Проект "Семена"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Музалевская Нина Алексеевна

Экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semena.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда

ДЕТСКИЙ САД №1

Экологический проект «Семена».

в средней группе

Воспитатель: Музалевская Н.А.

2016 г.

Актуальность.

    В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру.  И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут маленьких исследователей. Так у нас в группе была организована работа по проекту «Семена».

    Дети  4-5 лет уже знакомы с овощами и фруктами, знают некоторые виды деревьев, но ещё не знакомы с появлением этих растений. Поэтому возникла необходимость расширить знания и представления детей о свойствах растений – вырастать из семени. А также познакомить с особенностями  и разнообразием семян.

Тип проекта: исследовательский. 
Участники проекта: дети средней группы.
По продолжительности: краткосрочный (02.08.2016 – 20.08.2016).
Цель проекта:

    Познакомить дошкольников с семенами и плодами разных растений, и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

   Формирование экологического мышления дошкольников.
Задачи проекта:

  1.  Формировать знания о разнообразии семян и плодов, их роли в жизни растений и человека, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений. Закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
  2. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию.

     3.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
Формы и методы работы:
• наблюдения;
• опыты и исследования;
• развивающие игры;
• просмотр познавательного видео;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание иллюстраций;
• экскурсии на другие участки детского сада;
• рисование;
• аппликации.
Ожидаемый результат:
- формирование основ экологической грамотности у детей;
- воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- развитие у детей коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.

План мероприятий по реализации экологического проекта

Подготовительный этап
Деятельность воспитателя:
1.Собраны иллюстрации по теме проекта.
2.Подготовлены наборы семян для изучения.
3.Отобрана художественная литература по интересующей теме.
4.Собрана картотека дидактических игр (Приложение 1).
5.Для посадки было приготовлено 3 контейнера с грунтом.
6. Беседа на тему: «Как помочь Земле быть красивой».
7. Беседа на тему: «Значение цветов».
Деятельность детей:
1.Рассматривание иллюстративного материала. Составление рассказа.
2. Задавать интересующие вопросы по теме.

Основной этап
Деятельность воспитателя:
1. Экскурсия по территории детского сада с целью ознакомления с посаженными цветами.
2. Сбор семян бархатцев.
3. Дидактические игры. (Приложение 1)

4. Чтение художественной литературы. Загадки. (Приложение 2)
5. Рисование цветов (ромашка, тюльпан, одуванчик, колокольчик). Выставка работ.
6. Опытно-экспериментальная работа. (Приложение 3)

Деятельность детей:
1.Запомнить названия садовых цветов, их отличительные признаки.
2.Помощь в посадке семян бархатцев.
3.Наблюдение за ходом эксперимента. Ведение дневника роста цветка.
4. Ознакомление с рассказами. Решение загадок. В процессе решения загадок развивается абстрактное, логическое, ассоциативное, образное, творческое и нестандартное мышление, а так же терпение, внимание и целеустремленность. 
5.Рисование цветов цветными карандашами и акварелью. 
6. Активность в процессе игры.
7. Совместное творчество – аппликация. 


Заключительный этап
Деятельность воспитателя:
Подведение итогов, помощь воспитанникам.
Деятельность детей:
1. Оформление дневника наблюдения.
2. Сбор семян цветов с участков детского сада, для посадки в следующем году.

Приложение 1

Дидактические игры для детей
1. Дидактическая игра: «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные

признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.
2. Дидактическая игра: «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину. 
3. Дидактическая игра: «Найди пару». Педагог раздаёт детям карточки с изображением растений и семян. Дети должны найти пару.

4. Дидактическая игра: «Золушка». Детям необходимо перебрать и разделить семена.

5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например:
Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

Приложение 2

Загадки для детей
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы.
***
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
Ответ: Ромашка.
***
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: Подснежник.
***
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Ответ: Мак.
***
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
Ответ: Кактус.
***
Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
Ответ: Подсолнух.
***
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике.
Ответ: Одуванчики.

Приложение 3.

В ПОГОНЕ ЗА СВЕТОМ

 ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растению нужен свет и оно ищет его.

 МАТЕРИАЛЫ: проросшее зерно.

ПРОЦЕСС:  Поставить проросшее зерно у окна.

  Развернуть растение на 180 градусов и оставить.

ИТОГИ: Листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через некоторое время они снова поворачиваются к свету.

РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ 

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.

МАТЕРИАЛЫ: проросшее зерно.

ПРОЦЕСС: Выяснить у детей, нужна ли вода растениям. Два блюдца с проросшим зерном поставить на солнышко. Одно полить, а другое нет. Понаблюдать за всходами и сделать вывод.  

ИТОГИ: Проросшие зёрна, которые поливали, растут, зелёные и упругие. А всходы, которые не поливали, завяли, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились вниз. Растение не может жить без воды.

ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ? 

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА, Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

МАТЕРИАЛЫ: проросшее зерно, чернозём, глина, песок.

ПРОЦЕСС: Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений. Дети сажают проросшее зерно в разную почву. Наблюдают за ростом и делают вывод. В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте. ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.

«ЛЕТАЮЩИЕ СЕМЕНА»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.