Паспорт мини-музея "Птиц"
проект по окружающему миру на тему

Плужникова Юлия Ивановна

                                                                                          ГБОУ СОШ № 933 Дошкольное отделение "Радуга"    

                                                                         Составители - воспитатели второй младшей группы : Плужникова Ю.И.; Кривошеина Т.В.

                                                                                                                Содержание:

  1. Паспортные данные мини-музея.
  2. Аспекты музейной деятельности.
  3. Характеристика мини-музея.
  4. Перспектива развития мини-музея.
  5. Приложение.

Наименование мини-музея: "Птицы"

Профиль мини-музея: познавательный.

Цель:  формирование познавательных интересов дошкольников путём использования различных видов наглядности, а именно птиц.

Задачи:

  • знакомство детей с ролью птиц в жизни человека;
  • воспитание заботливого отношения к животному миру;
  • формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребёнка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения;
  • принцип наглядности;   
  • принцип последовательности.

  Разделы и экспонаты: в мини-музее представлены разные виды птиц - домашние птицы, зарубежные и другие.

Площадь, занятая под экспозицию выделена  в группе №2 Дошкольного отделения "Радуга".

Руководители мини-музея: воспитатели группы №2: Плужникова Ю.И.; Кривошеина Т.В.          

Аспекты музейной деятельности.

Всем родителям хочется,чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличии от "идеальной", реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы  научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить кругозор, сформировать эстетический вскус.При этом расширение кругозора - одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а так же развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а так же целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин "музейная педагогика" появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требования музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют "Мини-музеями". Часть слова  "мини" в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: учавствовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экпонаты, ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками и поделками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в рукии, рассматривать. В обычном музее ребёнок-лишь пассивный созерцатель, а здесь он-соавтор, творец экспозиции.Причём не только он сам, но и его папа м мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей -это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы.

Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития  изобразительных и игровых навыков.

Формы деятельности.

  • фондовая
  • поисковая
  • научная
  • экспозиционная
  • познавательная

Воспитывать интерес к птицам, развивать любознательность.

Оформление мини-музея: музейные понаты собраны в соответствии с возрастом детей, Коллекция располагается на полках в групповой комнате. Экспонаты: композиция "Птичй двор"( фигуры гипсовые), картинки "Птицы", мягкие, резиновы, пластмассовые, хрустальные и стеклянные и другие игрушки.

Экспонаты данных коллекций  находятся в свободном доступе для детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театрализованной деятельности. Кроме того, игрушки из разных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть значимым для создания новых коллекций, например: "Домашние птицы и их детёныши". Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственной образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях "Познание", "Куникация", "Художественное творчество".

"Библиотека": здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о птицах, которые могут быть использованы, как в непосредственно - образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

"Игротека": игры и атрибуты для игр расположены на столе. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно - образовательной деятельности.

Перспектива развития мини-музея.

  • Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о домашних и диких птицах, аудиозаписи и голосами птиц.
  • Проведение экскурсий для других воспитанников дошкольного отделения, семейные праздники "Наши питомцы"
  • Написание книжек-малышек или большой книги о домашних и диких птицах.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

 

 

    

                                                                                       

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.

В данной презентации представлен  готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы  для каждой возрасной группы в детском саду.  Каждый файл посвящен одному р...

Социальный паспорт ДОУ

Социальный паспорт ДОУ общая информация....

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...