Сборник дидактических игр по ознакомлению с растениями детей 5 – 6 года жизни
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Козьякова Маргарита Рафитовна

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_didakticheskih_igr_po_oznakomleniyu_s_rasteniyami.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный орган управления образования

городского округа Краснотурьинск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8»

Сборник дидактических игр

по  ознакомлению с растениями

детей 5 – 6 года жизни

г. Краснотурьинск, 2017 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..

3

Кто быстрее…………………………………………………………………………

4

Горячо – холодно…………………………………………………………………..

4

Найди по описанию………………………………………………………………..

4

Скорая помощь (экологическая игра на  прогулке)……………………………..

5

Лото « Что где растет?»……………………………………………………………

5

Аптека Айболита……………………………………………………………………

5

Что где зреет?.............................................................................................................

6

Чего не стало?............................................................................................................

6

Следопыты………………………………………………………………………….

6

Что изменилось?........................................................................................................

7

Найди такой же……………………………………………………………………...

7

Где спряталась матрешка…………………………………………………………..

7

Найди листок, какой покажу………………………………………………………

8

Найди в букете такой же листок…………………………………………………..

8

Такой листок, лети ко мне!.......................................................................................

9

Листик……………………………………………………………………………….

9

Найди свой дом…………………………………………………………………….

9

Магазин цветов……………………………………………………………………..

10

Где растут цветы……………………………………………………………………

10

Список используемой литературы………………………………………………...

11

Введение

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически.

Дидактические  игры способствуют социально — нравственному развитию ребенка — дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.

1. Кто быстрее

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения

Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.

Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения)

Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных растений. Называет одно из них. Например, подснежник. Дети собирают все карточки с изображение подснежника. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

2. Горячо – холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

           Игровая задача: найти, где спрятан игровой персонаж.

           Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материал: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры: карточки с изображение растений раскладываются по группе.  Воспитатель или ведущий прячет под карточку с изображением одного из растений карточку с игровым персонажем (Карлсона, Гнома, Незнайки…) Дети в это время стоят, отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Гном спрятался под хвойным деревом»,  «Гном спрятался под луговыми цветами». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

3. Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.

4. Скорая помощь (экологическая игра на прогулке)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» - деревья, кустарники, растения. Заметить изувеченные, засохшие, сломанные ветви, засохшие растения. Оказать им посильную помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы, лейки…

Ход игры: на прогулке дети обходят участок – «делают обход»; если есть  «больные», им оказывается помощь.

5. Лото « Что где растет?»

Цель: закрепить умение классифицировать растения по месту произрастания, развивать внимательность и наблюдательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые зоны (поля) – луг, лес, водоем, болото, тайга, пустыня, джунгли…Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле.

6. Аптека Айболита

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

7.Что где зреет?

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка

8. Чего не стало?

Цель: учить называть растение по памяти  (без зрительного контроля), развивать внимание и наблюдательность.

Игровая задача: отгадать, какого растения не стало.

Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Материал: на стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

9. Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

10.Что изменилось?

Цель: закреплять знания детей о растениях, их названиях , уметь находить сходства по соответствующим признакам.

Игровая задача: поиск похожего предмета по сходству.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Материалы: одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Ход игры: Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

11. Найди такой же

Цель: закрепить знания о внешнем виде комнатных растений, развивать внимательность и наблюдательность.

Игровая задача: дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Материалы: на двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Ход игры: Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-

ли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений  (без зрительного контроля).

12.Где спряталась матрешка

Цель: учить находить предмет по перечисленным признакам, развивать наблюдательность и учить делать простейшие выводы.

Игровая задача: поиск спрятанной игрушки.

Правило: смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Материалы: на столе расставляют 4—5 растений

Первый вариант.

Ход игры: Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

Второй вариант.

Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.

 

13. Найди листок, какой покажу

Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.

Игровая задача: бег детей с определенными листочками.

Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал воспитатель.

Ход игры : Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

Игра повторяется с разными листьями.

14.Найди в букете такой же листок

Цель: развивать внимание и наблюдательность, поддерживать интерес детей к растениям.

Игровая задача: поиск похожего предмета.

Правило: листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Материалы: подобрать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листика ми букета.

15.Такой листок, лети ко мне!

Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.

Игровая задача: подбежать к воспитателю по его сигналу.

Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.

Материалы: подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).

Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!»

Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

16. Листик

Цель: развивать внимание и наблюдательность, поддерживать интерес детей к растениям.

Игровая задача: поиски предмета.

Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.

Ход игры: Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

17.Найди свой дом

Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.

Игровая задача: поиск «домика» по определенному признаку.

Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Ход игры: В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом».

18. Магазин цветов

Цель: Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.

Игровая задача: Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.

Ход игры: На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

19. Где растут цветы

Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы.

Игровая задача: Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.

Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.

Ход игры: Дети рассматривают все предложенные растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

Список используемой литературы

1. Богданец Т. Охранять среду обитания – наша задача // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста

2. Васина А.К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. - № 12.

3. Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста

4. Горщенко Е. Природа и люди. М., Просвещение, 1988.

5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.

6. Егоренков Л.И. Основы экологии и охраны окружающей среды. М., ГУЗ, 1994.

7. Зенина Т. «На планете все твое и все мое» // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе по программе С. Николаевой «Юный эколог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни

в сборник входят дидактические игры, которые разделены по разделам: ребенок и здоровье, полезные продукты,личная гигиена, тело человека, ребенок на улицах города, врачи-наши помощники, опасные предмет...

Консультация для родителей «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками детей первого года жизни»

Целевая группа: родители детей до года, не посещающих детский садПланируемые результаты: умение использовать на практике полученные знания для успешного развития действий рук ребёнка.Регламент работы ...

Методическая разработка : Сборник упражнений по методике «Эйдетика» для детей 5 года жизни

Методическая разработка : Упражнения по методике " Эйдетика " для детей 5 года жизни...

Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений 3-4 года

   Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Как извес...