Консультация для педагогов на тему: "Экологическое воспитание дошкольников посредством опытов и экспериментов"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пшенникова Ольга Анатольевна

Формирование экологического сознания и культуры природопользования начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ  НА  ТЕМУ:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 ПОСРЕДСТВАМ  ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»

Составила воспитатель

Старшей – подготовительной группы

Пшенникова  Ольга Анатольевна

ЭКОЛОГИЯ        - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Обострение экологической проблемы в стране  диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

        Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду  в основном должен строится на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно – научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание  проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

        Для начала определим содержание используемых терминов.

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба», «опыт».

 В принципе это одно и то же. Но в физике эти понятия обрели свое специальное место. Опыт в отличие от эксперимента - это, как правило, повторение какого-то эксперимента с целью демонстрации или практических лабораторных занятий. В то время как эксперимент - это обычно новое исследование. Но это лишь словесная разница.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видам деятельности, и  первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента. Так как  с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связан с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием  элементарных математических представлений. Во время проведения опытов  постоянно возникает необходимость считать, сравнивать, измерять, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Классификация наблюдений и экспериментов

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

-  опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.                                                                                          

2. По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, в поле, у реки…

3. По количеству детей:

- индивидуальные (1-4 ребенка);

- групповые (5-10 детей);

- коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

6. По продолжительности:

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

- многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

- первичные;

- повторные;

- заключительные итоговые.

9. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

 - решение экспериментальных задач.

Особенности естественно – научных и экологических экспериментов

  1. Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов  в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Так, в саду не разрешается собирать коллекции насекомых, вскрывать животных, делать чучела птиц, наблюдать, как одни животные поедают других. Например, в одном в одном из методических пособий содержится описание такого опыта: «Оторвите мухе крылья и бросьте на паутину; пронаблюдайте, как паук опутает муху паутиной и будет высасывать её содержимое», или «Покормите аквариумных рыбок живым кормом и понаблюдайте, как они будут его ловить». Ни эти, ни аналогичные эксперименты в детском саду недопустимы.
  2. Если для проведения наблюдений  и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо время его  пребывания  в группе сократить до разумного предела и после окончания наблюдения обязательно вернуть на то место, откуда оно было взято, независимо от того, было ли это крупное животное или муравей. Желательно делать это вместе с детьми. Они должны знать, что в природе каждое животное имеет свою территорию, границы которой они помечают пахучими веществами. Попав на чужую территорию, животное может быть уничтожено хозяином. Животное всегда будет стремиться найти свой участок, а совершая большие переходы, почти наверняка погибнет.
  3. Необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей.
  4. Особое внимание необходимо уделять вопросам гигиены. Дети должны привыкнуть после окончания работы мыть руки с мылом и приводить в порядок свое рабочее место и оборудование.
  5. При проведении природоведческих экспериментов всегда есть некоторая вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Например, нельзя узнать заранее, взойдут ли посеянные семена, приживется ли пересаженное растение. Поэтому воспитатель всегда должен быть готов встретиться с незапланированными явлениями. Всегда необходимо помнить: непредусмотренный результат не является неправильным. Отличительная особенность природоведческих экспериментов  заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т.е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях. Например, ветки деревьев, срезанные в декабре, скорее всего не распустятся, потому что растения находятся в это время в состоянии физиологического покоя.

Структура проведения экспериментов:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

Большой интерес дети нашей группы проявляют к исследовательской работе, поэтому значительное внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить даже пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....

Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС

Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...

Консультация для педагогов на тему "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В данной консультации предложен опыт работы воспитателя по теме "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"....

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».

Тема доклада:«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».   Подготовила: воспитатель группы «Карапузики»Ферафонтова О.А. г. Долгопрудный29.05.2...

Консультация "Экологическое воспитание дошкольников через опыты и эксперименты"

Экспериментальная работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать....

Выступление для педагогов г. Смоленска "Экологическое воспитание дошкольников посредством участия в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска»

Наша средняя группа №3 участвует в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска». В 2018 году в своей подготовительной группе № 7 (теперь ...