Занятие для старших дошкольников «История возникновения колоколов на Руси и в других странах».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokola.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

«История возникновения колоколов на Руси и в других странах».

Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Материалы и оборудование: «Колокольчик» ( слова  Вс. Рождественского, музыка С. Чикобава); запись «Колокольные звоны»;  репродукция картины К. Юона «Купола и ласточки»; «Колокольные звоны» музыка Э. Грига.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

- Послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать?

( слушание песни «Колокольчик» слова  Вс. Рождественского, музыка С. Чикобава).

 

Колокольчик! Колокольчик!                                  Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон                                         Неужели это ты

Лёгкий-лёгкий, Тонкий-тонкий                           Так звенишь и так трепещешь

Будто слышится мне звон.                                 Там, где травы и цветы.

                       

                                       Может быть, звонишь ты тоже

                                       Но твой звон не слышен нам,

                                      И понятен только пчёлам

                                      Роще, травам и цветам.

   

  1. Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и в других странах.

- Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце 6 века , епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После этого сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

      Наше занятие посвящено этому поющему цветку. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

    Звучат колокола.

     Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

 - Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…

     Какие материалы нужны для отливки? Требуется красная и зелёна медь, олово, проволочное железо  серебро,  гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лычные верёвки, вожжи, весы, подъёмные и кузнечные снасти.

     Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы всё удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают. Настаёт момент, когда он рождается. Верёвки тугие мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился. Как дитя малое оберегают.

         Тихо звучит колокол…

    - Колокола льют сейчас так же, как в старину, по описаниям прадедов, дедов. Колокол словно живое существо. Как человек   он имеет уши, плечи, язык, туловище, ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.

      Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники Православия, письменности, декоративно-прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится?

    - Самый большой колокол – Царь-колокол. Он весит 200 тонн. Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду- от перепада температур он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

   - Как вы думаете, от чего зависит звук колокола?

   - Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.

    Только с годами к звонарю приходит мастерство  виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон- это целая наука.

Благовест - если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.

Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.

Перезвон – во все голоса, но по очереди – пред водосвятием.

Красный звон – целый день на большие праздники.

        Слушание колокольных звонов.

  - Посмотрите на картину К. Юона «Купола и ласточки». Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях?

   Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчания ручьёв. Силу колокола знают давно. В старину существовал такой обычай6стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев. Принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

     Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которые вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников -  о вступлении во взрослую , серьёзную жизнь.

   Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символа нашей Родины.

   Послушайте стихотворение:

     

   Слышу вас, колокола, над землёю.

Против горя, против зла вы со мною.

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать- Россия!

Вам и роща дорога и былинка,

И дорога на века и тропинка,

И могучий богатырь, и старушка,

Златоглавый монастырь и церквушка,

Вы слышны и мудрецу, и ребёнку.

Вы летите ко дворцу и в избёнку

Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас – прямо в души.

Позабудутся на миг боль да горе.

Озарится светом лик в каждом взоре.

Раскрываются сердца. Люди – братья.

Словно не было потерь и печали –

Снова радуйся и верь, как вначале,

И для жизни собирай снова силы,

И сражайся и страдай для России.

Голоса колоколов словно пламя,

Как свидетели веков все вы с нами,

Толь сомнения вас жгли, то ли беды –

Всё равно вы с нами шли до победы.

Всё призывней, всё сильней, всё набатней,

Всё соборней для людей, всё понятней.

Собирает он народ воедино

И на подвиги зовёт исполина.

А вослед ему звучат говорливо

Колокольчиков – внучат переливы.

Никогда ваш гул и стон не остынет –

Потому что боль жива в вашем сердце,

Потому что знали вы слёзы жизни

И страдали для любви, для Отчизны.

Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,

Чтоб всегда жила любовь над Россией.

                                       Е. Шкловский

3. Слушание музыки. «Колокольные звоны» Э. Грига.

4. Рефлексия.

  - Назовите музыкальный символ России? (Колокол)

  - Колокола звонят в праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ("Музыка") "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛОКОЛОВ НА РУСИ" (в соответствии с ФГОС ДО)

ЦЕЛИ:  Приобщать  к истокам  русской  народной   культуры; формировать чувство  сопричастности к национальной  истории; воспитывать  у  детей  чувство...

История возникновения колоколов на руси и в других странах.

Познакомившись с этой темой мы с детьми решили сходить к нам в Храм и посмотреть на наши колокола!Детям очень понравилась наша экскурсия! А на следующий день мы даже послушали их звон!Цель: Сформирова...

«История возникновения колоколов на Руси и в других странах».

Формирование знаний дошкольников о колоколах и колокольных звонов....

Презентация "История возникновения колоколов на Руси"

Презентация рассказывает об истории возникновения колокола в Древней Руси...

Консультация для родителей "История возникновения колоколов на Руси и в других странах"

Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине....

Конспект занятия в старшей группе История возникновения стекла

Цель: формирование представлений у детей о создании стекла и стеклянных предметов....

Презентация на тему:" История возникновения колоколов на Руси"

Познакомить детей с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси, с устройством колокола и особенностями его звучания, дать представление, для чего нужны колокола....