Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Романова Наталья Сергеевна

Повысить уровень знаний у детей о природе и животном мире окружающий нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Актуальность проблемы.
  
   *      «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
   *    Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.
   * Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
    * В современных условиях, проблема экологического воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность.
    *  Экологическое образование детей школьного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность школьного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
   * Экологическое образование в системе школьного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе школьного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                         
   *   Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей школьного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашей  школе детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в школьном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

    Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны. Воспитатание  природосберегающих умений у детей с использованием «бросового» материала.

Участники проекта:

 - дети 
 - воспитатель
 - родители;

Руководители проекта :
 воспитатель Романова Наталья Сергеевна

                          Вид проекта:

долгосрочный , познавательно-исследовательский

Цель  проекта:
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
 3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
 4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
 5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
 6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.
 Продукты проекта:

  Макеты природных объектов. Стенды, фотографии, папки-передвижки, рисунки, исследовательские работы. Схемы, выставки. Карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, газеты экологические 6 выпусков, экологические знаки.

Этапы проекта:

                           Проект  включает три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края .
 2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
 3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
 4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
5. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
 6. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.
 7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
 8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
 9.  Ребята  узнают много интересного из жизни растений   ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких
 животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
     *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
     *  В природе все взаимосвязано.
     *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного
 состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей школьников.

 Ресурсы проекта:

 1.  Материал флоры и фауны Иркутской области: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии.
 2. Парциальные программы по экологическому воспитанию школьников :Николаева С.Н. «Экологическое воспитание », Рыжова « Экологическое развитие детей » и другая методическая литература.
 3. Уголки природы в группе
 4. Общий цветник и огород  для организации труда в природе. Зеленая зона на территории детского сада
 5. Вся территория вокруг  детского сада с природными объектами.
 6. Опытническая  зона в группе, Огород на окне группы
 7. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.
10. Детская библиотека города Братска№6
11. Видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
                                

План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Сроки : май  2017

2 этап. Собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Сроки : июнь - октябрь 2017

1.Организация в группах познавательно - экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в МБДОУ. Оформить многофункциональное настенное панно по флоре и фауне Братска.

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские проекты , исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов( привлекаем родителей)

5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.  Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки в групповом  уголке  природы.

6. Посадка цветника, уход за цветам

7. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
8.выпуск экологических газет
 
9. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков из «бросового» материала.

10. Акция «помоги природе". Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

11. Акция "Подарок птицам" . Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада поделки из»бросового» материала

12.Познавательное развлечение

"Птичьи заботы" ,в старшей и подготовительной группах.

13. Викторина

" Знаем ли мы растения нашего края?"

 в старшей и подготовительной группах.

14. Экскурсии в парк города. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

15.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов(«бросовый» материал)
Выставка макетов о родном  крае: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.

16.Экологическая беседа в средних, старших, подготовительных группах "К природе с добротой"

17. Экологическая экскурсия "На природу, в поле пойдем"

18. "Напиши письмо сове". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме "Природа"

19. Конкурс детских работ из  и бросового материалов "Вторая жизнь мусору"

20. Оборудование в саду уголка "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.

21. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ ( статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.

22. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

23. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д)

24. Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев".

25. Составление гербария « Мой первый букет»..

26.Проведение выставки коллекции поделок  (макеты и игрушки) ребенком в рамках личной презентации.

3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту "Экологическая тропа". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов .( С помощью родителей в презентации своих работ.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Экологическая тропа"

1. Диагностирование уровня экологического развития школьников

с заполнением диагностических карт на каждого ребенка.

2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ.

3. Педагогический Совет по обобщению результатов работы  по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе  по экологическому воспитанию   школьников

 

                      Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Не высокая профессиональная компетентность отдельных

специалистов по экологическому воспитанию школьников.

4. Не все воспитатели могут организовать и руководить детскими

исследованиями на высоком методическом уровне.

5. Могут быть упущены отдельные направления экологического

проекта из-за большого объема изучаемого материала

 Предупреждение рисков.

1. Распределить среди членов педагогического коллектива

ответственных за выполнение отдельных направлений экологического

проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за

реализацией плана действий проекта по своему направлению.

2. Организовать методическую помощь детям по организации

детских исследовательских проектов.

3. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения

профессиональной компетентности по экологическому воспитанию

дошкольников.

4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей

провести в группах родительские собрания по разъяснению

запланированных задач по экологическому проекту "Экологическая тропа", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Обследование детей показали, что уровень усвоения экологической грамотности.

Результаты реализации проекта:
разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями
созданы достаточные условия для организации деятельности МБДОУ по экологической направленности;
разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе;
уровень усвоения экологической грамотности воспитанниками составляет 93%;
опыт по формированию у детей дошкольного возраста осознанного, экологически грамотного поведения  в ежеквартальной газете школы.
создать видеотеку: «Байкал», «Тайга», «Животные», «Красная книга», «Насекомые», «Наш край»;
создан экологический десант ;

Приложение 1 Паспорт  проекта  «Экологическая тропа».

Вид проекта: Творческо-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный (в течение трёх месяцев лета).
Участники: дети старшие  дошкольники , специалисты, родители .
Образовательная область: ознакомление с окружающим
Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе.
Цели проекта: формирование  экологически-грамотного  отношения  детей к природе.
Задачи проекта: сформировать устойчивый интерес к природе, закрепить знания детей о природе.
Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения.
Роль родителей в реализации проекта: сбор материала по теме «Экология. Охрана природы».
Участие специалистов школы в осуществлении проекта: привлечение муз работника, физ работника, психолога, завхоза.
Продукт проектной деятельности: конкурс поделок «Насекомые», конкурс рисунков «Охрана природы» (индивидуальная выставка  «Охрана природы» ), выпуск газет по экологии, создания «экологического десанта» в составе Романова Катя и Романова Наталья Сергеевна,
Мультимедийная презентация (презентация слайдов, доклад): презентация «Живой мир», презентация «Животные», презентация «Экология», презентации .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Чистый мир »

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их э...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!» Январь 2017 год

Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим ...

Образовательный проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дыши сибирскими лесами!..."

Проект направлен на изучение природы родного края, развитие эколого-патриотических чувств ребенка....

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Флора и фауна ставропольского края"

Данный материал будет интересен воспитателям для работы с детьми по изучению экологии....

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Земля - наш общий дом»

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их э...