дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережливого отношения к окружающему миру в процессе игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по экологическому образованию

(для детей старшего дошкольного возраста)

Выполнила воспитатель: Капичникова Е.А.

Дидактическая игра №1

Тема: «Угадай животное»

Цель: Расширять знания детей о животных планеты. Развивать познавательный интерес. Учить детей описывать по наиболее типичным признакам.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных.

Ход игры: Дети сидят полукругом около воспитателя. Воспитатель с помощью считалки определяет ведущего, вызывает к себе, даёт ему карточку с изображением животного. Ребёнок должен рассказать или описать это животное так чтобы другие дети смогли его угадать. Тот ребёнок который первый угадает животное, становится ведущим, игра повторяется.

Дидактическая игра №2

Тема: «От семян до плодов»

Цель: Уточнять представления детей о прорастании растений. Развивать внимательность, сосредоточенность. Учить различать растения по характерным признакам.

Дидактический материал: Карточки с изображением растений,(семечко, росток, соцветие, плоды.)

Ход игры: Ребёнку  даётся набор карточек с изображением прорастания того или иного растения, нужно расположить картинки в правильном порядке,(семечко – росток – соцветие - плоды) Можно устроить соревнования разделив детей на подгруппы.

Дидактическая игра №3

Тема: «Среда обитания»

Цель: Расширять знания детей о среде обитания живых организмов. Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать мышление, сообразительность. Развивать связную речь.

Дидактический материал: Панно с изображением воды, земли, воздуха, кубик с прикреплёнными фишками - изображениями животных.

Ход игры: Дети, сидя за столом по очереди подбрасывают кубик, выпавшее животное необходимо «поселить» в свою среду обитания  на панно. Объяснив при этом свой выбор.

Дидактическая игра №4

Тема: «Хорошо – плохо»

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том как нужно себя вести по отношению к природе. Сформировать представление о сохранении с сбережении окружающей среды. Развивать слуховое внимание, сообразительность.

Дидактический материал:  Можно  использовать картинки, где изображено различное поведение человека в отношении окружающей среды.

Ход игры: Воспитатель задаёт детям вопросы, они должны ответить на них «хорошо» или «плохо». Например: - Хорошо ли сажать деревья?

                                                                  - Хорошо!

                                                                  - Хорошо ли мусорить в лесу?

                                                                  - Плохо!

                                                                  - Хорошо ли разорять гнёзда?

                                                                  - Плохо!

                                                                   - Хорошо ли вешать скворечники?

                                                                   - Хорошо!

Дидактическая игра №5

Тема: «Кто спрятался?»

Цель: Развивать зрительную память внимание у детей.

Дидактический материал: Игрушки – животные.

Ход игры: На столе расставлены игрушки животные, дикие или домашние. Дети несколько секунд смотрят на них и запоминают, животных. Затем отворачиваются, воспитатель тем временем убирает одно животное, и просит детей повернуться. Повернувшись дети должны угадать какого животного не стало. Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра №6

Тема: «Времена года»

Цель: Учить детей различать признаки времён года. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Картинки с  изображением времён года, жетоны с улыбками.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям например о лете, сопровождая свой рассказ иллюстрациями, но  допускает ошибки ( летом я  пошла кататься на санках), дети должны услышать эти ошибки, и исправить их. За правильно исправленную ошибку ребёнок получает жетон, по окончании игры подсчитываются жетоны у каждого ребёнка и определяется наиболее внимательный, тот кто набрал наибольшее количество жетонов.

Дидактическая игра №7

Тема: «Угадай-ка что за птица?»

Цель: Развивать умение отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке. Уточнять знания детей о птицах. Умение составлять описательный рассказ.

Дидактический материал: На каждого ребёнка набор карточек с изображением птиц, перелётных и зимующих. Книга с загадками.

Ход игры: Перед каждым ребёнком на столе разложены картинки с изображением птиц. Воспитатель читает загадку, дети внимательно слушают, отыскивают нужное изображение и поднимают его, объясняя сопровождением ( чем питается, перелётная птица или зимующая и т.д.)

Дидактическая игра №8

Тема: «Где растёт»

Цель: Уточнять знания детей о названиях и местах произрастания растений. Развивать внимание, память, сообразительность.

Дидактический материал: Большие карточки поля с изображением сада, огорода, поля, леса и т.д., и маленькие фишки с изображением растений, овощей, злаковых, и т.д.

Ход игры: Дети делятся на подгруппы по 2-3 ребёнка, им раздаются большие карточки с изображением той или иной местности ( лес, поле, огород и т.д.). Дети должны разложить фишки с изображениями растений на нужные поля.

Дидактическая игра №9

Тема: «Цветик семицветик»

Цель: Прививать у детей желание заниматься деятельностью природоохранного характера. Развивать умение трудиться (правильно использовать орудия труда). Закреплять полученные знания практическим способом.

Дидактический материал: Цветик - семицветик изготовленный из цветной бумаги, на обратной стороне которого написаны задания.

Ход  игры: Игра проводится на улице, во время прогулки. Воспитатель сообщает, что детям нужно навести порядок на площадке. Для этого дети делятся на подгруппы по 3-4 человека, отрывают по одному лепестку, воспитатель читает задание которое написано на лепестке ( прополоть клумбу, полить цветы, подмести дорожки и т.д.)

Дидактическая игра №10

Тема: «Животные»

Цель: Закреплять умения детей классифицировать и называть диких и домашних животных. Развивать познавательный интерес. Воспитывать желание любить и заботиться о животных.

Дидактический материал: Мяч.

Ход игры: Дети стоят полукругом около воспитателя. Воспитатель передаёт мяч рядом стоящему ребёнку и называет например любое дикое животное, где оно живёт, чем питается. Дети передают мяч друг другу по той же схеме, не повторяясь в названиях. Во втором круге игры можно называть домашних животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...

Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по экологии  для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста

материал содержит игры по экологиии  для детей старшей и подготовительных групп....

Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемые игры по экологии содержат интересные факты о жизни растений, в том числе лекарственных, и животных, вопросы о природе, способствующие развитию любознательности. Большинство...