Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бувака Марина Владимировна

Проект "Огород на окне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Огород на окне"472.77 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект

 на тему: «Огород на окне»

старшая группа «Ромашки»

     Вид проекта: практико-ориентированный.

     По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный

     По содержанию: обучающий.

     По числу участников проекта: групповой.

     Участники: дети 5 - 6 лет, воспитатель группы, родители.

     Продолжительность: краткосрочный.

     Актуальность.  Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

     Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.  В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают  внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

     Предмет исследования: культурные растения: (перец, лук, свекла, морковь,  фасоль, цветы, овес), ветки березы, тополя, вишни.

     Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие  экологической культуры, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

     Задачи:

1. Расширить и обогащать   знания  и представления детей о культурных и дикорастущих растениях;

2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес), Как на ветках березы, тополя, вишни смогут появиться листья?;

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность;

7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков);

8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке;

9.Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам;

10.Развивать познавательные и творческие способности.

      Гипотеза.

В условиях группы можно вырастить урожай на окне.

     Проблемная ситуация.

Недостаточные знания детей об овощных культурах, способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, нет практических навыков ухода за выращиваемыми  овощными культурами.

     Принципы работы.

  • Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
  • Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.

     Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента: семена овощных культур, пластиковые горшочки,  земля для посадки, лейка, лопатки, рыхлители.

     Предполагаемый результат.

  1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
  2. Развитие познавательных и творческих способностей.
  3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
  4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
  5. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.

     Связь с другими видами деятельности.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

     Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Маленькие садоводы», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
  2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-5-я неделя.
  3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 6-я неделя.

 Реализация проекта включает три этапа.

     Подготовительный: 1 неделя

  1. Определение цели и задач проекта.
  2.  Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
  3.  Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
  4. Составление плана работы над проектом.
  5. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  6. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  7. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.
  8. Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки.  Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

     Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) 2-7 неделя

     Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 8 неделя

     Перечень форм и методов реализации проекта: игры – путешествия, экскурсии в природу:  «Где растут растения?», «Зеленые растения зимой в природе»; праздники, досуги, развлечения, занятия в игровой форме; подвижные, дидактические, творческие игры; рассматривание иллюстраций, картин, беседы, чтение художественной литературы, загадки, пословицы и поговорки.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап
  1. Беседа  с родителями «Огород на окне».

     Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

     2.        Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

          Цель: Просвещать родителей по данной теме.

     3.        Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

          Цель: создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

      4.        Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

          Цель: вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений

  1. Практический этап
  1.  Занятие «Дикорастущие и культурные растения»

           Цель: ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.

    2. Рассматривание   цветочных семян через лупу.

          Цель: дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

   3.Занятие «Посадка семян овощей»

         Цель: обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); воспитывать у детей бережное отношение к природе, развивать речевые навыки, обогащать словарь; активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

   4.Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

            Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна

  5.Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

       Цель: подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже  привести к гибели растения. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

 6.Труд в уголке природы.

       Цель: продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

 7.Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

     Цель: помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение, а при соблюдении необходимых условий  растение быстрее растет; продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

8.Рисование «Наш лучок», «Наши растения».

     Цель: закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения.

9.Аппликация «Овощи на тарелке».

     Цель: продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками.

  10. Чтение художественной литературы об овощах: отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни, сказка «Репка»,  сказка «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», К. Чуковский. «Краденое солнце», Бехлерова Е. «Капустный лист», Носов «Репка», Ю.Тувим «Овощи»; Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук»; заучивание загадок , пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.

  11.Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «На даче», обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород»; настольно-печатная игра «Вершки и корешки», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», лото «Что растет на огороде»; дидактические игры «Что в мешочке? », «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?», «Культурные и дикорастущие», «Цветочный магазин»;  подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи»; пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».

   12.Подготовка информации для родительских уголков.

   13.Оформление дневника наблюдений.

 Цель: зафиксировать наблюдение за растениями.

    14.Труд в природе.

        Цель: подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

 15.Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

       Цель: настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

 16.  Итоговое  занятие высадка рассады на  огород детского сада

III. Заключительный этап

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

 Оформление стенгазеты для родителей о проделанной работе.

Анализируют и обобщают полученный результат.

Участие в оформлении стенгазеты.

Просмотр оформленной педагогом и детьми стенгазеты «Огород на окне».

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

 3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.

4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.

8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

C:\Users\Маришка\Documents\Работа\Портфолио\Фото\IMAG0312.jpg

      C:\Users\Маришка\Documents\Работа\Портфолио\Фото\IMAG1267_1.jpg C:\Users\Маришка\Documents\Работа\Портфолио\Фото\IMAG1266_1.jpg C:\Users\Маришка\Documents\Работа\Портфолио\Фото\IMAG1265_1.jpg C:\Users\Маришка\Documents\Работа\Портфолио\Фото\IMAG1264_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"

  В процессе занятия дети создадут  большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей.  Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...

Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"

Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...