Проект "Насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Куковерова Ольга Анатольевна

Информационно-творческий проект для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt1.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:


                     
Проект: «Насекомые».

Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (муз. руководитель, руководитель физ. воспитания, учителя - логопеды).

Актуальность проекта: Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Проблема: Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.

Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.

Задачи проекта:
Общеобразовательные:
- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- Формирование познавательного интереса к насекомым.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе
Развивающие:
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;

Предполагаемый результат:
- Консультации для родителей на темы: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Дидактические игры, пособия, методические материалы для проведения                                                   НОД.
- Выставка продуктивной деятельности детей и родителей: «Букашечки-таракашечки».
- Презентация собранных материалов.
- Коллаж «Насекомые»

Работа над проектом:
I этап – аналитический:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.
2. Вовлечь дошкольников в решении проблемы.
3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей.
5. Обсудить план с родителями: о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта.
6. Обраться за консультациями к узкими специалистам детского сада.
7. Собрать материал, информацию.
8. Дать домашние задания родителям и детям.
II этап – созидательный:
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.
III этап – обобщающий:
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала каждой подгруппы.
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.

Мероприятия по реализации:

Познавательно-исследовательская деятельность:
(Познание: Мир природы, Познание: Первые шаги к математике, Социализация, Коммуникация, Безопасность)

1. Рассматривание иллюстрация о насекомых.
2. Наблюдения за муравьями, червяками, комаром, жуками, пчелой, мухой, стрекозой, кузнечиком, бабочкой.
3. НОД: Познание: Мир природы. «Эти удивительные насекомые» (расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).
4. НОД: Познание: Первые шаги к математике, Художественное творчество: конструирование. Образовательно-развивающая ситуация: «Стрекоза» (закреплять навыки счета; развивать логическое, конструктивное мышление; вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого при помощи счетных палочек, развивать мелкую моторику)
5. Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)
6. НОД: Познание: Первые шаги к математике, Социализация, Коммуникация. «Как муравьишка домой спешил» (развивать навыки количественного счёта (прямого и обратного) в пределах 10; закрепить знание состава чисел первого десятка; умение составлять число из двух меньших чисел; развивать логическое мышление детей: умение находить закономерность и продолжать её; развивать социальные навыки детей: умение работать в команде).

Игровая деятельность:
(Социализация, Коммуникация, Познание)

1. Д/игра «Четвертый лишний» (закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).
2. Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).
3. Д/ игра «Хорошо - плохо» (развивать творчество, внимание, мышление).
4. Настольно-печатная игра «Помоги пчелкам найти путь к цветку» (развивать мышление, любознательность, мелкую моторику рук).
5. Настольно-печатная игра «Парные картинки» (расширять кругозор детей).

Коммуникативная деятельность:
(Социализация, Коммуникация, Познание: Мир природы)

1. НОД: Познание: Мир природы, Коммуникация, Социализация. Образовательно-развивающая ситуация: «Сказки, найденные в траве» (развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера разных литературных героев; развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах; развивать интерес детей к самостоятельному придумыванию сказки; развивать умение изображать с помощью мимики и жестов личностные качества различных героев, характерное для них поведение).
2. Составление рассказов о насекомых.
3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
3. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление
родительного падежа существительного).
4. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала
бабочку.
5. Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая?

Продуктивная деятельность:
(Художественное творчество, Коммуникация, Социализация, Познание)

1. Художественное творчество: Конструирование. «Муха» (развивать любознательность; продолжать упражнять в умении мастерить поделки из бумажных квадратов, используя технику оригами; воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).
2. Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Стрекоза на лугу» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику, глазомер; продолжать упражнять детей в вырезании овала из прямоугольника; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)
3. Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Гусеница» (расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность).
4. Художественное творчество: Рисование «Летите, бабочки» (уточнить представления детей о насекомых, познакомить детей с техникой монотипией, показать возможности создания необычных фактур на бумаге).
5. Художественное творчество: Рисование. «Не обижайте муравья» (познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», развивать интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), фантазию; закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции; воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим; вызывать эмоциональный отклик на красоту полевых цветов, отражать в рисунке свои впечатления, передавая форму строения цветка).
6. Художественное творчество: Лепка. Практическая ситуация «Жук» (познакомить с новым видом лепки из глины; продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность)

Двигательная деятельность:
(Физическая культура, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Познание)

1. П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
2. П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).
3. П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).
4. П/игра «Проймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
5. П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
6. Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)
7. Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание).

Чтение художественной литературы:

1. К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».
2. В. Татарников «Зажжужала тут оса».
3. П. Синявский «Страшная история».
4. Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
5. Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».
6. Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
7. В. Митько «Я кузнечика ловил».
8. Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
9. В. Бианки «Приключения муравьишки».
10. К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
11. В. Песков «Лечебница под сосной».
12. В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
13. В.Степанова «Стрекоза».
14. басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
15. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
16. Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

Музыкально-художественная деятельность:

1. Прослушивание Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».
2. Прослушивание Р. Клайдермана «Времена года».
3. Прослушивание П. Чайковский «Времена года».

Взаимодействие со специалистами МБДОУ
1. Консультации от отбору подвижных игр, песенок, танцевально-ритмичных движений по теме проекта.

Взаимодействие с родителями дошкольников
1. Осуждение плана проведения проекта, его мероприятий.
2. Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.

Список литературы
1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008.
5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.
6. Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература», 1980.
7. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2003.