«Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста».
консультация по окружающему миру на тему

Синицына Любовь Николаевна

Прививать любовь к природе с раннего возраста необходима.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синицына Любовь Николаевна,

Воспитатель

СП «Детский сад № 4 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» г. Рузаевка.

«Воспитание любви к природе у детей дошкольного  возраста».

К.Д. Ушинский был убеждён в том, что тот ребёнок несчастен, который вырос,  не видя лугов, не любуясь полевыми цветами…. Зовите меня варваром в педагогике, - писал он, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт, имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души,  с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Природа – беспредельный склад, и конечно,  запасы её истощимы, поэтому деятельность человека  в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с этого возраста человек познаёт  красоту, разнообразие природы.

Прививать любовь к природе с раннего возраста необходимо по двум причинам:  во - первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;  во - вторых, для развития более сложных  нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе  порой  противоречиво: положительно относясь к природе, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают, - «ласкают» животных…). Иногда, ошибочно думают, эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения.

Интересный пример приведён в книге Б.Рябинина «О любви к живому». «Ребёнок пугает голубей».  На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая, ему нравиться, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, и вот тут и первопричина зла». Руководство взрослого необходимо, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно- эстетическое чувство, предлагающее активную, действенную позицию ребёнка.  Ведь у детей недостаточно развито инициативное отношение к обьектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки деревьев, но и не подвяжет сломанные.

Решение таких задач, как воспитание к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единство требований детского сада и семьи.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы. Например: Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце  заверну и бантики завяжу»…), тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Но наличие знаний не говорит об осознанном и устойчивом, положительном отношении ребёнка  к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных находящихся дома: «Приготовь корм попугаю», «Покорми собачку», «Налей воду кошке»…

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных», прогулки на природе. Во время прогулок  интересно показать детям растения, которые занесены в Красную книгу, познакомить с лекарственными травами, их так названиями. Дети легко запоминают названия, как мать – и мачеха, валериана, подорожник, и другие.  После таких бесед они бережно будут относиться к растениям, даже широко распространённым. Важно создать эмоциональный контакт ребёнка  с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что – то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто посмотрит красоту вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь эстетического  и этического способствует формированию действенной любви к природе.

Список литературы:

1.Рябинин. Б.С. О любви к живому [Текст] / Б. С. Рябинин. - Москва : Просвещение, 1966.                                                                                             2.Шипицына Л.М.  - Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (2010)                                                     3.журнал «Дошкольное воспитание» № 7; 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Воспитание любви к природе у детей"

Консультация для родителей о том как воспитать любовь к природе у детей-дошкольников....

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

Отчет воспитателя по углубленной работе по теме: "«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»

Материал поможет рассмотреть формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, приносящие положительные результаты в освоении материала....

Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста.

Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за сост...

Воспитание любви к природе у детей младшего возраста.

Учить детей любить и уважать природу....

Консультация для родителей «Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Воспитание любви к природе у детей"

В консультации объясняются причины неэкологичного поведения детей и методы по их коррекции....