Картотека исследований по теме "Песок"
картотека по окружающему миру на тему

Карташёва Дарья Олеговна

Данная картотека поможет провести множество исследований с песком и глиной, познакомит детей с их свойствами, и ролью песка иглины в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСОК

Исследование №1  «Песок — рыхлый, сыпучий»

Ход исследования. Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Легко.)

Вывод. Песок-  «сыпучий», рыхлый. Его легко можно высыпать из стаканчика.

Связь с повседневной жизнью. Насыпьте сухой песок в пластиковые бутылки разного размера, предварительно сделав в крышках дырочки разного диаметра. Предложите дошкольникам, постепенно высыпая песок, выполнить различные рисунки на темной земле.

Исследование № 2 «Из чего состоят песок ?»

Ход исследования. Рассмотрите с помощью увеличительного стекла, из чего состоит песок. (Из зернышек-песчинок.) Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка.) Песчинки — это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они похожи и чем отличаются? (Одни дети могут сказать, что песчинки похожи между собой, другие — что нет. Не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно присмотрелись к песчаным зернышкам.)

Вывод. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Исследование №3 «Сухой и мокрый песок»

Ход исследования. Пусть дети возьмут в одну руку емкость с сухим, а в другую — с мокрым песком. (Емкости должны быть одинаковыми.) Какая из них тяжелее и почему? Объясните, что среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных — более тяжелая вода. Для этого опыта можно использовать и игрушечные весы.

Вывод. Сухой песок легче мокрого.

Связь с повседневной жизнью. На прогулке во время игр с песком дети могут взвесить ведерки или другие емкости с сухим и мокрым песком.

Исследование №4 «Песок бывает разным»

Ход исследования. Подберите образцы речного, морского, пустынного и других видов песка и предложите детям рассмотреть их. Одинаковый ли песок находится в разных баночках? Чем образцы похожи и чем отличаются?

Внимательно исследуйте каждый вид песка с помощью луп. Сравните песчинки по цвету, форме, размеру, блеску, прозрачности. Так, в речном песке можно обнаружить переливающиеся песчинки с острыми краями. В морском песке они могут быть блестящими, отполированными, округлыми. Обсудите с детьми, почему они такие. (Их перекатывали волны.) В образцах, привезенных из пустыни, частички бывают матовыми, круглыми. (Над их формой трудилась не вода, а ветер). Все ли песчинки прозрачны? На какие камешки они похожи?

Вывод. Песок бывает разным. Например, морской песок может отличаться от речного тем, что в его составе есть обломки ракушек. Песчинки могут быть прозрачными и непрозрачными, красноватыми, желтыми, матовыми, крупными и мелкими.

Связь с повседневной жизнью. Исследуйте песок на территории детского сада: везде ли он одинаков? Обсудите, откуда может быть привезен песок в песочницу — с берега моря, реки, из песчаного карьера.

Исследование № 5 «Что общего у песка и стекла?»

Ход исследования. Изучите белый кварцевый песок. Его песчинки напоминают крошечные кварцевые зернышки. Именно из него делают стекло. Покажите дошкольникам разнообразные стеклянные предметы (не забывайте о безопасности!), кусочки стекла из коллекций, обработанные морскими волнами, и емкость с песком. Что общего у песка и стеклянных предметов? Песок, в частности кварцевый, используют для получения стекла, добавляя в него золу и пищевую соду.

Вывод. Для изготовления стекла нужен особый песок.

Связь с повседневной жизнью. Найдите в детском саду, дома стеклянные предметы и рассмотрите их.

Исследование №6 «Могут ли песчинки убежать от ветра?»

Ход исследования. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: песчинки могут попасть в глаза или в нос. Для проведения опыта можно использовать соломинки для коктейля . Создайте в банке сильный поток воздуха — ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Раздайте всем детям пластиковые стаканчики с крышкой, через которую вставлена трубочка для коктейля (такие стаканчики часто дают в кафе с соком, водой), и предложите детям провести самостоятельное исследование. Организуйте подобные опыты с влажными и сухим песком.

Вывод. Песчинки сухого песка легко сдуваются, «убегают от ветра», а слипшиеся частички мокрого — нет.

Связь с повседневной жизнью. В ветреную погоду понаблюдайте на прогулке, как ветер поднимает и уносит песок. Рассмотрите иллюстрации песчаных пустынь с барханами или видеофильм по этой теме. Обратите внимание на холмики песка, которые называются барханами. Они образуются в результате того, что ветер перемещает песок по пустыне.

Исследование № 7 «Палочка в песке и в глине»

Ход исследования. Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представьте, что вы сажаете маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому воткнуть ее легче.

Вывод. Воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.

Связь с повседневной жизнью. Продолжите исследования на участке детского сада.

Исследование № 8 «Влажный песок и влажная глина»

Ход исследования. Потрогайте сухой песок. Аккуратно налейте немного воды в стаканчик с песком и снова потрогайте его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Можно сказать, что она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками. Попробуйте воткнуть палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Затем налейте немного воды в стаканчик с глиной. Следите, как водичка впитывается: быстро или медленно? Она впитывается медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем палочку-деревце во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Вывод. Во влажную землю (глину) легче сажать растения.

Связь с повседневной жизнью. Когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю. Внимательно исследуйте участки детского сада, на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи — на песке или на глинистой почве?

Исследование №9«Из чего лучше лепить?»

Ход исследования. Слепите из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представьте, что вы делаете дождевых червячков. Затем попробуйте создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики оказываются непрочными. Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что с ними произойдет при высыхании? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими.

А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич — из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите их внимание на то, что, если налить много воды, получится не тесто для куличей, а «каша- малаша».

Вывод. Глина лепится хорошо, а песок — нет. Хорошо лепится влажная глина.

Связь с повседневной жизнью. Обратите внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть ребята попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение «Строить замки на песке»? Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?

Исследование № 10 «Что пропускает воду быстрее?»

Ход исследования. Приготовьте заранее три пластиковых бутылки с отрезанным дном. Бутылки переверните, вложите в горлышко каждой из них кусочек губки (поролон) и заполните воронки разным материалом (песком, мелкими камешками, глиной). Под бутылками поместите емкости для сбора жидкости. Налейте в каждую бутылку воду. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?

Вывод. Быстрее всего вода просачивается между камешками. На втором месте по скорости просачивания оказывается песок. Глина же не пускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них.

Связь с повседневной жизнью. На каменистом (галечниковом) берегу моря, озера, реки вода после дождя не скапливается. Здесь практически не бывает луж. Песчаный пляж или песочница тоже быстро высыхают после дождя, так как вода просачивается сквозь песок. А вот в местах, где есть глина, вода остается надолго.

Исследование №10 «Песок — природный фильтр»

Ход исследования. Приготовьте бутылку с песком в воронке (по аналогии с предыдущим опытом), емкость с «грязной» (например, с примесью глины) водой. Налейте часть воды в бутылку и ждите, когда она просочится через песок. Сравните отфильтрованную воду с «грязной». Как она изменилась? (Стала прозрачнее.)

Вывод. Песок — это природный фильтр, он очищает воду.

Связь с повседневной жизнью. В природных условиях вода, просачиваясь через слои песка, очищается.

Исследование №11 «Откуда берется песок?»

Ход исследования. Предложите детям подумать, откуда берется песок. Ведь его так много повсюду! (Вполне вероятно, что дошкольники не смогут ответить на эти вопросы, тогда предложите им поэкспериментировать.) Возьмите два камня и положите их на лист темной бумаги или картона. (Нужно заранее подобрать такие образцы, из которых при трении сыплется песок.) Постучите камешками друг о друга, потрите один о другой. В результате на листе бумаги окажется горка песка. Рассмотрите его через лупы. Дайте дошкольникам рассмотреть разнообразные камни (гранит, кварц, песчаник, известняк). На какие из них похожи ваши песчинки?

Вывод. Когда камешки сталкиваются друг с другом, из них вы-сыпается песок.

Связь с повседневной жизнью. В природе вода и ветер разрушают камни, они катятся с гор и бьются друг о друга. В результате этого появляется песок.

Исследование №12«Самые красивые песчинки»

Ход исследования. Положите немного песка на прозрачную поверхность (стекло, пластик) и осветите ее фонариком или настольной лампой с разных сторон (сверху, сбоку, снизу). Меняется ли вид песчинок в лучах света? Какой песок оказался самым красивым?

Вывод. Под лучами фонарика или лампы песчинки переливаются. Поскольку они бывают разного цвета, разной формы, то и на солнце блестят по-разному.

Связь с повседневной жизнью. Исследуйте, меняет ли свой цвет песок в песочнице в разное время дня, утром и вечером, после дождя.

Исследование №13 «Какая нора прочнее?»

Ход исследования. Во время игр в лаборатории на территории детского сада предложите дошкольникам представить, что перед ними песчаная пустыня, а они — ее обитатели. Для проведения этого исследования можно также использовать крупные макеты пустынь и столики для игр с песком. (В последнем случае в одну емкость насыпают песок, а во вторую — глину.) Расскажите, что многие пустынные животные строят в песке норы. Пусть дети сделают нору в песке и в глине. Где проще вырыть нору? Какая из нор прочнее? Почему?

Вывод. В песке вырыть нору легче, чем в глине. Но норы, сделанные в глине, прочнее, их стенки не осыпаются. В песок легко зарыться.

Связь с повседневной жизнью. Пустыни бывают песчаными и глинистыми. И в тех, и в других обитают животные, которые роют норы. В глинистой пустыне животному вырыть нору труднее, чем в песчаной. Поскольку песок рыхлый, многие обитатели песчаной пустыни зарываются в него, скрываясь от врагов и от жары. В Африке живет зверек, который так и называется — пескорой. Он может рыть только в рыхлом песке, что и делает с помощью крепких передних лап и больших зубов. Еще один забавный зверек, имя которого связано со словом «песок», это песчанка, обитающая во многих пустынях, в том числе и в Средней Азии. (В некоторых уголках природы живут и декоративные песчанки.) Эти зверьки похожи на мышек с очень длинным хвостом и большими ушами. Они строят целые подземные городки. Как и кроты, песчанки выбрасывают на поверхность кучки земли, а точнее, песка.

Исследование №14«Как спастись от врагов?»

Ход исследования. Пусть дети представят, что они — ящерицы, жуки, которым нужно быстро спастись от врагов — зарыться в песок. Как быстро это можно сделать? Попробуйте зарыть палочку или свою ладонь в песок. А можно ли так же быстро зарыться в глину? (Проведите соответствующее исследование.) Почему руку (палочку) в песке можно быстро спрятать, а в глине нет?

Вывод. Песок рыхлый, сыпучий, в него легко засунуть руку или палочку, в отличие от плотной глины.

Связь с повседневной жизнью. Ящерицы, змеи и другие животные пустынь спасаются от врагов, быстро зарываясь в песок. Они как бы плавают в нем, ведь грунт сыпучий. В песок умеют зарываться не только обитатели суши. Многие жители рек, озер, морей прячутся на дне, в песке — кто от врагов, а кто и, наоборот, чтобы напасть. Это и рыбы, и моллюски, и ли¬чинки насекомых. На мелком морском берегу выкапывает норки червяк по имени пескожил морской. (Почему у него такое имя?) Он сидит в одной из них, заглатывая пищу вместе с песком, который затем выбрасывает. Некоторые моллюски строят из песчинок дома, похожие на продолговатые трубки.

Исследование №15 «Как передвигаться по песку?»

Ход исследования. Пусть дошкольники представят, что их пальчики — это лапки, ноги животных, и покажут, как двигаются обитатели пустыни по песку. Легко ли передвигаться по такому грунту? Пальцы проваливаются, увязают в нем. Предложите ребятам положить ладошки на песок. Они тоже проваливаются, как и пальчики? Нет, ладошка больше, шире, она лежит на поверхности песка. Вспомните, как удобнее ходить по рыхлому снегу — на лыжах или пешком? У обитателей песчаных пустынь есть свои, особенные, песчаные «лыжи».

Вывод. Пустынным животным нужно не просто ходить, но и быстро бегать по рыхлому, сыпучему песку, который к тому же бывает очень горячим. Поэтому у многих из них широкие ступни и другие приспособления, которые не дают им увязнуть в песке.

 Связь с повседневной жизнью. У некоторых животных пустынь на их на лапах есть перепонки. Конечности других (ящерицы, насекомые) похожи на веер. Есть звери с широкими копытами (антилопа, песчаная газель) и с густой шерстью, пухом на лапах (тушканчики, барханные кошки, пустынные лисички фенек). Рассмотрите иллюстрации этих животных.

Исследование №16«Песок может нагреваться»

Ход исследования. Нагрейте песок в емкости под лампой. (Можно взять макет песчаной пустыни.) Пусть дети проверят, стал ли песок теплым. Теплый песок трогать приятно, летом мы с удовольствием ходим по нему босиком. Но иногда такой грунт становится очень горячим. Если есть возможность, оставьте песок под лампой подольше, чтобы он стал горячим.

Вывод. Песок может нагреваться.

Связь с повседневной жизнью. В летнее время обратите внимание детей, насколько сильно нагревается песок в песочнице или в другом месте. В жаркие дни даже в средней полосе песок на пляже разогревается очень сильно. Да и по морскому побережью не всегда приятно ходить — наши ступни не выдерживают высокой температуры. В настоящей же пустыне, где солнце просто раскаляет поверхность, в летний день передвигаться совершенно невозможно, даже в обуви. В это время животные стараются не вылезать на поверхность, но все же у многих из них есть специальные защитные приспособления. Например, лапы покрыты густой шерстью, а у верблюда на коленях имеются особые мозоли, которые защищают его от горячего песка.

Исследование №17 «Для чего строителям песок?»

Ход исследования. Приготовьте цемент (порошок), песок, воду и кусочки кирпичей. (Экспериментирование лучше всего проводить в лаборатории на территории детского сада.) Напомните детям, что на стройках часто можно увидеть кучи песка. Для чего он нужен строителям? Может быть, они в обеденный перерыв, во время отдыха любят делать из него куличики? На самом деле песок, как и глина, используется для строительства домов. Его смешивают с особым порошком (цементом) и водой. Получается строительный раствор, которым скрепляют кирпичи. Пусть дети попробуют сделать цемент самостоятельно. Получившуюся массу оставляют застывать.

Вывод. Когда делают цемент, используют песок и воду. Цемент нужен для строительства зданий, памятников.

Связь с повседневной жизнью. Поищите здания и другие сооружения, при строительстве которых применялся цемент. Пусть дети внимательно рассмотрят места скрепления кирпичей в зданиях.

Исследование №18 «Почему внутри песочных часов песок?»

 Ход исследования. Понадобятся песочные часы, будильник, стаканчики с воронками (можно использовать и разрезанную пополам пластиковую бутылку, вставив ее перевернутую верхнюю часть в нижнюю половину), песок. Предложите детям насыпать песок в емкости через воронки и понаблюдать, как он сыплется непрерывной струйкой. Сыпучие свойства песка люди использовали для создания особых часов. Как мы сейчас определяем время? Какими бывают часы? Когда-то не было ни будильников, ни настенных, ни наручных часов. А были необычные — вот такие (показываем песочные часы). Как же они действовали? (Пусть дошкольники выскажут свои варианты ответов.) Подскажите им, предложив перевернуть часы вверх ногами. Что происходит с песком? Он высыпается за определенное время. (Проследите по будильнику, сколько минут на это уходит.) Почему часы песочные? Может быть, можно сделать глиняные? (Пусть дети вспомнят результаты опытов, наблюдений и выскажут свою точку зрения.) Дайте каждому ребенку возможность отмерить промежуток времени по песочным часам. А если бы песок в часах стал влажным? Можно было бы тогда точно отмерить нужный период времени? Почему? Пусть дети сделают собственные песочные часы из половинки пластиковой бутылки с воронкой и песка.

 Вывод. В песочных часах используется песок, потому что он сыпучий. Глина плотная, она не может так сыпаться, поэтому ее нельзя использовать для изготовления таких часов.

Связь с повседневной жизнью. Покажите детям песочные часы, в том числе и в медицинском кабинете. Пусть они рассмотрят современные настольные сувениры, в которых между двумя плоскими прозрачными поверхностями движутся песчинки. Дайте детям понаблюдать за движением песка. Почему он передвигается? Что напоминают песчаные узоры? Почему не насыпали в эти игрушки глину?

Исследование №19«Из чего сделан кирпич?»

Ход исследования. Положите в ящик ощущений или в волшебный мешочек кусочки кирпича и предложите детям определить их на ощупь. По каким признакам они это сделали? Раздайте дошкольникам кусочки кирпича, пусть они его внимательно рассмотрят и сравнят с глиной. Чем они отличаются? Похожи ли между собой кирпичи и пирожки? Что у них может быть общего? Расскажите, что кирпичи делают из мокрой глины. Пусть дети вспомнят, как мама или бабушка пекут пирожки в духовке. Вот также «пекут» и кирпичи в специальных печках. Сначала их лепят из глины, как пирожки из теста. «Сырые» кирпичи коричневого цвета, а после «выпечки» в жарких печах становятся красными.

Вывод. Кирпичи делают из глины. Из них строят дома.

 Связь с повседневной жизнью. Найдите в ближайших окрестностях здания и другие сооружения из кирпича и покажите их детям.

Исследование №20«Для чего нужны песок и глина?»

Ход исследования. Раздайте детям образцы асфальта, бетона, кирпича, керамики, стекла, резины, пластмассы и других материалов. Рассмотрите и сравните их. Выберите те, при изготовлении которых используется песок или глина (исключаются резина и пластмасса).

Вывод. Песок и глина используются при изготовлении асфальта, бетона, кирпича и керамики.

Связь с повседневной жизнью. Найдите в ближайшем окружении предметы из материалов, при изготовлении которых используются песок и глина.

Исследование №21 «Откуда на планете песок?»

Ход исследования. Приготовьте макет-трансформер. На дно реки насыпьте тонкий слой песка. Представьте, что он образовался при разрушении горных пород. Пусть дети польют макет из леек в верхнем течении реки. Что происходит?

Вывод. Песок вымывается и попадает с потоками воды в море.

Связь с повседневной жизнью. Это исследование отражает часть сложных перемещений песка в природе, в том числе и по долинам рек и горам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и исследований «Яблочные игры» (для старших дошкольников, по художественным произведениям, в которых упоминается яблоко)

Краткая пояснительная записка:В журнале «Дошкольное образование» Дмитрий Тюттерин ведет колонку «Вещи месяца», в октябре 2013 года ею стало яблоко. Идея поиграть с яблоком показалась мне очень привлек...

Картотека рабочих листов по исследованию свойств разных материалов

Рабочие листы для организации самостоятельной детской деятельности в исследовательском центре группы....

Картотека исследований

Игры - исследования...

Картотека исследований по теме "Вода"

Любой ребенок по своей природе — исследователь, а эксперимен­тирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.Данная картотека исследований...

Картотека «опытно- экспериментальные исследовании»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...

Картотека исследований для старшей группы

Катотека пожет вам окунуться в мир исседований вместе с ребенком, поможет ребенку почувствовать себя настоящим исследователем....