Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Закрепить с детьми характерные признаки весны, активизировать словарь по теме весна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.sadik_.odt51.25 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект НОД   по развитию речи в старшей группе
                                              на тему «Весна»

  

Цель: активизация и обогащение словаря детей по теме весна.

Задачи:

Образовательные: Закрепить с детьми характерные признаки весны,активизировать пассивный и активный словарь по теме весна. Закрепить  название весенних месяцев, закрепить характерные признаки весны. Упражнять в подборе существительных и прилагательных, в употребление антонимов.
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Продолжать  учить  детей пересказывать рассказ близко к тексту.

Развивающие :Развивать связную речь, развивать логическое мышление и внимание,

Воспитательные: Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе. 

 Словарная работа: весна, капель, созревание почек на ветках, ледоход,проталина, подснежники.

 Предварительная работа :наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы,  заучивание стихов о весне, рассматривание иллюстраций.

 Материалы к занятию: презентация  с изображением природных явлений в разные периоды весны, ноутбук,мяч для игр, зеркальце для солнечного зайчика,иллюстрации о весне на магнитной доске.

Ход :

Организационный момент. 

Дети выстраиваются в круг.

 Воспитатель. Сегодня, мы с вами поговорим о чудесном времени года. Какое сейчас время года, ответы детей. Назовите весенние месяцы.

Воспитатель. Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе в старину называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались и дети, и взрослые.
- Послушайте, ребята, как в народе в старину называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март-капельник, протальник. Ответы детей.
Апрель-водолей, березень. Ответы детей.
Май - травень, цветень. Ответы детей.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут  от весны радости и тепла. Вот и к нам в группу заглянул солнечный зайчик. Он просит, чтобы вы с ним поиграли.

 Прочитайте стихотворение  Б.Заходера «Рассеянная зима».Ребенок читает стихотворение. Рассматривание иллюстраций о весне.

Ещё кругом стоят
Деревья голые,
А с крыши капли
Капают весёлые. 

Зима куда-то
Убежала в панике
И очень плохо
Закрутила краники. 

На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит.
А под ёлкой снег лежит. 
 Воспитатель. Много чудесных, прекрасных, красивых слов есть на свете.  Назовите  для солнечного зайчика весенние слова.  Ответы детей
(подснежник, мимоза,проталина, ледоход, сосулька, март, апрель, май, скворец, жаворонок, верба...)

Воспитатель. Сейчас мы поиграем вместе с солнечным зайчиком в игру:  «Скажи какая»,  какая  весна бывает? Ответы детей (ранняя, долгожданная, поздняя, певучая,  холодная, дождливая, благоухающая, цветущая,теплая)

 Как  вы понимаете слово цветущая? Ответы детей.

Как  вы понимаете слово певучая? Ответы детей.

Воспитатель. Солнечный зайчик просит вас поиграть  в игру  «Подбери слово».

 Солнечный, веселый -   (день)

Ясная, холодная-   (погода)

 Серое, хмурое  -    ( небо)

Ранняя - (весна)

Яркое, лучистое -    (солнце)

 Молодая, зеленая - (трава)

 Воспитатель. Молодцы ребята, а теперь поиграем в игру  «Скажи наоборот»

Ранняя –    поздняя.

Теплая – холодная.

Солнечно –  пасмурно.

Сыро – сухо.

Толстый лед – тонкий лед.

Осенью листья опадают –  весной  вырастают.

Зимой день короче - весной длиннее.

Теперь ребята Физкультминутка»Весенняя»

.

Улыбаются все люди -

Весна, весна, весна!

Идут по кругу.

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна!

Поднимают руки над головой и рит-мично хлопают в ладоши.

По лугу, лесу и полянке

Идет, идет, идет!

Ритмично шагают на месте.

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет!

Взмахивают обеими руками к себе.

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит!

Ритмично щелкают пальцами.

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит!

Потирают ладони.

Разносит запахи по всюду

Цветов, цветов, цветов!

Делают из пальцев «бутон».

И все живое сразу слышит

Весенний звон!

Прикладывают руку к уху.

Хлопают в ладоши.

Игра «Что за чем?»

На доске/фланелеграфе в разброс, расположены картинки, дети должны выстроить их по порядку, проследив закономерность и объясняя почему именно так, а не иначе. Например, первая картинка — на улице лежит снег, дети тепло одеты, играют. Далее будет картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. Затем, картинка, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. Далее, картинка без снега, солнечно, прилетают птицы. В конце может быть картинка с поздней весной.
Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель -это результат яркого и теплого весеннего солнца и т.д.

  

Воспитатель. Молодцы ребята, а сейчас солнечный зайчик просит прочитать для вас рассказ.  Я прочитаю рассказ, а вы внимательно его  послушайте и постарайтесь запомнить  и пересказать.

                                     

 «Весна - красна» В. Бианки

  Наступила долгожданная весна. Деревья пробуждаются от зимнего сна и наполняются соками. Почки начинают наливаться и развертываться в зеленые листья. Всем деревьям подарила весна цветочный наряд. Кому яркий,  кому- скромный. Самой первой украсилась верба барашками. Черемуха самая заметная: словно снегом усыпана. Смолистая сосна украсила себя шишечками. В садах плодовые деревья покрываются белыми и розовыми цветами. Сначала зелень на деревьях кажется редкой. Но уже к маю все зазеленеет. Рощи станут непроглядными, на полях запестреют цветы.

Ребята о чем говорится в рассказе?Что происходит весной?

Анализ занятия:Вот и закончилось наше с вами занятие, какое задание было для вас трудным? Ответы детей. Вы  молодцы  за это солнечный зайчик вас благодарит .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Весна"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Весна" Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной....

Занятие по развитию речи для старшей группы по теме "Весна"

Данное занятие по развитию речи предназначено для детей старшей логопедической группы. Проводится при рассмотрении одноимённой лексической темы, апрель 3 неделя....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Весна»

Программные задачи:1.1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.2.1 . Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.2.2. Развивать связную речь: умени...