Главные вкладки

    Методическая разработка на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за зимующими птицами»
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Актуальные  проблемы  дошкольного  образования  в  условиях  внедрения  ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tsikl_nablyudeniya_za_zimuyushchimi_ptitsami.doc516 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая  разработка                                                                                      на  тему  «Формирование  экологической  культуры  у  детей  среднего  дошкольного  возраста  в  процессе  наблюдения  за  зимующими  птицами»

    «Актуальные  проблемы  дошкольного  образования  в  условиях  внедрения  ФГОС»

                                                                                            

                                                                            Шатковский  муниципальный  район

                                                                  МОУ «Пановская  НШДС», ГДО

                                                                  Гильмзянова Валентина Павловна ,

                                                                  воспитатель

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                           

                                        Нижний  Новгород  2016 г.

    Форма  работы: наблюдение  за  зимующими  птицами.

    Цель: расширить  представление   детей  о зимующих  птицах.

    Третья неделя января — начало цикла наблюдений за зимующими птицами.

    Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»

    Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей.

                                                  Ход  наблюдения

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.).

    Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\i.jpg

    Наблюдение 2. «Какая ворона и какой воробей?»

    Цель: учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку.

                                      Ход  наблюдения

    Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\tn_195764_125148ed05d9.jpg

    В свободное время воспитатель разучивает с детьми стихотворение.

    В. Звягина «Воробышки»

    Что весна не скоро,

    Что в морозы лютые

    Плохо греют шубки..

    Я принес воробышкам

    На тарелке крупки:

    На дворе морозище —

    Градусов под сорок.

    Плачутся воробышки,

    — Кушайте, воробышки,

    Кушайте, хорошие.

    Я бы вам и валенки

    Подарил с калошами.

    Но сказала мама:

    — Воробей ведь маленький —

    Сразу, как запрыгает,

    Потеряет валенки.

    Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?»

    Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).

                                      Ход  наблюдения

    Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\a826e0f0-6bb1-4c2e-9d8d-670af2376639.jpg

            

    С календарем наблюдений за зимующими птицами дети и воспитатель работают всю неделю ежедневно. Воспитатель предлагает детям найти в календаре птиц тех видов, которые именно в этот день посещали кормушку или были рядом с ней. В первый день (понедельник) он сам отбирает изображения пернатых, вставляет их в прорези на панораме календаря со словами: «На кормушке были воробышки, их было много. Мы тоже поставим несколько птичек. Еще на кормушке был один голубь — мы про него не забудем. Под кормушкой собирали крошки воробышки-трусишки. Их было двое. А вот над участком летала одна ворона. Она все смотрела, как птицы кормятся, но к ним не подлетала. Мы вставим птичку-ворону там, где у нас небо. Теперь посмотрите, какая получилась панорама в календаре. Сегодня именно так было на нашем участке». В конце дня воспитатель разбирает панораму, чтобы на следующий день создать новую картину. Уже со вторника воспитатель предоставляет детям возможность самим выбирать картинки с птицами и вставлять их в календарь. Помогает детям по мере необходимости, хвалит за правильные ответы и действия.

    Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»

    Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

                                      Ход  наблюдения

    Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\i8.jpg

    Воспитатель дает детям задание для самостоятельного наблюдения: во время игры прислушаться к птицам, понаблюдать, будут ли слышны голоса птиц, чтобы точно выяснить, кто как из них кричит и по какому по воду. В конце прогулки воспитатель обсуждает с детьми их и свои наблюдения. Разучивает стихотворение В. Приходько про воробья.

    Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\img-20140922091311-891.jpg

    Наблюдение 5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»

    Цель: уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном назначении: с помощью ног пернатые ходят по твердой поверхности (дороге, крыше), сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.

                                      Ход  наблюдения

            

    Воспитатель снова дает детям задание для самостоятельного наблюдения. При этом он может заинтересовать их проблемной ситуацией: «Ребята, что-то я не совсем уверена: сколько ног у птиц? Я знаю (мы с вами рассматривали), что у собаки и у кошки по четыре ноги. А вот сколько их у птиц — я сомневаюсь. Я прошу вас понаблюдать за всеми птицами: может, у них четыре, а может, три или две ноги? И вообще — для чего птицам ноги?»

    В конце прогулки воспитатель обсуждает с дошкольниками их наблюдения. Если дети не заметили, где и как птицы ходят, сидят, воспитатель рассказывает о том, что увидел сам.

    Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\640.jpg

    Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».

    Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность, умения определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер «цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась — значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке — значит, несколько птиц кормилось на этом месте и т. п.); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.

                                      Ход  наблюдения

    Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\i13.jpgОписание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\i14.jpg

    Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\i15.jpg

    Календарь наблюдений за зимующими птицами на этой неделе воспитатель может вести или не вести по своему усмотрению или желанию детей. Педагог может спросить у ребят, хотят ли они этим заниматься. Если будут желающие, воспитатель может поручить им находить карточки и вставлять в прорези. При этом оказывает детям помощь, а остальным предлагает рассматривать календарь, который ежедневно ведут желающие.