НОД
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Калинина Ирина Викторовна

«Знакомство с творчеством писателя и художника-анималиста Е.И.Чарушина»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_variant.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с творчеством писателя и художника-анималиста Е.И.Чарушина»

Цель: Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е.И.Чарушина.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина.
  • Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, понимая особенности передачи художественного образа  внешнего вида животных.
  •  Воспитывать бережное отношение к животным, проявлять заботу о домашних обитателях.
  • Продолжать работу по формированию интереса к книге

Реализация задач по развитию речи:

  • упражнять детей в правильном произнесении названий животных и их детенышей в единственном и множественном числе;
  • закрепить в понимании детей обобщающие слова «домашние» и «дикие» животные;
  • ввести в словарь детей новые слова и понятия: ферма, фермер.

Материал и оборудование:

   Демонстрационный:

  - портрет писателя и художника-иллюстратора  Е.И. Чарушина;

  - иллюстрации Е.И. Чарушина

  - книги иллюстрированные Е.И. Чарушиным

  - иллюстрации художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.

Дети входят в зал. В зале расставлены мольберты с иллюстрациями художника, организована выставка с книгами автора.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель: Сегодня я всех  вас приглашаю в гости на выставку к художнику-иллюстратору и писателю детских рассказов Е.И.Чарушину. Давайте внимательно их рассмотрим.

Рассматривают обложки книг и нарисованных животных.

Из какого произведения Е.И. эта иллюстрация?

Кто из вас помнит, как называется этот рассказ?

Воспитатель: Ребята, художником Е.И. Чарушиным нарисовано много зверей (домашних и диких). Написано много интересных рассказов.

Сегодня я хочу вам рассказать об этом писателе и художнике.

(предлагает сесть на стульчики; начинается рассказ с видеорядом)

Рассказ воспитателя:

 (портрет писателя)

Это Е.И.Чарушина.

Давным-давно, когда ваших мам и пап еще не было, в старинном городке   Вятке родился маленький мальчик.

Сейчас это город Киров, перед вами изображение центральной части города и одной из старых улиц.

Сохранился дом, в котором жила семья Чарушиных.

Назвали мальчика Евгений. Никто не знал, кем станет мальчишка, когда вырастет. В доме у Евгения всегда были животные: собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой мальчик лечил и выхаживал кошек и уток. Родные и знакомые часто дарили мальчику животных и птиц. Белки, зайцы, ежи были лучшими друзьями мальчика. Женя мог часами мог смотреть на них  в зоопарке, в лесу, в поле и на охоте. Он внимательно наблюдал за лесными жителями. Какая у них шерстка или перья у птиц. Как, потягиваясь, сворачиваются клубочком лисы или машут крыльями совы. Все подмечал Женя. И очень захотелось ему нарисовать своих маленьких друзей.

После окончания школы, Евгений поступил в Академию художеств, учиться живописи. Закончив Академию, он стал рисовать своих любимых зверюшек в книгах для детей и писать рассказы про животных. Вот так мальчик Женя стал известным художником.

Животные, которых рисовал Евгений Иванович, получались как живые.

Посмотрите на эти картинки…

Воспитатель: 

- Ребята, подскажите, как называются картинки в книгах? (ответы детей)

- А кто рисует иллюстрации в книгах? (ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами прочитали много книг Е.И.Чарушина.

Давайте покажем нашим гостям, о каких лесных животных мы читали рассказы Е.И.Чарушина…

Как называются звери, которые живут в лесу? (ответы детей)

Физкультпауза:

 Речь с движением. Н.В.Нищева «На водопой».

     Жарким днем лесной тропой                        (Дети спокойно идут по кругу

     Звери шли на водопой.                                     друг за другом.)

     За мамой лосихой топал лосенок,                (Идут, громко топая.)

     За мамой лисицей крался лисенок,              (Крадутся на носочках.)

     За мамой ежихой катился ежонок,               (Приседают, медленно 

                                                                                двигаются вперед.)

     За мамой медведицей шел медвежонок,      (Идут вперевалку.)

     За мамой белкой скакали бельчата,             (Скачут вприсядку.)

     За мамой зайчихой – косые зайчата,           (Скачут на выпрямленных                     

                                                                                ногах.)

     Волчица вела за собою волчат,                     (Идут на четвереньках.)

     Все мамы и дети напиться хотят.                  (Лицом в круг, делают

                                                                               движения языком – «лакают».)

дети садятся на стульчики.

Воспитатель: и еще об одних животных писал Евгений Иванович, про них я загадаю вам загадки.

(дети отгадывают загадки, воспитатель достает их из  корзинки

  1. Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын. (Поросенок)

 

  1. Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова) 

  1. Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

  1. Даёт молоко нам, хотя не корова,
    Шерстью своею делиться готова.
    Она непоседа и егоза...
    Как называем её мы? ...(
    Коза)

  1. Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

  1. Без расчески причесался,

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады. (кот)

Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки, посмотрите, сколько животных у нас на лужайке. Как мы назовем их одним словом, это какие животные?   (ответ: домашние)

Воспитатель: Кроме животных, кто еще живет ……………..

(ответ: птицы)

Воспитатель: Правильно, домашние птицы. Каких домашних птиц вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня домашних животных и птиц содержат на специальных фермах, где за ними ухаживают люди.

Как называется место, где содержат животных? (ответы) (Ферма)

Как называют человека, который ухаживает за животными? (ответ)

Давайте устроим ферму нашим животным

(дети из специального конструктора собирают ферму)

Воспитатель: Посмотрите, как все устроено для наших животных, садитесь на стульчики и давайте послушаем, о чем они по-своему «разговаривают»