Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Методика экспериментально-исследовательской деятельности с дошкольниками"
    консультация по окружающему миру по теме

    Цимбал Руфина Субхановна

    Данный материал поможет воспитателям в работе по организации экспериментально-исследовательской деятельности с дошкольниками

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_eksperimentalnoy.docx20.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

    Организуя с воспитанниками ДОУ экспериментально-

    исследовательскую деятельность необходимо учитывать, что эксперименты

    бывают:

    – индивидуальные или групповые

    – однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом

    растений, помещённых в разные условия и т.д.);

    – по характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:

    • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние

    объекта или одно явление),

    • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

    • обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности

    процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

    – по способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и

    фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а воспитанники

    следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда

    исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не

    может быть дан в руки детям или он представляет для детей определённую

    опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных

    случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле

    соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

    В качестве условий проведения экспериментирования выделяются

    следующие:

    – учёт того, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения,

    т.к. именно в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает

    активно развиваться а затем заменяться словесно-логическим и когда

    начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию

    проговаривания своих действий вслух;

    – учёт индивидуальных различий, имеющихся у детей;

    – необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные

    способы вовлечения воспитанников в работу, особенно тех, у которых ещё не

    сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры

    на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная

    работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя

    по указанию детей, например, при демонстрационных экспериментах,

    сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.;

    – педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают

    самостоятельно.

    – в работе с воспитанниками надо стараться не проводить чёткой границы

    между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не

    самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Прежде чем приступать к экспериментальной деятельности

    воспитателям необходимо провести подготовительную работу:

    1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и

    дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме

    исследования.

    2. Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с

    целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.

    3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

    4. Определение основных форм работы с воспитанниками.

    5. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую

    повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка

    конспектов по ООД с элементами экспериментирования.

    6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации на практике

    экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка

    экспериментирования:

    • специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),

    •природный материал (камешки, песок, семена и т.п.),

    •утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)

    •прочие материалы - лупы, термометры…

    7. Подборка практического материала, включающего:

    7.1. Работа с воспитанниками:

    – конспекты ООД с элементами экспериментирования;

    – перспективный план по проведению непосредственно экспериментов;

    – картотеку экспериментов.

    7.2. Работа с родителями (законными представителями):

    – консультации по данной теме;

    – памятки.

    Приступая к организации непосредственной экспериментальной-

    исследовательской деятельности необходимо осуществлять работу по

    определённому алгоритму:

    1. Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей

    на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы.

    2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу

    возникших вопросов, проблем.

    3. Экспериментальная проверка или предметно-символическая

    фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.

    4. Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение

    «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с

    родителями (законными представителями).

    Реализация поставленных задач по организации экспериментирования

    осуществлялась в трёх основных формах:

    • организованная образовательная деятельность,

    • самостоятельная деятельность воспитанников,• совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником.

    Организованная образовательная деятельность.

    Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой

    теме, чтобы решить все поставленные задачи.

    Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети всё

    проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий»

    чувство радости.

    Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли

    для себя что-то новое – это «Занятия – открытия», много удивлялись – это

    «Занятия-удивления».

    После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе

    которых лежит познавательный мотив.

    Примерная структура экспериментального (исследовательского)

    занятия:

    1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта

    проблемной ситуации.

    2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до

    занятия).

    3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.

    4. Уточнение плана исследования.

    5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне

    исследования.

    6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров

    группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и

    результаты: совместной деятельности детей в группах.

    7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментиро-

    вания.

    Самостоятельная деятельность воспитанников.

    Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в

    условиях развивающей среды особую значимость имеют приёмы,

    стимулирующие развитие их познавательной активности.

    Рассмотрим несколько примеров:

    • Наличие модели последовательности деятельности помогает детям

    самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения,

    почувствовать себя исследователями.

    • Проблемная ситуация.

    • «Чудесная коробка» с предметами.

    • Совместное начинание.

    Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со

    сверстником

    Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма

    организации работы с детьми в экспериментальной деятельности. Позитивные моменты:

    – закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

    – продолжение работы по расширению представлений о предметах и

    явлениях;

    – свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти

    от намеченного плана);

    – роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнёр);

    – в процессе экспериментальной деятельности воспитанники получают

    возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как,

    зачем, а что будет, если), почувствовать себя учёными, исследователями,

    первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все

    органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже

    пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

    Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста

    организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут.

    Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и

    познавательных интересов воспитанников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками с ослабленным зрением".

    Консультация для воспитателей:Проектно – исследовательская деятельность с дошкольниками с ослабленным зрением....

    Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

    Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

    Консультация для педагогов "Нетрадиционные приемы рисования с дошкольниками"

    Рисунок - зеркало чувств, зрелости, развитости вашего малыша. Дети отражают в рисунках свой внутренний мир, поэтому обязательно вглядывайтесь в то, как рисует ваш малыш, прислушивайтесь к тому, что ра...

    Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"

    «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»                                ...

    Консультация для воспитателей "Планирование совместной деятельности с детьми с учётом интеграции образовательных областей"

    Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад – это место, где ребёнок получает ...

    Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников»

    Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.Чем разнообразнее и ...

    Консультация для родителей"Экспериментально - исследовательская деятельность в детском саду"

    В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах на...