Консультация для воспитателей: « Экологического воспитание детей дошкольного возраста как один из приоритетных направлений ФГОС»
статья по окружающему миру на тему

Рогина Елена Александровна

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное 
развитие» и предусматривает решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_ekologicheskogo_vospitaniya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Роль экологического воспитания дошкольников как один из целевых ориентиров ФГОС»


           Ежегодно в России, каждый год посвящается какой-то проблематике или сфере. Согласно Указу президента РФ от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии.        Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте должен закладываться основной фундамент по усвоение основ экологических знаний. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Все выдающиеся педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Самое главное – в процессе экологического образования детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное 
развитие» и предусматривает решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения. В группе должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы. На территории дошкольного учреждения желательно создать участок для проведения опытов, «экологическую тропу», чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Примером таких акции может являться акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы Красноярского края, создание игрушек из бросовых материалов и др. Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать: создание стенгазет с рассказами 
о любимых питомцах; написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями; разработку презентаций, фоторепортажей и др. Таким образом: экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

«Экологическое  воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Консультация для родителей: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет....

Консультация по теме: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

ull;«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги з...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для  воспитателей: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в деятельности педагогов ДОО и направлено на формирование предпосылок экологической культуры у дошк...