Картотека наблюдений за растениями на участке в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Систематически проводя наблюдения на участке детского сада  за растениями, которые  окружают детей,вовлекая дошкольников в практическую деятельность по поддержанию условий для  роста и жизни растений, мы педагоги, воспитываем и бережное отношение к природе и любовь к своей малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСЕНЬ

Наблюдение № 1

Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к осени: желтеют листья, созревают  семена.

Загадка: Она под осень умирает

                И вновь весною оживает.

                Иглой зеленой выйдет к свету,

                Растет, цветет она все лето.

                Коровам без неё – беда:

               Она их главная беда.       (Трава).

Наблюдение № 2

Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев.  Загадать загадку о рябине.

 Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье. 
(Рябина) 

Показать плоды рябины.

Наблюдение № 3

Наблюдение за травянистыми растениями (донником, льнянкой обыкновенной, полынью горькой, сахарной медуницей, клевером, тысячелистником). Собрать растения для гербария.

     

Наблюдение № 4

 Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени.

 Предложить походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат.

Экспериментальная деятельность:  почему листья шуршат? (Листья высохли и стали ломкими). Будут ли шуршать листья после дождя?

Наблюдение № 5

Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов, так как осенью прекращается рост растений.

Наблюдение № 6

Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев  и определить, с помощью чего семена  разносятся по земле. В ветреные дни понаблюдать, как семена  ясеня и татарского клена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян.

Наблюдение № 7

Длительное наблюдение за многолетним растением – одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Собрать семена одуванчика, рассмотреть в группе через лупу. Отметить колышками место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый.

Загадка: Горел в траве росистой

               Фонарик золотистый.

               Потом померк, потух

               И превратился в пух.    (Одуванчик).

Наблюдение № 8

Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с тополя или карагача. Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Загадка: Ветер листьями играет,

                их с деревьев обрывает.

                Всюду листики кружат -

                это значит ...

                                  (Листопад)

Наблюдение № 9

Наблюдение за деревьями и кустарниками. Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.

Загадка: Много рук, а нога одна.

                                        (Дерево)

Наблюдение № 10

Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена. Рассматривание семян, обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег). У многолетних  растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.

Наблюдение № 11

Наблюдение за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Наблюдение № 12

Наблюдение за рябиной. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к рябине

Рябина – настоящая царица. Красные, яркие красавицы-гроздья видны издалека. Они привлекают внимание всего живого. Как мудро распорядилась природа, подарив ей эту красоту. Но не только броским нарядом привлекает это растение. Это лакомство для птиц, и, конечно же, полезный продукт для людей. Рассказать о целебных свойствах рябины для человека.

ЗИМА

Наблюдение № 1

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

  Чтение стихотворения «Клёны спят, берёзки спят…»

Клены спят, березки спят,

На ветру не шелестят.

Снится им зимой студеной

Летний шум листвы зеленой.

Снится дальняя зарница,

И веселый дождик снится.



Наблюдение № 2

Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

Приметы:

  • В феврале много инея на деревьях – будет много меда.
  • Снег прилипает к деревьям – тепло будет.

Наблюдение № 3

Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев),  ива (пепельно – серый ствол), лиственница (темный ствол с толстой корой и опущенными ветками), тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками), сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая).

Чтение стихотворения Г. Новицкой « Березка»

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, чем нежней снежинки-

Тем холодней стоит зима.

Наблюдение № 5

Наблюдение за строением почек. Рассмотреть крупные почки тополя. Каждый ребенок получает по небольшой веточке (срезанной с поросли, которая весной подлежит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение. Дети самостоятельно делают открытие: почки – это скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят.

ВЕСНА

Наблюдение № 1

Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка.

Чтение отрывка из стихотворения  М. Пляцковского.

…..Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами….

Наблюдение № 2

Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Подумайте, почему?  (Корни деревьев впитывают воду).

  Чтение стихотворения С. Городецкого

Здравствуй, весенняя первая травка!

Как распустилась? Ты рада теплу?

Знаю, y вас там веселье и давка,

Дружно работают в каждом yглy.

Высyнyть листик иль синий цветочек

Каждый спешит молодой корешок

Раньше, чем ива из ласковых почек

Первый покажет зеленый листок.

 

Наблюдение № 3

Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

Наблюдение № 4

Наблюдение за опавшими листьями после таяния снега. Вспомнить, какими они были осенью, сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу, и дерево растет.

Наблюдение № 5

Наблюдение за почками тополя. Обратить внимание на то, что они крупнее по сравнению с березой.

Стихотворение В.Товаркова «Первые листья»:

     На могучем тополе

     Дружно почки лопнули.

     А из каждой почки

     Вылезли листочки –

     Развернули трубочки,

     Распушили юбочки,

     Оглянулись, улыбнулись

     И сказали: «Мы проснулись!»

Наблюдение № 6

Наблюдение за деревьями. Солнце – это источник тепла. Разные деревья по разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

Наблюдение № 7

Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках. Отметить, что распускаются листья не одновременно на разных растениях. Первыми распускают листья тополя, а затем береза. На распускание листьев требуется много питательных веществ. Эти питательные вещества поступают к почкам из корней по стеблю.

Наблюдение № 8

Наблюдение за растениями. Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы – сережки. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца.  

При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки – это цветы.

Наблюдение № 9

Наблюдение за одуванчиком (стадии роста, цветения и образования семян). Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются.

Загадка: На зеленой хрупкой ножке

                Вырос шарик у дорожки.      (Одуванчик)

Наблюдение № 10

Наблюдение за  почвой. Почва растениям – деревьям, кустарникам, травам и цветам – необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаемее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения на прогулке на каждый день (подготовительная к школе группа)

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"

Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"...

Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"

Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"...

Картотека прогулок с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Картотека прогулок с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в подготовительной к школе группе

1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи«Повтори»  Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:Мак-бак-такТок-тук-так...

Эксперимент "Как вода попадает в растение? Окрашиваем цветы" в подготовительной к школе группе

Конспект экспериментальной деятельности (экология) в подготовительной к школе группе. Алгоритм проведения эксперимента...