Конспект познавательного занятия в старшей группе «Для чего человеку кожа?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гуменнова Елена Васильевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_kozha_pomogaet_cheloveku.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в старшей группе

«Для чего человеку кожа?»

Задачи.

Развивать представления детей о коже (кожа есть у каждого человека, она гладкая, эластичная, имеет рисунок), ее основных функциях (при помощи кожи человек чувствует тепло, холод, боль; кожа защищает организм от перегревания и переохлаждения; через поры кожи человек выделяет лишнюю влагу; кожа защищает внутренние органы от попадания микробов), познавательную деятельность детей: умение принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения, устанавливать связи, сравнивать; желание узнавать о себе, стремление содержать свое тело в чистоте.

Словарная работа: кожа, сжиматься, пот, растяжение, микробы, поры, отпечатки. Оборудование: грязная кукла, кусочки льда завёрнутые в бумагу на каждого ребёнка, лупы на каждый стол, стаканы с водой на каждый стол, салфетки, краска (тушь), листы бумаги, иллюстрации с альбома « Органы чувств».

Ход занятия

Воспитатель. Дети, вы, конечно, знаете — чтобы научиться читать и писать, надо хорошо знать азбуку. А чтобы быть здоровым, ловким, выносливым, надо знать и другую азбуку-Азбуку Здоровья. Сегодня мы поговорим о том, как устроен организм человека, что надо делать, чтобы не болеть и быть всегда здоровым.

-   Давайте с вами повторим - из каких частей состоит наше тело. ( Ответы детей)

-  А внутри туловища, головы? (Ответы детей) Стук в дверь.

-  Кто-то к нам пришел... (воспитатель открывает дверь, вносит грязную куклу.)

- Это к нам пришла кукла Валя. Валечка, что же ты такая грязная? (Воспитатель разглядывает куклу, находит помятый листок со стихотворением, зачитывает)

 Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

 Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

 Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять...

И теперь мыться вообще не хочу.

Воспитатель. Права ли Валя? Почему? (Выслушиваются ответы детей.)

- Чем покрыты части тела, которые вы услышали в стихотворении? (Кожей.)

- Подумаешь, грязная кожа, она нам и чистая не нужна. Без кожи лучше? Зачем она?

Воспитатель. Давайте вместе с Валей разберемся, зачем человеку нужна кожа? Воспитатель показывает детям лёд, завёрнутый в бумагу.

Воспитатель. Как узнать, что находится в бумаге, не заглядывая внутрь? (Потрогать.) Что внутри? Как узнали? Что почувствовали? (Холод.) Чем почувствовали? (Руками) А что на руках? Кожа!

Воспитатель. Давайте проверим, чувствует ли кожа на других частях тела. Воспитатель дотрагивается до разных частей тела детей холодными и теплыми предметами, и дети говорят, что они чувствуют. Беседуют о том, что происходит с кожей, когда человеку

холодно и жарко.

Физминутка. Дети показывают движениями как им холодно и жарко.

Воспитатель. Кожа сжимается, покрывается «мурашками», становится влажной от пота.

Организуется   исследовательская деятельность   «Для чего на коже выступает пот, когда человеку  жарко».

Детям предлагается намочить одну руку в воде, а другую оставить сухой. Подуть на обе руки по очереди и сделай вывод о том, что влажной руке холоднее.

Воспитатель. Чем помогает человеку кожа? (Человек чувствует холод и тепло при помощи кожи, она защищает человека от перегревания и переохлаждения.)

 Воспитатель. Что произойдет, если кожа будет грязная, как у Вали? (Грязь заполнит поры, будет мешать поту выходить на поверхность, человеку будет плохо от перегревания.)

Воспитатель. Давайте узнаем, растягивается ли кожа? Осторожно, двумя пальцами соберите кожу в складку и затем отпустите. Почему кожа вернулась в исходное положение? Представьте, если бы кожа не тянулась, а человек все рос и рос, что бы произошло? Зачем кожа растягивается?

Воспитатель. Попробуйте ущипнуть себя за кожу. Что вы почувствовали? (Боль.) Догадайтесь, почему человеку больно, когда он поранит кожу? (Кожа чувствует боль) –Так значит без кожи лучше, не будет больно?...

Воспитатель. Зачем человеку нужно, чтобы кожа чувствовала боль? Представьте, что человек поранил спину. Если бы кожа не чувствовала боль, то он бы не заметит рану. Что бы случилось? (Попали микробы, человек заболел, стал плохо себя чувствовать.) Почему после порезов остаются шрамы, а не раны? (Кожа зарастает, чтобы не попали микробы.)

 Воспитатель. Так зачем же еще нужна кожа? (Помогает человеку защититься от микробов.)

Микробы очень маленькие, невидимые живые существа. Они могут находиться в помещениях, на земле, воздухе и даже на одежде и теле человека. Могут попасть в организм через грязные руки, немытые овощи или фрукты, воду, при дыхании. Они живут под ногтями, в больных зубах. При попадании в организм микробы быстро размножаются и вызывают болезни.

Микроб — ужасно вредное животное:

Коварное и, главное, щекотное.

 Такое вот животное в живот

Залезет и спокойно там живет.

Залезет, шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

 Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот. О.Нэш

Воспитатель. Надо же, какая кожа полезная! Интересно, что есть на коже? Организуется обследование кожи при помощи увеличительного стекла. Дети рассматривают волоски, поры, родинки и т.п., сравнивают кожу друг у друга, находят отличия. Воспитатель. Рисунок кожи у каждого человека разный.

Детям предлагается оставить на бумаге отпечатки пальцев, рассмотреть их, сравнить с рисунками других детей.

Воспитатель -Валя ты все запомнила, для чего нужна кожа? - Дети давайте повторим еще раз для Вали.