Главные вкладки

    Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой в младшей группе
    план-конспект занятия по окружающему миру на тему

    Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

    Конспект занятий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_nablyudeniy.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека наблюдений

    на прогулке за неживой природой

      в младшей группе

     

    Карточка № 1

    Рассматривание сухого песка.

    Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.

    Наблюдение: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.

    Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко). Как можно назвать песок? (Сыпучий).

    Художественное слово

    Песочница, песочница, В песке вся детвора.

    Построить домик хочется, Забавная игра.

    Речной песочек, меленький –Хорош для куличей.

    Склонился повар беленький Над формочкой своей.

    А вот Андрюша с Васенькой –Ребята хоть куда

     Везут в машинах красненьких  Песок туда-сюда.

    Загадка.

    Он очень нужен детворе, Он на дорожке во дворе,

    Он и на стройке и на пляже,  И он в стекле расплавлен даже.(Песок)

    Дидактическая игра «Что я построю из песка» -

     дети рассказывают, что можно построить из песка.

    Цель– научить составлять предложения на заданную тему.

    Подвижная игра «Огуречик, огуречик».

    Цель — научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь.

    Ход игры. Ребенок («мышка») сидит («спит»), дети тихонько идут и читают стихотворение: Огуречик,  огуречик,

    Не ходи на тот конечик, Там мышка живет,

    Тебе хвостик отгрызет. «Мышка» догоняет детей.

    Труд в природе

     Очистка песка от мусора.

    Индивидуальные физические упражнения

    Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг песочницы.

     

    Карточка № 2

    Наблюдаем за солнцем

    Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

    Наблюдение: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

    Художественное слово Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнатку.

    Мы захлопали в ладошки  Очень рады солнышку.       (А Барто )

    Солнце землю осмотрело, Каждый луч оставил след.

    В мире нет важнее дела,  Чем дарить тепло и свет.      (В. Нестеренко)

    Загадка.

    Золотое яблочко  По небу катается,

    С утра улыбается,  А в улыбке лучи  Очень горячи.            (Солнышко)

    Дидактическая игра. «Ласковые слова» - образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Подвижная игра  «Пузырь».

    Цель — научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Ход игры. Дети встают в круг и со словами:

    «Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой,

    Да не лопайся. Пух!» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.

    Труд в природе: Очистить песочницу от листвы.

    Индивидуальные физические упражнения. Перепрыгнуть дорожку из листьев.

     

    Карточка № 3

    Наблюдаем за небом и облаками

    Цель: продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».

    Наблюдение: Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.). Предложить детям посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная».

    Художественное слово: Туча небо кроет, Солнце не блестит,

    Ветер в поле воет,  Дождик моросит...  (А.Плещеев)

    Осень все-такитеперь!   Солнце бледнее, небо холоднее.   (Е. Благинина)

    Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день...   (А Пушкин)

    Загадки:

    Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже — Тем дождик ближе.  (Туча)

    Голубая простыня   Весь свет покрывает. (Небо)

    Дидактическая игра. «Какое небо?» - дети рассматривают небо, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные.

    Подвижные игры «День — ночь»

    Цель  — развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.

     Ход игры. Дети делятся на две команды — «день» и «ночь». По сигналу «День!» дети этой команды убегают, а другая их догоняет. По сигналу «Ночь!» наоборот.

    Труд в природе

    Собрать природный материал.

    Индивидуальные физические упражнения  Брось мяч вверх и поймай.

     

    Карточка № 4

    Наблюдаем за ветром

    Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

    Наблюдение: С детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.

    С детьми в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный — качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья?

    Художественное слово

    Заунывный ветер гонит  Стаю туч на край небес,

    Ель надломленная стонет,  Глухо шепчет голый лес.  ( Н.Некрасов)

    Ветрено, ветрено,  Вся земля Проветрена? Ветер листья с веток Разогнал по свету. (Токмакова )

    Загадка. Фырчит,  рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает,  Людей с ног сбивает,

    Слышишь его,  Да не видишь его. (Ветер)

    Дидактическая игра. «Какой ветер?» - дети рассуждают о ветре, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные.

    Пальчиковая игра. «Осень».

    Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой. Вот последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку.

    Подвижные игра «Самолеты».

    Цель — научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Ход игры. Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.

    Труд в природе. Собрать разлетевшиеся от ветра листья.

    Индивидуальные физические упражнения Прыжки в высоту на месте.

     

    Карточка № 5

    Наблюдение за росой.

    Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса.

    Наблюдение: Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).

    Художественное слово  «Роса»
    Хорошо в лесу
     Утром пить росу. Наклонить цветок И отпить глоток Колокольчик – чашка,  Блюдечко – ромашка.

    Дидактическая игра «На каком цветке лежит роса?» — описать предложенный цветок.

    Цель - развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.

    Пальчиковая игра «Цветы».

    Наши алые цветы  (Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки).

    Распускают лепестки.  (Перед лицом, затем раскрывают в виде чаши).

    Ветерок чуть дышит, (Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки).

    Лепестки колышет.  Наши алые цветки  (Кисти рук наклоняются вправо и влево).

    Закрывают лепестки,  Тихо засыпают,  Головой качают.  (В. Волина)

    Подвижная игра «Догони мяч»

    Цель: воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.

    Ход игры: Воспитатель катит мяч вдоль дорожки и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2-3 раза.

    Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.

    Труд в природе

    Очистить песочницу от листвы

    Индивидуальные физические упражнения

    Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.

     

    Карточка № 6

    Что такое воздух

    Цель: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.

    Наблюдение: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим? Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).

    Художественное слово

    В комнате воздух осенний –  Влажный, холодный, грибной.

    Запахи летних растений  Он забирает с собой.

    В комнате воздух осенний –  Места не стало теплу.

    Птиц улетающих тени  Тихо скользят по стеклу.

    Загадка.

    Через нос проходит в грудь,  И обратный держит путь,

    Он невидимый, и все же  Без него мы жить не можем.  (Воздух)

    Дидактическая игра. «Какой воздух?» - дети рассуждают о воздухе, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные.

    Пальчиковая игра. «Осень».

    Ветер по лесу летал, Ветер листики считал:

    В от дубовый, Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой.

    Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.

    Подвижная игра. «Самолеты».

    Цель — научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Ход игры. Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.

    Труд в природе Уборка участка от листьев.
    Индивидуальные физические упражнения Прыжки на двух ногах с продвижением вперед вокруг песочницы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека наблюдений за сезонными изменениями в природе для младших групп.

    В картотеке представлен материал для наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью ( за погодой, цветником, птицами, животными)...

    Картотека наблюдений за живой и неживой природой.

    Проведение, методика, использование художественного слова...

    Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой осенью и зимой в младшей группе.

    ОСЕНЬ       Карточка № 1           Рассматривание сухого песка.Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок....

    Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе

    Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе...

    Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы в младшей группе..

    В данном материале содержится планирование наблюдений за обьектами природы для детей младшего возраста....

    Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы в младшей группе..

    В данный материал можно использовать в календарном планировании наблюдений за обьектами живой и неживой природы для детей младшего возраста....

    Сборник наблюдений на прогулке за неживой природой (старший дошкольный возраст)

    Программа наблюдений за неживой природой в течение учебного года. Рассчитана на старший дошкольный возраст....