Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кочетова Марина Леонидовна

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Дети по природе своей исследователи. Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Поэтому детское экспериментирование как метод проблемного обучения в педагогическом процессе детского сада очень ценен. Он дает возможность обогатить содержание воспитательно-содержательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

СЕНТЯБРЬ. ОПЫТ № 1«Росток»

Цель.

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе,понять их значение для всего живого.

Материалы. Лоток любой формы, песок, глина,перегнившие листья.

Процесс. Приготовьте почву из песка, глины иперегнивших листьев; заполните лоток. Затемпосадите туда семечко быстро прорастающего

растения (овощ или цветок). Полейте водой ипоставьте в теплое место.

Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом,и через некоторое время у вас появится росток.

СЕНТЯБРЬ. ОПЫТ № 2«Песок»

Цель.

Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте егов лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотритеформу песчинок. Она может быть разной;расскажите детям, что в пустыне она имеетформу ромба. Пусть каждый ребенок возьмет вруки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бываютразной формы.

СЕНТЯБРЬ. ОПЫТ № 3«Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.

Материалы. Сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка ивыпустите его струйкой так, чтобы он падал водно место. Постепенно в месте паденияобразуется конус, растущий в высоту изанимающий все большую площадь у основания.

Если долго сыпать песок, то в одном месте, то вдругом возникают сплывы; движение пескапохоже на течение.

Итог. Песок может двигаться.

СЕНТЯБРЬ. ОПЫТ № 4«Рассеянный песок»

Цель.

Установить свойство рассеянного песка.

Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок,лоток.

Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка.Равномерно по всей поверхности сыпьте песокчерез сито. Погрузите без надавливания в песок

карандаш. Положите на поверхность пескакакой-нибудь тяжелый предмет (например,ключ). Обратите внимание на глубину следа,оставшегося от предмета на песке. А теперьвстряхните лоток. Проделайте с ключом и

карандашом аналогичные действия. Внабросанный песок карандаш погрузитсяпримерно вдвое глубже, чем в рассеянный.

Отпечаток тяжелого предмета будет заметноболее отчетливым на набросанном песке, чем нарассеянном.

Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Этосвойство хорошо известно строителям.

ОКТЯБРЬ. ОПЫТ № 1«Своды и тоннели»

Цель.

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок,не раздавливаются им, а выбираются целыми иневредимыми.

Материалы. Трубочка диаметром чуть большекарандаша, склеенная из тонкой бумаги,карандаш, песок.

Процесс. Вставляем в трубочку карандаш.Затем трубочку с карандашом засыпаем пескомтак, чтобы концы трубочки выступали наружу.

Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочкаосталась не смятой.

Итог. Песчинки образуют предохранительныесводы, поэтому насекомые, попавшие в песок,остаются невредимыми.

ОКТЯБРЬ. ОПЫТ № 2«Мокрый песок»

Цель.

Познакомить детей со свойствами мокрогопеска.

Материалы. Мокрый песок, формочки дляпеска.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь ипопробовать сыпать струйкой, но он будетпадать с ладони кусками. Формочки для песказаполнить мокрым песком и перевернуть ее.Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой изладони, затон может принимать любую нужнуюне форму, пока не высохнет. Когда песокнамокает, воздух между гранями песчинокисчезает, мокрые грани слипаются друг сдругом.

ОКТЯБРЬ. ОПЫТ № 3«Свойства воды»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воды(принимает форму, не имеет запаха, вкуса,цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудовразной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формыналить воды и показать детям, что водапринимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает формутого сосуда, в который она налита.

Вкус воды.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар,ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкусавода. После этого дать детям попробоватьпростую кипяченую воду. Затем положите водин стакан соль. В другой сахар, размешайте идайте попробовать детям. Какой вкус теперь

приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкустого вещества, которое в нее добавлено.

Запах воды.

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стаканводы с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода?

После ответов попросите их понюхать воду встаканах с растворами (сахара и соли). Затемкапните в один из стаканов (но так, чтобы детине видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнетвода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет темвеществом, которое в нее добавлено.

Цвет воды.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой,кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положитькристаллики разных цветов в стаканы с водой иразмешать, чтобы они растворились. Какогоцвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет тоговещества, которое в нее добавлено.

ОКТЯБРЬ. ОПЫТ № 4«Живая вода»

Цель.Познакомить детей с животворным свойствомводы.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстрораспускающихся деревьев, сосуд с водой,этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на негоэтикетку «Живая вода». Вместе с детьмирассмотрите веточки. После этого поставьтеветки в воду, а сосуд сними на видное место.Пройдет время, и они оживут. Если это ветки

тополя, они пустят корни.Итог. Одно из важных свойств воды – давать

жизнь всему живому.

НОЯБРЬ. ОПЫТ № 1«Испарение»

Цель.Познакомить детей с превращениями воды изжидкого в газообразное состояние и обратно вжидкое.

Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышкадля сосуда.

Процесс. Вскипятите воду, накройте сосудкрышкой и покажите, как сконденсированныйпар превращается снова в капли и падает вниз.

Итог. При нагревании вода из жидкогосостояния переходит в газообразное, а приостывание из газообразного обратно в жидкое.

НОЯБРЬ. ОПЫТ № 2«Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависитот температуры воздуха и находится в трехсостояниях: жидком – вода; твердом – снег,

лед; газообразном – пар.

Ход: 1) Если на улице тепло, то воданаходится в жидком состоянии. Если на

улице минусовая температура, то водапереходит из жидкого в твердое состояние(лед в лужах, вместо дождя идет снег).

2) Если налить воду на блюдце, точерез несколько дней вода испарится, она

перешла в газообразное состояние.

НОЯБРЬ. ОПЫТ № 3«Свойства воздуха»

Цель.Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, коркиапельсин и т.д.

Процесс. Возьмите ароматизированныесалфетки, корки апельсин и т.д. и предложитедетям последовательно почувствовать запахи,распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определеннойформы, распространяется во всех направленияхи не имеет собственного запаха.

НОЯБРЬ. ОПЫТ № 4«Воздух сжимается»

Цель. Продолжать знакомить детей сосвойствами воздуха.

Материалы. Пластмассовая бутылка, ненадутый шарик, холодильник, миска с горячейводой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовуюбутылку в холодильник. Когда она достаточноохладится, наденьте на ее горлышко не надутыйшарик. Затем поставьте бутылку в миску сгорячей водой. Понаблюдайте за тем, как шариксам станет надуваться. Это происходит потому,что воздух при нагревании расширяется. Теперьопять поставьте бутылку в холодильник. Шарикпри этом спустится, так как воздух приохлаждении сжимается.

Итог. При нагревании воздух расширяется, а приохлаждении – сжимается.

ДЕКАБРЬ. ОПЫТ № 1«Воздух расширяется»

Цель:Продемонстрировать, как воздух расширяетсяпри нагревании и выталкивает воду изсосуда (самодельный термометр).

Ход: Рассмотреть "термометр", как онработает, его устройство (бутылочка,

трубочка и пробка). Изготовить модельтермометра с помощью взрослого.

Проделать шилом отверстие в пробке,вставить ее в бутылочку. Затем набратькаплю подкрашенной воды в трубочку ивоткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагретьбутылочку в руках, капля воды подниметсявверх.

ДЕКАБРЬ.  ОПЫТ № 2«Вода при замерзании расширяется»

Цель:Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитныесвойства снега. Доказать, что вода призамерзании расширяется.

Ход: Вынести на прогулку две бутылки(банки) с водой одинаковой температуры.

Одну закопать в снег, другую оставить наповерхности. Что произошло с водой?Почему в снегу вода не замерзла?Вывод: В снегу вода не замерзает, потому чтоснег сохраняет тепло, на поверхностипревратилась в лед. Если банка илибутылка, где вода превратилась в лед ,лопнет, то сделать вывод, что вода призамерзании расширяется.

ДЕКАБРЬ. ОПЫТ № 3«Жизненный цикл мушек»

Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

Материалы. Банан, литровая банка, нейлоновый чулок,

аптечная резинка (колечком).

Процесс. Очистить банан и положить его в банку.Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневнопроверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушкидрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и

завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня,а по истечении этого срока отпустите их всех. Сновазакройте банку чулком. В течение двух недельнаблюдайте за банкой.

Итоги. Через несколько дней вы увидите ползающих подну личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а, вконце концов, появятся мушки. Дрозофил привлекаетзапах спелых фруктов. Они откладывают на фруктахяйца, из которых развиваются личинки и потомобразуются куколки. Куколки похожи на коконы, вкоторые превращаются гусеницы. На последней стадии

из куколки выходит взрослая мушка, и циклповторяется снова.

ДЕКАБРЬ. ОПЫТ № 4«Почему, кажется, что звезды движутся по

кругу»

Цель.Установить, почему звезды движутся по кругу.

Материалы. Ножницы, линейка, белый мелок,карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

Процесс. Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см.Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленькихточек. Проткните круг по центру карандашом иоставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав

карандаш между ладоней, быстро крутите его.

Итоги. На вращающемся бумажном круге появляютсясветовые кольца. Наше зрение на некоторое времясохраняет изображение белых точек. Из-за вращениякруга их отдельные изображения сливаются в световыекольца. Подобное случается, когда астрономыфотографируют звезды, делая при этом многочасовыевыдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине

длинный круговой след, как будто звезды двигались покругу. На самом же деле движется сама Земля, а звездыотносительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, чтодвижутся звезды, движется фотопластинка вместе с

вращающейся вокруг своей оси Землей.

ЯНВАРЬ.  ОПЫТ № 1«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель.Подвести детей к пониманию зависимостисостояния снега (льда) от температурывоздуха. Чем выше температура, тем быстреерастает снег.

Ход: 1) В морозный день предложить детямслепить снежки. Почему снежки неполучаются? Снег рассыпчатый, сухой. Чтоможно сделать? Занести снег в группу, черезнесколько минут пытаемся слепить снежок.Снег стал пластичный. Снежки слепили.Почему снег стал липким?

2) Поставить блюдца со снегом в группена окно и под батарею. Где снег быстреерастает? Почему?

Вывод: Состояние снега зависит от температуры

воздуха. Чем выше температура, тем быстрее

тает снег и изменяет свои свойства.

ЯНВАРЬ.  ОПЫТ № 2«Как работает термометр»

Цель.Посмотреть, как работает термометр.

Материалы. Уличный термометр или термометр дляванной, кубик льда, чашка.

Процесс. Зажмите пальцами шарик с жидкостью натермометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед.Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, гденаходится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет

себя столбик жидкости на термометре.

Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик натермометре начинает подниматься; когда же вы опустилитермометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Теплоот ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когдажидкость нагревается, она расширяется и поднимается изшарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло изградусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме иопускается вниз по трубке. Уличными термометрамиобычно измеряют температуру воздуха. Любые измененияего температуры приводят к тому, что столбик жидкости

либо поднимается, либо опускается, показывая темсамым температуру воздуха.

ЯНВАРЬ. ОПЫТ № 3«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании.Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля,вазелин, лупа.

Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, какдоказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знанияо процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздухдолжен поступать внутрь растения и выходить из него.

Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстиетрубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышатьчерез трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускаютвоздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в

листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат.Чтобы проверить это, смазывают одну или обе сторонылиста вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают залистьями.

Итоги. Листочки «дышат» своей нижней стороной,потому что те листочки, которые были смазанывазелином с нижней стороны, погибли.

ЯНВАРЬ.  ОПЫТ № 4«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют вдыхании.

Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинномчерешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздухчерез листья внутрь растения. Высказываютсяпредположения о том, как обнаружить воздух: детирассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия),погружают стебель в воду (наблюдают выделениепузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт«Сквозь лист» в следующей последовательности: а)наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебляпогрузился в воду; плотно замазывают пластилиномотверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделываютотверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобыкончик не достал до воды, закрепляют соломинкупластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают избутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебляначинают выходить пузырьки воздуха.

Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно

выделение пузырьков воздуха в воду.

ФЕВРАЛЬ. ОПЫТ № 1«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении;доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая,две прозрачные емкости с проростками фасоли,пульверизатор, растительное масло, два одинаковыхрастения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растетлучше другого. Рассматривают, определяют, что в одномгоршке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотнаяпочва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки вводу (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной

земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют,нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковыхпроростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой.В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетаютвоздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, втретью – на поверхность воды наливают тонкий слойрастительного масла, который препятствует прохождениювоздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков(хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей

– растение гибнет).

Итоги. Воздух необходим для корешков, зарисовываютрезультаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва,чтобы к корешкам был доступ воздуха.

ФЕВРАЛЬ. ОПЫТ № 2«Что выделяет растение?»

Цель.Установит, что растение выделяет кислород. Понятьнеобходимость дыхания для растений.

Материалы. Большая стеклянная емкость сгерметичной крышкой, черенок растения в воде илималенький горшочек с растением, лучинка, спички.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, почемув лесу так приятно дышится. Дети предполагают, чторастения выделяют кислород для дыхания человека.Предположение доказывают опытом: помещают внутрьвысокой прозрачной емкости с герметичной крышкойгоршочек с растением (или черенок). Ставят в теплое,светлое место (если растение дает кислород, в банке егодолжно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит

перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банкекислород (кислород горит). Наблюдают за яркойвспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразупосле снятия крышки.

Итоги. Растения выделяют кислород.

ФЕВРАЛЬ.  ОПЫТ № 3«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель.Установить наличие в листьях питания длярастений.

Материалы. Кипяток, лист бегонии (обратнаясторона окрашена в бордовый цвет), емкостьбелого цвета.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить, есть липитание в листьях, окрашенных не в зеленыйцвет (у бегонии обратная сторона листаокрашена в бордовый цвет). Дети предполагают,что в этом листе нет питания. Взрослыйпредлагает де5тям поместить лист в кипящуюводу, через 5 – 7 минут его рассмотреть,зарисовать результат.

Итоги. Лист становится зеленым, а водаизменяет окраску, следовательно, питание влисте есть.

ФЕВРАЛЬ.  ОПЫТ № 4«На свету и в темноте»

Цель.Определить факторы внешней среды,необходимые для роста и развития растений.

Материалы. Лук, коробка из прочного картона,две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить спомощью выращивания лука, нужен ли свет дляжизни растений. Закрывают часть лука колпаком

из плотного темного картона. Зарисовываютрезультат опыта через 7 – 10 дней (лук подколпаком стал светлым). Убирают колпак.

Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовываютрезультат (лук на свету позеленел – значит в нем

образовалось питание).

МАРТ.   ОПЫТ № 1«Кому лучше?»

Цель.Выделить благоприятные условия для роста иразвития растений, обосновать зависимостьрастений от почвы.

Материалы. Два одинаковых черенка, емкость сводой, горшок с почвой, предметы ухода зарастениями.

Процесс. Взрослый предлагает определить,могут ли растения долго жить без почвы (немогут); где они лучше растут – в воде или впочве. Дети помещают черенки герани в разныеемкости – с водой, землей. Наблюдают за ними

до появления первого нового листочка.Оформляют результаты опыта в дневникенаблюдений и в виде модели зависимостирастений от почвы.

Итоги. У растения в почве первый лист появилсябыстрее, растение лучше набирает силу; в водерастение слабее.

МАРТ. ОПЫТ № 2«Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы дляжизни растений, влияние качества почвы на рости развитее растений, выделить почвы, разные по

составу.

Материалы. Черенки традесканции, чернозем,глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадкирастений (чернозем, смесь глины с песком). Детисажают два одинаковых черенка традесканции в

разную почву. Наблюдают за ростом черенковпри одинаковом уходе в течение 2-3 недель (вглине растение не растет, в черноземе – растет

хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две неделиотмечают результат опыта (у растенияотмечается хороший рост).

Итоги. Черноземная почва гораздоблагоприятнее других почв.

МАРТ. ОПЫТ № 3«Лабиринт»

Цель. Установить, как растение ищет свет.

Материалы. Картонная коробка с крышкой иперегородками внутри в виде лабиринта: в одномуглу картофельный клубень, в противоположном

– отверстие.

Процесс. В коробку помещают клубень,закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркоеместо, отверстием к источнику света. Открываюткоробку после появления из отверстия ростковкартофеля. Рассматривают, отмечая их

направления, цвет (ростки бледные, белые,искривленные в поисках света в одну сторону).Оставив коробку открытой, продолжают втечение недели наблюдать за изменение цвета инаправлением ростков (ростки теперь тянутся вразные стороны, они позеленели).

Итоги. Много света – растению хорошо, онозеленое; мало света – растению плохо.

МАРТ. ОПЫТ № 4«Как образуется тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимостьот источника света и предмета, ихвзаимоположения.

Ход: 1)Показать детям теневой театр. Выяснить,все ли предметы дают тень. Не дают теньпрозрачные предметы, так как пропускают черезсебя свет, дают тень темные предметы, так какменьше отражаются лучи света.

2) Уличные тени. Рассмотреть тень наулице: днем от солнца, вечером от фонарей иутром от различных предметов; в помещении отпредметов разной степени прозрачности.

Вывод: Тень появляется, когда есть источник света.Тень – это темное пятно. Световые лучи не могутпройти сквозь предмет. От самого себя можетбыть несколько теней, если рядом несколькоисточников света. Лучи света встречают преграду- дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее

предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чемна солнце.

АПРЕЛЬ.  ОПЫТ № 1«Что нужно для питания растения?»

Цель.Установить, как растение ищет свет.

Материалы. Комнатные растения с твердымилистьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

Процесс. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будетпадать свет (часть листа будет светлее).Предположения детей проверяются опытом;часть листа заклеивают пластырем, растение

ставят к источнику света на неделю. Черезнеделю пластырь снимают.

Итоги. Без света питание растений необразуется.

АПРЕЛЬ. ОПЫТ № 2«Что потом?»

Цель.Систематизировать знания о циклах развитиявсех растений.

Материалы. Семена трав, овощей, цветов,предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку ссеменами, выясняет, во что превращаютсясемена. В течение лета выращивают растения,фиксируя все изменения по мере их развития.

После сборов плодов сравнивают своизарисовки, составляют общую схему для всехрастений с использованием символов, отражаяосновные этапы развития растения.

Итоги. Семечко – росток – взрослое растение –цветок – плод.

АПРЕЛЬ. ОПЫТ № 3«Как обнаружить воздух»

Цель:Установить, окружает ли нас воздух и как егообнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Ход: 1) Предложить заполнитьполиэтиленовые мешочки: один мелкими

предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки.Мешочек с предметами тяжелее, предметыощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий,

выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламяотклоняется, на него действует поток воздуха.Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) надсвечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке измейка вращается, но не опускается вниз, так как ееподнимает теплый воздух.

3) Определить движение воздуха сверху вниз отдверного проема (фрамуги). Теплый воздухподнимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а

холодный тяжелее – он входит в помещение снизу.

Затем воздух согревается и опять поднимается вверх,так получается ветер в природе.

АПРЕЛЬ. ОПЫТ № 4«Для чего корешки?»

Цель.Доказать, что корешок растения всасывает воду;уточнить функцию корней растений; установитьвзаимосвязь строения и функций растения.

Материалы. Черенок герани или бальзамина скорешками, емкость с водой, закрытая крышкойс прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенкибальзамина или герани с корешками, выясняют,для чего корни нужны растению (корнизакрепляют растения в земле), забирают ли ониводу. Проводят опыт: помещают растение в

прозрачную емкость, отмечают уровень воды,плотно закрывают емкость крышкой с прорезьюдля черенка. Определяют, что произошло с

водой спустя несколько дней.Итоги. Воды стало меньше, потому что корни

черенка всасывают воду.

МАЙ.  ОПЫТ № 1  «Как увидеть движение воды черезкорешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду,уточнить функцию корней растения, установитьвзаимосвязь строения и функции.

Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Процесс. Дети рассматривают черенки герани илибальзамина с корешками, уточняют функции корешков(они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). Ачто еще могут брать корешки из земли? Предположениядетей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухойкраситель – «питание», добавляют его в воду,размешивают. Выясняют, что должно произойти, если

корешки могут забирать не только воду (корешокдолжен окраситься в другой цвет). Через несколькодней результаты опыта дети зарисовывают в видедневника наблюдений. Уточняют, что будет срастением, если в земле окажутся вредные для неговещества (растение погибнет, забрав вместе с водойвредные вещества).Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой идругие вещества, находящиеся в почве.

МАЙ. ОПЫТ № 2«Как влияет солнце на растение»

Цель:Установить необходимость солнечногоосвещения для роста растений. Как влияетсолнце на растение.

Ход: 1) Посадить лук в емкости. Поставить насолнце, под колпак и в тень. Что произойдет срастениями?

2) Убрать колпак с растениям. Какойлук? Почему светлый? Поставить на солнце,лук через несколько дней позеленеет.

3) Лук в тени тянется к солнцу, онвытягивается в ту сторону, где солнце.

Почему?

Вывод: Растениям нужен солнечный свет дляроста, сохранения зеленой окраски, так каксолнечный свет накапливает хлорофитум,который дает зеленую окраску растениям идля образования питания.

МАЙ. ОПЫТ № 3«Как устроены перья у птиц»

Цель:Установить связь между строением и образомжизни птиц в экосистеме.

Материалы: перья куриные, гусиные, лупа, замокмолния, свеча, волос, пинцет.

Процесс. Дети рассматривают маховое перо птицы,обращая внимание на стержень и прикрепленные к немуопахало. Выясняют, почему оно падает медленно,плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня –пустота). Взрослый предлагает помахать пером,понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машеткрыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя

волосков, сохраняя поверхность). Рассматриваютопахало через сильную лупу (на бороздках пера естьвыступы и крючочки, которые могут между собойпрочно и легко совмещаются, как бы застегиваяповерхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы,выясняют, чем оно отличается от махового пера(пуховое перо мягкое, волоски между собой несцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньшепо размеру) дети рассуждают, для чего птицам такиеперья (они служат для сохранения тепла).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

Перспективное планирование опытнической деятельности в старшей группе детского сада

перспективный план опытнической деятельности в старшей группе детского сада на квартал...

Конспект прогулки зимой во второй младшей группе По дисциплине: «Теория и методика экологического образования»

Конспект прогулки зимой во второй младшей группеЦель: Формировать у детей представления об этом времени года. Ход прогулки:- Ребята, почему участок сегодня совсем другой? Какая сегодня погод...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности в старшей группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНобразовательной деятельностив старшей группе2020/2021учебный год...

Перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериме...