"Народный праздник - Покров"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Куликова Галина Владимировна

Организованная образовательная деятельность в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_prazdnik_pokrov.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №31»

Конспект ООД

в старшей группе

Тема: «Народный праздник Покров»

Воспитатель IКК:

Куликова Г.В.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Развитие умения выделять признаки ранней и поздней осени, сравнивать пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
  • Знакомство детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;
  • Знакомство с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведения искусства.
  1. Развивающие:
  • Способствовать развитию устойчивого интерес к декоративно - прикладному искусству русского народа;
  • Способствовать развитию эмоционально-эстетических чувств, оценок, суждений;
  • Развитие умения применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);
  • Развитие интереса к художественному слову (загадки, эпитеты, стихи).
  1. Воспитательные:
  • Вызвать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
  • Формирование сообразительности, артистичности, дружеских качеств, культуры общения;
  • Формирование аккуратности в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).

Словарная работа:

  • Развитие словаря за счет слов-прилагательных (ранняя, прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная);
  • Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (Покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка…);
  • Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.

 Материал:

  • Мультимедийная презентация;
  • Видеоаппаратура, Павлопосадские шали;
  • Репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
  • Салфетки из ткани;
  • Краски, трафареты для украшения «шалей».                                                                                                                                        Предварительная работа: 
  • Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке;
  • Экскурсия в осенний парк;
  • Рассматривание иллюстраций об осени, цветах;
  • Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья голые стоят…»);
  • Работа с тканью (изготовление бахромы);
  • Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра», «Осень наступила»).

 Ход ООД: 

(Дети сидят на стульях полукругом)                                                                                                                                                       Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

 Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)                                                                                                                              - Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение)                                                                                                                                                               - Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)                                                                                                                                          - Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь…)                                                                                                                                                - Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.                                                                                                                                    - Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя осень, а на какой поздняя.  Объясните почему вы так решили (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»)                                                                                                                                            - Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем)                                                                                                                                                                                                             - Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              - Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?                                                                                                                                                                                      - Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие…) 

- Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (ответы детей) 

- В старину женщины носили такие головные уборы как платок, косынку, шаль. Только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.  Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям) 

- Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали. (Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и шаль, и назвать характерные отличия)

 - Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой. Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты)                                                                                     Игра «Облупа»

- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа». (Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза) Дети садятся на стулья.

 - Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом). Слайд («Снежное одеяло»)

- Вам интересно узнать о происхождении праздника? (Ответ детей). По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник - именно в тот день, когда и было это видение. - Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона. Слад (Иконы Пресвятой Богородицы)

 - Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.  Вы хотите побывать на ярмарке? (Дети хором повторяют скороговорку) 

Еле, Еле, Елизар Е

дет, едет на базар.

 А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара

- Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали! (Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали)

- Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома. Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные. (Дети садятся на стулья).  Отгадайте, какими цветами украшали шали? (демонстрация иллюстраций с изображением цветов)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты

Яркие, пахучие

Ай, ай, ай! Колючие! (Роза) 

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка) 

 Не зовет на перемену

 И обратно на урок,

Потому что это просто

Голубой лесной цветок (Колокольчик) 

 Нам запах свежести лесной

 Приносит поздней весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной (Ландыш)

- Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный орнамент. (Дети по очереди описывают понравившийся им платок) 

Русская народная игра «Арина» 

- Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина». (Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют: Долгая Арина Встань выше овина, Рученьки сложи, Чье имя скажи! Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль каравая, Вдоль по караваю. Кого найду, узнаю! Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза. Дети садятся на стулья).

 - Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров)

- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны) 

- С чем мы сегодня еще познакомились? (С Павлопосадскими шалями и платками)                                                                                        - Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (Рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках. Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь. После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы. Дети « змейкой» выходят из группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...

Сценарий народного праздника «Покров — натопи избу без дров»

Сценарий народного праздника «Покров — натопи избу без дров» Возраст: старший дошкольный. Действующие лица:Хозяйка. Аленушка. Парни. Девчата. (дети) Скоморох...

Сценарий народного праздника "Покров-натопи избу без дров"

сценарий народного праздника "Покров "для старшей группы...

Покровская Ярмарка Тематический праздник. Покров славился веселыми ярмарками. Ярмарка считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355285","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355305","attributes":{"alt":"","class"...

Сценарий праздника «Покров». Православный праздник в детском саду. Воспитатель МАДОУ № 38 О.Н. Колесникова

Цель: сформировать знания детей о  праздновании Покрова на Руси.Задачи: познакомить детей с  традициями и обычаями, связанными с окончанием осенних работ; развивать у детей эмоциональну...