3.  Катание с горки на ватрушках.

         4.  Катание на санках.

         5.  Метание снежков в мишень.

         6.  Ситуативный разговор во время умывания о воде (о пользе воды для тела, о бережном отношении к воде).

         7.  Показ гимнастики для глаз.

         8.  Беседа, напоминание о том, чем полезна гимнастика для глаз.

         9.  Прохождение тропы здоровья.

       10.  Закаливающие процедуры: воздушные ванны, обти­рание рукавичками.

       11.  Прогулки на свежем воздухе.

 

Работа с родителями

        1.  Индивидуальные беседы с родителями для выяснения осведомленности и наличия позиции в отношении проведения совместного активного отдыха; в выходные дни.

        2.  Консультации на тему «Соблюдение правил безопасности во время зимних развлечений».

        3.  Организация совместной деятельности в природе: изготовление кормушек для птиц, игра в снежки, лепка снежной бабы, катание на санках, лыжах, коньках (по возможности).

        4.  Создание стенгазет на тему «Зимние игры».

        5.  Оформление выставки детских работ.

        6.  Обогащение развивающей среды в группе по теме проекта: родителям! предлагается принести из дома кукол в зимней одежде, зимний инвентарь. книги, альбомы, DVD с мультфильмами о зимних забавах.

        7.  Организация совместной прогулки в парк «Прогуляемся, малыш».

        8.  Памятки для родителей: информация о правилах катания на санках, лыжах , с горок.

        9.  Консультация для родителей «Безопасность при зимних играх».

 

Этапы реализации проекта «Зимние игры малышей»

 

1-й этап — целеполагание (совместно с детьми)

 

Проблема:

        1.  Что мы знаем о зимних играх?

       2.  Что хотели бы узнать?

 

2-й этап — аналитический 

 

Проблема:

        1.  Что нужно сделать, чтобы получить информацию?

       2.  Где мы будем использовать полученные знания?

 

Содержание этапа

1. Беседа о временах года.

2. Беседа о зимних играх забавах.

3. Знакомство со спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для зимних игр.

4. Чтение книг:

- В. Лунин «На лыжах»;

- Ю. Кушак «Снежная баба»;

- А. Яшин «Покормите птиц зимой»;

- загадки про лыжи, коньки, санки, снег, лед;

- речь с движением: пальчиковая игра «В лесу», «Берлога» (Е. и С. Железновы), «Лесом по пригорку мы шли…».

5. Беседа по прочитанным книгам, рассматривание иллюстраций о зимних забавах.

Примерные вопросы воспитателя:

- Какое время года за окном?

- Во что можно играть зимой на улице?

- Как дети одеты зимой?

6. Побуждение к рисованию зимних сюжетов.

7. Побуждение к зимним играм.

8. Отгадывание загадок на тему «Зимние игры».

9. Заучивание стихов на тему «Зимние игры».

10. Раскрашивание на тему «Зимние игры».

11. Просмотр многосерийных мультфильмов «Ну, погоди!», «Маша и медведь» .

12. Проведение дидактических игр, парные картин­ки, разрезные картинки, «Одень куклу на прогулку», «Прокати куклу на саноч­ках».

13. Конкурс для родителей на лучшую стенгазету о зимних играх.(могут быть использованы сказки, рассказы, стихи, рисунки, фотографии и т. п.).

 

3-й этап — основной

 

1. Беседа «Какое время года?»

 

Материалы: картинки с изображениями времен  года.

 

Ход беседы

Раздается стук. В группу вбегает Зайчик.

Зайчик. Ребята, пойдемте гулять на улицу - там много – много снега, можно снеговика лепить. Догоняйте меня скорее!

Воспитатель. Ой, ой, ребята, стоп! Мы что-то забыли. Что мы забыли сделать?

Дети. Одеться.

Воспитатель. Ребята, а зачем нам нужно одеваться?

Д е т и. На улице холодно.

Воспитатель. Какое сейчас время года?

Дети. Зима.

Воспитатель. Почему вы так думаете? {Вывешивает картинки с изоб­ражениями времен года.) Давайте разберемся. Внимательно рассмотрите кар­тинки и скажите, какая из картинок относится к зимнему времени года. В ка­кие зимние игры можно играть зимой? {Ответы детей.)

 

2. Беседа «Катание на лыжах».

 

Задачи

1. Познакомить детей с лыжами, сформировать представление о технике катания, одежде лыжников. 2. Обогатить словарь детей за счет слов: лыжи, лыжня, лыжные палки.

3. Воспитать у детей интерес к катанию на лыжах и привлечь родителей заниматься данным видом спорта.

 

Материалы: лыжи, палки, ботинки, иллюстрации с изображениями лыж­ников, одежды для лыжников.

 

Ход беседы

 

Воспитатель. Дети, посмотрите, какие я вам картинки принесла.

Дети рассматривают картинки.

Воспитатель. Скажите, что дети делают?

Дети. Катаются на лыжах.

Воспитатель. Во что они одеты?

Д е т и. В спортивную одежду.

Воспитатель. А почему нужно кататься в спортивной одежде?

Дети. Чтобы было удобно двигаться.

Воспитатель {вносит лыжи). Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Что это такое?

Дети. Лыжи.

Воспитатель. Вот о них я сейчас и расскажу. Вот это — лыжи, на них катаются по дорогам, которые покрыты снегом. Эта дорога называется лыжня. У лыж есть крепления, к которым крепятся лыжные ботинки. К лыжам прила­гаются лыжные палки — их используют для помощи при катании. При ката­нии мы поочередно двигаем ногами и отталкиваемся лыжными палками, наби­рая скорость. При катании на лыжах нужно соблюдать правила безопасности. Нельзя кататься с горок рядом с проезжей частью. Если вы упали на горке, быстро отползите в сторону, чтобы освободить лыжню. Ребята, а кто-то из вас катался на лыжах с родителями?

Дети. Да.

Воспитатель. Молодцы, кататься на лыжах — это не очень просто. Но если мы будем стараться и соблюдать правила, то у нас все получится и мы быстро научимся.

 

3.Беседа «Катание на санках».

 

Задачи

1. Познакомить детей с катанием на санках, сформировать представление о технике катания.

2. Обогатить словарь детей за счет слов: салазки, ледянки, санки, «ватруш­ка».

3. Воспитать у детей интерес к катанию на санках.

 

Материалы: кукла с санками, изображения санок, ледянок, «ватрушек».

 

Ход беседы

Воспитатель. Дети, посмотрите, какая кукла! (Показывает.) Скажите, что она с собой принесла?

Дети. Санки.

Воспитатель. А зачем ей санки?

Дети. Кататься с горки.

Воспитатель. Посмотрите на картинки: что на них нарисовано?

Дети. Санки, «ватрушки», ледянки.

Воспитатель. Где мы катаемся на санках?

Д е т и. В парке на горке.

Воспитатель. Как вы думаете, на санках опасно или безопасно катать­ся?

Дети. Опасно.

Воспитатель. Почему?

Дети. Можно упасть и удариться.

Воспитатель. Молодцы! Вы все правильно сказали. При катании на горке нужно соблюдать правила. Поднимайтесь на горку по очереди, осторож­но, чтобы никого не толкнуть. Съезжать нужно только сидя. Когда вы спусти­лись, быстро освободите дорожку — не задерживайте других детей.

 

4. Образовательная ситуация «Уступи другу санки».

 

Задачи

1. Учить вежливому обращению друг к другу с просьбой.

2. Развивать у детей умение делиться, уступать друг другу (санки, лопат­ки).

3. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

 

5. Подвижные игры.

 

Игра «Снайперы» (формирование точных движений, обучение метанию, развитие мышц рук).

Выставляются кегли. Дети должны сбить предметы снежками или мячами.

Игра «Попрыгунчики около санок» (обучение прыжкам, укрепление мышц ног).

Каждый ребенок стоит около своих санок. По команде воспитателя дети начинают подпрыгивать на двух ногах рядом с санками, продвигаясь вдоль них.

 

6. Экспериментирование со снегом, льдом

Текст беседы воспитатель адаптирует исходя из возможностей детей: су­ществующего опыта, словарного запаса и интереса.

 

Опыт  «Ледяная тайна»

 

Приготовьте в морозильнике ледяные кубики. Затем налейте в ведро или в глубокую миску воды и высыпьте туда получившийся лед. Что вы на­блюдаете? Кубики льда не тонут. Странно, ведь лед — это замерзшая вода.

Почему же лед плавает на поверхности? Оказывается, потому, что лед легче воды. В противном случае лед падал бы на дно, и вода в водоемах была бы от самого дна до поверхности. Мы же видим обратную картину: поверх­ность водоемов замерзает, а на дне остается незамерзшая вода.

Оказывается, с наступлением холодов вода на поверхности начинает ох­лаждаться и опускается. Помнишь, малыш, холодный воздух тоже опуска­ется, а теплый поднимается?

Так вот, холодная вода опускается и перемешивается с остальной водой по тех пор, пока температура всей воды не достигнет ноля градусов. После этого, как бы вода на поверхности ни охлаждалась, она уже не опускается и с остальной водой не перемешивается. Этот тонкий слой холодной воды на поверхности служит «покрывалом» для пруда, речки, не дает морозу сковать пруд до дна, оберегая его обитателей от замораживания.

 

7. Дидактические игры.

 

Игра «Разрезные картинки»

 

Для игры потребуются картинки с изображением зимних забав (волк-хок­кеист, медвежонок-саночник, лисенок-лыжник), разрезанные на 4 квадрата.

Воспитатель предлагает ребенку сложить из частей целую картинку: кладет целую картинку, затем дает разрезные картинки и просит собрать картинку, поглядывая на целую. Когда ребенок научится быстро собирать картинки из 4-х деталей, можно предложить ему собрать картинки из 6, 8, 10 частей. Постепенно ребенок начнет собирать картинку, не прибегая к об­разцу.

В процессе игры у ребенка можно спросить о том, кто изображен на кар­тинке, что он делает.

 

Игра «Парные картинки»

 

Цели: воспитывать способность сравнивать предметы, находить признаки сходства; активизировать слова.

Игру проводит взрослый-ведущий с одним ребенком или с тремя детьми. Для игры понадобятся большие карты с изображением спортивного инвентаря и маленькие разрезанные карточки. Все большие карты раздают детям, и они подбирают пару из маленьких карточек.

 

8. Занятие «Лепим снеговика».

 

Материалы: белые салфетки, корзина.

 

Ход занятия

 

Воспитатель. Скажите, что нужно сделать, чтобы не замерзнуть даже в большой мороз? (Ответы детей.) Нужно двигаться! Например, можно иг­рать в снежки.

Воспитатель дает детям салфетки и показывает, как их надо скомкать, чтобы получились круглые комочки«снежки». Когда «снежки» будут го­товы, воспитатель предлагает малышам бросать их в корзину.

Воспитатель. Если собрать вместе много маленьких снежков и сле­пить из них несколько больших комков, а потом поставить большие комки снега друг на друга, то получится снеговик.

 

Что за снежный человечек

Появился здесь под вечер?

Морковный нос,

В руке метла —

Его слепила детвора.

               М. Придворов

В конце занятия воспитатель спрашивает у детей, какие зимние игры-за­бавы им больше всего нравятся. Для закрепления материала на прогулке дети играют в снежки и лепят снеговика (снежную бабу).

 

9. Варианты рисования.

 

Рисование пальчиками «Зимняя картина»

На рабочем листе дети пальчиками рисуют падающий снег и на «снежный сугроб» приклеивают снежинки.

 

Рисование ватными палочками «Украсим ёлочку»

Шаблоны: елка, шары, снежинки. Дети делают узоры ватными палоч­ками.

 

Лепка «снежки»

Глина, доски, корзиночка для снежков.

 

Фотовыставка для родителей «Во что можно играть зимой»

О совмест­ной деятельности детей и воспитателей в детском саду по теме проекта.

1.  Выставка детских работ.

2.  Материалы консультаций для родителей на тему «Соблюдение правил безопасности во время зимних развлечений».

 

 

Консультация «Катание с горки»

Познакомьте детей с некоторыми правилами катания с горки, чтобы раз­влечение не привело к травмам и падениям.

На горку необходимо приходить только вместе с родителями.

Следует соблюдать очередность при подъеме.

Съезжать с горки можно только сидя.

При спуске нужно соблюдать дистанцию: начинать спуск только тогда, когда дорожка свободна.

После спуска следует быстро освободить дорожку, не задерживая других детей.

Нельзя брать на горку посторонние предметы.

 

Консультация «Катание на санках»

Катание на санках тоже может быть травматичным, поэтому заранее необ­ходимо проверить их техническое оснащение и вспомнить с детьми правила безопасности.

Перед выходом на улицу необходимо вместе с детьми проверить техниче­ское состояние санок, наличие и прочность веревки.

Выносите санки острыми полозьями вниз.

Оговорите с детьми, где вы будете кататься.

Объясните ребенку, что долго сидеть на санках без движения не рекомен­дуется, так как можно замерзнуть и заболеть.

Категорически запретите детям стоять на санках, лежать лицом вниз, бе­жать с санками навстречу другим детям, прикладываться языком к металли­ческим частям санок.

 

4-й этап — контрольно-аналитический

 

В рамках нашего проекта «Зимние игры малышей», в ходе бесед и рассмат­ривания иллюстраций было решено предложить детям создать свою книгу-сказку о зимних забавах. Мы рассказали ребятам о том, что в создании книги принимают участие авторы, фотографы и художники. Руководит всем этим главный редактор, у него есть помощники, которые собирают рассказы, стихи, фотографии.

Детям предлагается поиграть в игру «Мои помощники» и «напечатать» свою книгу. Воспитатель становится главным редактором, а дети — помощ­никами.

Детям нужно рассказать о том, что книгу сделать не так просто — для этого потребуется несколько дней. В процессе совместной деятельности дети могут рисовать, раскрашивать «зимние» картинки, придумывать рассказы по картинкам и фотографиям. Дети могут отобрать картинки и фотографии для книги. Детские рассказы по картинкам следует записать, указав их авторов. Каждый ребенок вносит свою лепту в создание книги.

 

5-й этап — итоговый

 

1. Обсуждение проекта «Зимние игры малышей»

Дети рассматривают представленные фотографии, совместно созданную книгу. Мы обращаем внимание на оформление, читаем рассказы из книжки. Благодарим друг друга за старание. Приглашаем родителей и друзей посетить выставку.

Итоговым мероприятием является совместная (вместе с детьми и родите­лями) прогулка «Прогуляемся, малыш» в близлежащий парк. Ее цель — актуа­лизация знаний и опыта, полученных в ходе проекта.

Информационно-познавательный проект «Зимние забавы малышей» мож­но реализовать в других группах, изменив концепцию и расширив задачи с учетом возраста дошкольников. Это позволит приобщить детей и родителей к физической культуре и спорту.

 

2. Итоговый мониторинг.

Цель — проследить результативность проделанной работы.

 

Вопросы к мониторингу

Что такое зимние забавы?

Какие забавы вы знаете?

Как вы проводите выходные в зимнее время?

Какая одежда нужна для спортивных игр?

Во что можно играть зимой?

 

Критерии оценки

 

Высокий уровень. Ребенок отвечает на все вопросы, проявляет активный интерес к зимним забавам на прогулке, знает названия игр и необходимого для них инвентаря.

 

Средний уровень. Ребенок частично отвечает на вопросы, при подсказ­ке может назвать виды зимних забав (игр), при возникновении предпосылок к игре малоактивен.

 

Низкий уровень. Ребенок не может ответить на вопросы с помощью взрос­лого, не разграничивает понятия.

 

3. Итоговое мероприятие: организация совместной прогулки «Прогуляемся, малыш».

 

Литература к проекту

1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в пер­вой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2. Зубкова Н. М. Пять тысяч «где», семь тысяч «как», сто тысяч «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. — СПб.: Речь, 2008.

3. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий с детьми 3—4 лет. — СПб.: Паритет, 2008.

4. Развивающие игры с малышами до трех лет: популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Т. В. Галанова, — Ярославль: Академия разви­тия, 2005.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимние игры малышей

Папка-передвижка для родителей о том, чем занять малыша на зимней прогулке[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5241414","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width...

Зимние игры малышей на свежем воздухе

Консультация для родителей...

Зимние игры малышей

Консультация для родителей...

Папка-раскладушка "Зимние игры малышей"

Папка-раскладушка "Зимние игры малышей"...

Консультация на тему: "Зимние игры малышей"

Предлагаем игры в которые можно поиграть с малышами в зимнее время года....

Советы и рекомендации родителям по тематической неделе "Зимние игры малышей"

Дистанционное обучение позволяет родителям при помощи педагогов эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома. А также получить отдых на некоторое время и заняться своими делами пока...