Развитие самостоятельности и активности дошкольников через детское экспериментирование
статья по окружающему миру на тему

Пономарёва Галина Александровна
Необходимое условие педагогической поддержки детской самостоятельности - личностно ориентированная модель, которая направлена на построение взаимодействия ребенка с педагогом. Поддержка детской деятельности предполагает предоставление детям достаточного времени и свободы действий, а также эмоциональный комфорт ребенка в ДОУ, которые стали необходимыми условиями их полноценного развития, в том числе и в отношении становления и развития творческой инициативы и самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_detskoe_eksperimentirovanie.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности и активности дошкольников через детское экспериментирование

Для непрерывного обучения особо важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности детей и воспитание навыков самообучения. В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связана с независимостью, активностью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе. Важной составной частью самостоятельности как черты личности дошкольника является познавательная самостоятельность, которая трактуется как его готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность.

Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания репродуктивной самостоятельности в творческую. Как доказал Н.Н. Поддъяков, академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования. Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет непростой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
    природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
  • социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  • лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами.
  • личностный: узнает свои личные возможности;
  • волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
  • поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден и освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования.
Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Например: При организации посадок на участке детского сада, в огороде. Прежде всего, надо попросить ребенка помочь вам, только делайте это на полном серьёзе. Попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: «Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, мы его польем водой, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек». Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное - он начнет думать, анализировать.

Необходимыми условиями организации самостоятельной деятельности в нашем ДОУ выступают:

  • опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности (когда для продолжения одной деятельности ребенок с необходимостью обращается к другой и затем возвращается к исходной);
  • особая организация непосредственно образовательной деятельности (в том числе игровых), которые становятся рабочим инструментом для приобретения ребенком практического опыта реализации той или иной деятельности. В конце НОД обязательно выделялось достаточное время для самостоятельной деятельности детей, когда ребенок активно присваивает это новое содержание.
  • создание особой предметно-пространственной среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко ее менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач. Поэтому организация мини-музеев, лабораторий, самодельной макетной игровой среды есть значимый компонент проводимой работы.

Необходимое условие педагогической поддержки детской самостоятельности - личностно ориентированная модель, которая направлена на построение взаимодействия ребенка с педагогом. Поддержка детской деятельности предполагает предоставление детям достаточного времени и свободы действий, а также эмоциональный комфорт ребенка в ДОУ, которые стали необходимыми условиями их полноценного развития, в том числе и в отношении становления и развития творческой инициативы и самостоятельной деятельности.

Реализация образовательного процесса предполагает предоставление ребенку достаточного времени на обобщение опыта деятельности. Время для самостоятельной деятельности в рамках эксперимента воспитатели выделяли на различных занятиях, появились минутки и часы самостоятельной деятельности. Предоставление детям достаточного времени для самостоятельной деятельности после непосредственно образовательной деятельности  привело к получению возможности использования нового знания для решения собственных задач. Пространственно-материальные условия предполагали создание особой предметной среды, направленной на поддержание формирующейся у ребенка системы деятельности. В нашем ДОУ для поддержки самостоятельности детей в рамках ведущей деятельности была создана особая предметно-игровая среда - самодельные макеты и самодельные игрушки; организован уголок экспериментирования. Возможность организации сюжетов, идущих от инициативы самого ребенка в игровом пространстве, соответствующем его замыслам и представлениям. Всё это обеспечивает  возможность свободно, в соответствии со своими интересами, желаниями и склонностями и одновременно самостоятельно заниматься разными видами экспериментальнойдеятельности.
Показателями самостоятельности старшего дошкольного возраста выступают:

  • стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей;
  • умение поставить цель деятельности;
  • осуществить элементарное планирование;
  • реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели;
  • способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Данная работа по организации самостоятельности детей была связана с особыми условиями организации педагогического процесса и с особой позицией педагогов в рамках реализации педпроцесса. Регулярно проводились обсуждения, консультации, конкурсы по развивающей среде ДОУ между группами, педсоветы по проблеме. Анализировалось поведение воспитателей при проявлении ребенком инициативы, при этом было выявлено, что большинство педагогов пытаются руководить даже самостоятельной деятельностью ребенка, направляя ее, как они полагают, в нужное русло. Отмечалось, что не всегда дети проявляют интерес к тому оборудованию, играм, которые приготовили для них воспитатели, в связи с этим были разработаны варианты ненавязчивой поддержки педагогом разных видов детской деятельности. Однако самостоятельная деятельность ребенка-дошкольника находится на тонкой грани совместно-разделенной со взрослым деятельности, без компонента «совместной» она лишается культурного начала, без компонента «разделенной» - лишается детской инициативности.

Оценка смотра-конкурса «Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования»

Таблица 1

Критерии оценок

Группа «Полянка»

Группа «Родничок»

Группа «Солнышко»

1.

Открытость и доступность для детей

2.

Соответствие содержания возрасту

3.

Популярность и степень использования детьми

4.

Состояние документации (схемы, правила, журналы наблюдений, перспективное планирование)

5.

Эстетичность

6.

Участие родителей

Итого:

Выявление самостоятельности детей  в уголке экспериментирования

Таблица 2

Ф.И.О. ___________         Метод _______(наблюдение)              Дата ___________ 2010г.

Критерии оценок

Группа «Полянка»

Группа «Родничок»

Группа «Солнышко»

1.

Стремление ребёнком к решению задач деятельности без помощи (самостоятельно ли выбрал деятельность в уголке экспериментирования)

2.

Умение поставить цель деятельности

3.

Осуществить элементарное планирование

4.

Реализовать задуманное и получить результат

5.

Способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач

Итого:

Определение педагогами уровня самостоятельности детей в уголке экспериментирования

Таблица 3

Уровень самостоятельности

Старший возраст

1

Особенности мотивации самостоятельной деятельности

2

Способность к предварительному планированию и организации эксперимента

3

Владение способом осуществления эксперимента самостоятельно

4

Результативность, самооценка

5

Независимость от взрослого, автономность

6

Характер необходимый ребёнку в помощи

Материал для педагогов: Общие требования к оформлению и содержанию Уголков экспериментирования.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, самостоятельности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

  1. Материалы находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
  2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:
  • Приборы - помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы;
  • Красители: пищевые и не пищевые;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи;
  • Дополнительные материалы: детские халаты, клеёнчатые фартуки, салфетки, полотенца.
  1. Карточки-схемы проведения экспериментов.
  2. Индивидуальные дневники, где ставится дата проведения эксперимента.
  3. Правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  4. Материал, находящийся в Уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка.

Старший дошкольный возраст

Таблица 4

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий к самостоятельности

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

Серии картин с изображением природных сообществ;
Книги познавательного характера, атласы;
Тематические альбомы;
Коллекции

Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Магниты», «Свет».
Природный материал;
Утилизированный материал;
Технические материалы;
Разные виды бумаги;
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы;
Клеенчатые фартуки, резиновые перчатки, тряпки.

Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки)
Персонажи, наделанные определенными чертами
(Почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...

«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»

Экспериментирование в ДОО одно из ведущих направлений развития детей....

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира....

Развитие исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование

laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»...

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.

В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...