"Ходит капелька по кругу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бувака Марина Владимировна

Конспект интегрированного НОД для детей старшей группы по экологии с элементами экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ходит капелька по кругу36.05 КБ

Предварительный просмотр:

 "Ходит капелька по кругу»

Конспект интегрированного  занятия   для детей старшей  группы по экологии с элементами экспериментирования.

Цель: содействие познавательному и речевому развитию, экспериментальной деятельности детей через знакомство с круговоротом воды в природе.

Задачи:

  • Уточнить знания детей о воде и ее значении для всего живого;
  • Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое круговорот воды в природе;
  • Обогатить словарь: испаряется, просачивается, круговорот;
  • Формировать умение анализировать и обобщать.
  • Организовать продуктивную деятельность, опираясь на опыт детей.
  • Предложить детям для закрепления нового материала, рассказать о круговороте воды взрослым.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: 

Инвентарь для опытов: одноразовые глубокие тарелки, губки, стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой  (по количеству детей), парные картинки по количеству детей, картинки - модели « Как капелька путешествует», клей.

Демонстрационный материал:

Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка).
ИКТ средства.

                                       

(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд)  

Ход занятия:

       Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть! Сегодня нас ждет очень много интересного. Я думаю, что вы обязательно справитесь со всеми заданиями и весь день у вас будет хорошее настроение. Но для этого надо улыбаться друг другу и конечно же помогать.

       Воспитатель: Хочу я вам,  ребята, сказку рассказать. Слушайте внимательно…

Сказка

      Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.

      Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего  не останется одна пустыня).

      Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает,  а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

      Воспитатель:  Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

(гипотезы детей)

      Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело -  Вода пропала! Нужно Водяному помочь  найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?

        1 этап. Проблема практики:  

      Воспитатель: Я предлагаю отправить на помощь водяному группу научных сотрудников. Вы согласны? Тогда вперед!

Но прежде давайте в них превратимся: 1,2,3, наклонись; 1,2,3 повернись; 1,2,3, покружись в научных сотрудников  превратись. (одевают халаты).

А чтобы попасть в сказку нам надо спуститься в этот волшебный колодец.

 (НА ПРОЕКТОРЕ-  1 слайд Включить звук)  

         2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец»

 (дети перешагивают через обруч).

В сказке:

На проекторе анимированное изображение подводного царства.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 2 слайд)  

       Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые  чудеса.

      Смотрите, а  Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым  делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

       3 этап. Решение проблемы:

Опыт №1 испарение воды

       Воспитатель: Ребята смотрите что там, на  камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.

      Ребята! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.

Вы позволите мне его открыть?

 (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

       Воспитатель:  А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

Откуда пар в термосе? (дети отвечают)

(Вода при нагревании превратилась в пар)

 Опыт №2.  Капли на зеркале.

       Воспитатель:  А вдруг это не вода? У меня есть  один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).

(Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

       Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.

Горячая вода испаряется, в пар превращается.

Выходит, может вода испаряться?

       Воспитатель:  Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?

 (гипотезы детей)

(НА ПРОЕКТОРЕ- 3 слайд  включить звук)  

Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» Воспитатель сопровождает текстом:

       Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок.  Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.

Воспитатель: А что происходит потом, как вы думаете? (Идет дождь)

- Давайте проведем эксперимент.

      Опыт 2. Дождь

Перед вами стоят тарелочки, в тарелочках вода, это наш водоём. Возьмите пожалуйста в руки губки и скажите губка лёгкая? (лёгкая как облачко) А теперь наберите чуть-чуть водички, так, чтобы губка впитала капельки воды (набрали). Поднимите губку и скажите, губка потяжелела? А теперь давайте посмотрим как из тучки льётся дождь. Сожмите губку одной рукой, что пошло из тучки? (дождь) Капельки снова из тучки спустились вниз.

Воспитатель: Ребята, сейчас что мы с вами наблюдали?  Как в тучку, набираются капельки воды и в виде дождя спускаются вниз.

Физминутка «Капельки»

- А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и порезвиться с капельками.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 4 слайд)  

    Воспитатель: Ребята! Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.  

Опыт №3 (с землей)

Воспитатель: Будем работать в парах. Я предлагаю каждому взять картинку и найти свою пару (парные картинки). Присаживайтесь за столы.

    Воспитатель: У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.

 (одновременно дети с воспитателем поливают землю)

    Воспитатель:  Ну и как?  может вода сквозь землю просочиться?

(дети отвечают)

    Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?

(гипотезы детей)

    Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна

 (нажать на раковину и раковина увеличивается)

     Смотрите, какая большая жемчужина, да это же настоящая  сказочная скрытая подводная  фотокамера.

(нажать на жемчужину она увеличивается)

    Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.

Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.

 (Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)

(НА ПРОЕКТОРЕ- 6 слайд  включить звук, затем кликнуть мышкой)  

 Воспитатель:

  • Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
  • В облака собирается.
  • Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
  • Ветерок их подгоняет.
  • Облака в тучку собираются.
  • Тучка дождик несет.
  • А как станет тяжело нести, на землю прольет.
  • Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
  • В реки подземные попадут и потекут не спеша.
  • А как к земле пробьются, родником обернутся.
  • Ручейками по земле потекут.
  • А ручейки в озёра, реки впадают.
  • Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
  • А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 20 слайд)  

     Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

(дети отвечают)

Давайте и Водяного успокоим. Расскажем ему, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.

(дети говорят теплые слова Водяному)

     Воспитатель: Не грусти больше Водяной и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.

     Воспитатель: Ребята! Водяной очень рад вашим исследованиям, больше никогда воду не потеряет.

     Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас уважаемые научные сотрудники  нам в обратный путь пора!

(НА ПРОЕКТОРЕ-  1 слайд Включить звук)  

            4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец»                                                  (дети перешагивают через обруч).

Осталось только отчет о проделанной работе  составить, куда вода девается.  

Проходите за столы.

(Воспитатель дает конверты с заданием)

Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.

(дети работают, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).

     Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить.

 (дети наклеивают) 

           5 этап. Рефлексия:

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали нового? Что больше всего понравилось?

Ребята, я хочу вам дать еще одно очень важное задание. Забрать свои схемы – отчеты домой и рассказать своим младшим братьями сестрам, родителям о круговороте воды в природе.

У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!

Спасибо ребята вам за работу! Я очень рада, что с вами познакомилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"

Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"...

Тема: «Ходит капелька по кругу»

(интегрированное занятие)...

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...

К проекту Занятие «Ходит капелька по кругу»

Цели:- создать целостное представление о воде как о природном явление;- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;- формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическо...

Ходит капелька по кругу

Конспект совместно-организованной деятельности педагога с детьми старшей  группы с задержкой психомоторного развития с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...

Круговорот воды в природе. Экологическая сказка «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование общего представления у детей о круговороте воды в природе....