Перспективное планирование образовательная область "Познавательное развитие" старшая группа
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карлеба Светлана Михайловна

Планирование занятий по формированию целостной картины мира, расширения кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoerazvitieftskm.docx77.29 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Тема

Цель

Программа содержания

Методы и материалы

1

День знаний

Формирование основ безопасного поведения на дорогах.

«Как у наших у ворот, очень важный знак живёт».

1. Пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

2. Расширить знания о видах транспорта, находить отличия между ними

3. Активизировать словарный запас, связанный с правилами дорожного движения, подбирать антонимы к словам.

4. Воспитывать культуру безопасного поведения на дорогах.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: ознакомление с правилами дорожного движения, со знаками «пешеходный пешеход», с видами транспорта.

Перечень дидактических материалов: картинки с видами транспорта, слайды с проблемными ситуациями на дорогах, в транспорте.

Оборудование и материалы: жезл, макет улицы, игрушка — Ежик, раскраски «Светофор» и карандаши цветные на каждого ребенка

2

сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

« Моя безопасность»

1. Обучать основным правилам поведения с незнакомыми  взрослыми;

2. Показать разумность осторожного поведения; проверить умения детей практически применять полученные знания;

3. Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем мире. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос;

4. Воспитывать сознательное отношение к своей жизни и её безопасности.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Толстого «Приключение Буратино», заучивание стихотворения «Каждый грамотный ребенок», беседы на тему: «Кто ты незнакомец?», «Однажды на улице», «Один дома», игры- драматизации: «Приход почтальона», «Случай на улице», дидактическая игра «Где прячутся опасности».

Материалы: иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Толстого « Приключения Буратино», игра «Добро и зло», мяч, шапки-маски: петух и лиса, сюжетные картинки с различными опасными ситуациями, отрывок из сказки А.С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

3

«Цветы»

Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.

«Помощь жителям цветочного городка »

1. Дать детям элементарные представления   об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

2. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.

3.Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

4. Воспитывать  бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С.Я.Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева.

Материалы: плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды

4

Расширять,  пополнять  и  уточнять   знания детей о природе, раскрывающие  взаимосвязь  между объектами  природы, а также определяющие отношения  между природой и человеком  на основе  конкретных поведений ( в лесу . на лугу  и в других природных сообществах).

"Мир природы"

1. Познакомить с народными названиями растений (Бальзамин - огонек, ванька мокрый; алоэ-столетник; колеус – крапивка - комнатные растения; лекарственные растения:  подорожник – семижильник, след белого человека; пижма – рябинка)

2. Привлечь внимание детей к растениям через легенды, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка.

3. Развивать диалогическое  общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .

5.Инд.работа:

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Материалы  и оборудование: экологические знаки правил поведения в общении с природой, музыка «Голоса птиц», «Наедине с природой», Комнатные растения – бальзамин, алоэ, колеус; картинки с лекарственными травами – подорожник, пижма – гербарий этих растений). Иллюстрации с изображениями подорожниками, пижмы, кувшинки.

5

«Мой город»

Повышать интерес детей к изучению правил дорожного движения.

«Колесо удачи»

1. Углубить знания по ПДД на улице и дороге; довести до сознания детей, к чему может привести нарушения ПДД;

2. Сформировать способности детей не теряться в нестандартных ситуациях на дороге.

3. Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи; закреплять правила поведения на проезжей части;

4. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность;

5.Инд.работа:

Предварительная работа: беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте».

Дидактические игры: «Что такое улица», «Я — водитель», «Дорожные знаки», Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», фотографии «Улицы нашего города».

Оборудование: в группе на паласе представлен макет перекрестка, с остановкой, со знаками. Картинки со знаками (для рисования), макеты знаков.

6

Дать представление об этикете общения со сверстниками и взрослыми; формировать такие качества как, отзывчивость, сочувствие.

«Учимся вежливости»

1. Дать представление об этикете общения со сверстниками и взрослыми; формировать такие качества как, отзывчивость, сочувствие.

2. Продолжать анализировать собственные поступки и поступки других.

3. Продолжать обогащать словарь детей словами:  здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, спасибо и т. д.

4. Воспитывать умение проявлять заботу об окружающих.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: беседы по теме «Что такое этикет?», «Что значит быть вежливым?», «Как вести себя в гостях?», игры-тренинги,  чтение рассказов, стихотворений из книги Н.В. Дуровой  «Очень важный разговор».

Материал для занятия: игрушка Чебурашка,  работы детей с наклеенными цветами и вазой, восковые мелки, магнитофон, диск с записью песни «Чебурашка», угощение для детей.

7

«Детский сад»»

Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.

«Домик настроения»

1. Формировать умение понимать эмоции других людей;

2. Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость

3. Активизация словаря: радость, печаль, веселый, радостный, печальный, настроение;

4. Воспитывать умение работать в коллективе, желание прийти другу на помощь.

5.Инд.работа:

Предварительная работа: релаксационная музыкальная пауза, проведение викторины, изучение пословиц дружбе.

Материалы: мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.

8

Становление дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего и противоположного пола.

"О любви и дружбе"

1.Формировать обобщенные представления о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними.

2. Способствовать проявлению симпатий по отношению к представителям противоположного пола.

3. Активизация словаря: умения аргументировать свою точку зрения;

4.Воспитывать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание тематического альбома «О любви и дружбе»; чтение русских народных и авторских сказок («Волшебное кольцо», «Русалочка», «Аленький цветочек», «Сказка о царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Снежная королева», «Царевна – лягушка»), беседа «О любви и дружбе мальчиков и девочек»; прослушивание песен о любви и дружбе («Плакала девчонка…» и др.), исполнение частушек о любви;

Материал: видеофильм «Признание» (из «Ералаша»), настольно-печатная игра «Правильно – неправильно».

9

«Овощи и фрукты»

Составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели – картинки

«Хозяйка однажды с базара пришла»

1. Углублять знания детей о росте растений, месте роста (огород-сад), способах выращивания и ухода за овощами и фруктами, представления об экологических связях между живой и неживой природой.

2. Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе.

3. Словарная работа: название овощей и фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины. Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный. Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, чистить, резать, есть.  

4. Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: Рассматривание овощей, фруктов вне занятия, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы. Рисование овощей, фруктов. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок; рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.

Материалы: Муляжи овощей, фруктов в красивых мешочках; грамзапись спокойной музыки; игра разложи «Овощи и фрукты»;

10

Творческое применение знаний детей о безопасном поведении на улицах города и проезжей части; обобщение представлений о дорожных знаках и видах транспорта.

«Дорожные знаки – наши верные друзья».

1. Расширять и уточнять представления детей о названиях транспорта и его разновидностях, о назначении светофора и его сигналах, о правилах перехода проезжей части.

2.Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках,

3. Активизировать словарь: совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

4. Развивать познавательный интерес, творческие способности и воображение.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: целевая прогулка за территорию детского сада, отгадывание загадок о транспорте и дорожных знаках, чтение стихов, рассказов о правилах поведения на улице, рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа, беседы у уголка по ПДД.

Материалы: картинки с различными ситуациями на дороге, основание для макета улицы, бумага разной фактуры, шаблоны разных видов транспорта, бросовый материал (коробочки разных размеров, пробочки, пуговицы, проволока), ноутбук (мультфильм «Уроки тетушки Совы»), магнитофон (записи «шума» улицы, спокойная музыка).

11

«Хлеб всему голова»

Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;

«Хлеб всему голова»

1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

2. Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

3. Совершенствовать грамматический строй речи; разгадывать загадки; Словарная работа: пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.

4. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: чтение отрывка из произведения А. Мусатова “Вот какой, каравай”; “Кто в поле главный”, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.

Материал: картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.

12

Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице

«Не играй с огнем»

1. Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

2. Развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;

3.Активизировать словарь: правила техники безопасности в быту и на улице.

4. Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: кукла, картинки по пожарной безопасности; дидактические игры; свечи, песок, земля, вода; медали, тушение свечей водой, землей, песком, игра «Запрещается-разрешается».

Материалы к занятию: иллюстрации, карточки с номерами телефонов 01;02;03.

13

     «Птицы»

Формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

«Зимующие птицы»

1.Формировать знания детей о зиме и зимующих птицах.

2. Развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление;

3. Активизировать словарь: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные. Учить детей узнавать голоса птиц.

4. Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.

5.Инд работа:

Предварительная работа: наблюдение за явлениями в природе, наблюдение за зимующими птицами.

Рассматривание репродукций и фотографий с изображением птиц. Чтение художественной литературы. Беседа о зимующих птицах.

Разучивание стихов и загадок о птицах.

Изготовление, с помощью родителей, кормушек и корма для птиц.

Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки, корма; записи «Голоса птиц»; шапочки птиц; картинки для фланелеграфа с изображением птиц и корма для них, кормушка.

14

Понимать и видеть признаки и приметы осени, "золотой осени";

«Осень золотая»

1. Расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень золотая), с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

2. Обобщение представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведения, отдых, способы удовлетворения потребностей);

3.Активизация словаря: о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т.д.)

4. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей.

5.Инд.работа:

Предварительная работа: чтение художественной литературы; прогулка в парк (в лес), на дачные участки и т.д.; заучивание стихов и чтение загадок.

Материалы: магнитная доска, наглядные пособия (иллюстрации, репродукции), книги по художественной литературе, карточки-картинки, осенние листья, CD-диск с записью осенней песни.

15

«Деревья и дары леса»

Закрепить знания детей съедобных и не съедобных грибов, различать их по внешнему виду.

«В гостях у гриба старичка Боровичка»

1. Формировать представление детей об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, волнушки, мухомор, бледная поганка).

2. Закрепить знания детей о съедобных и не съедобных грибов.

3. Обогащать словарный запас детей.

4. Воспитывать интерес к природе учить беречь её.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: Загадки, вопросы к детям. Беседа о грибах, загадки о грибах, рисование грибов, разучивание правил   грибника.

Чтение стихотворения В. Сибирцева " За грибами"

Материалы: Плакат «Грибная полянка», изображение березовой рощи, муляжи и рисунки грибов.

16

Продолжать формировать знания у детей пожарной безопасности. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара.

«Осторожно - опасность»

1. Формировать знания детей о пользе и вреде огня.

2. Закрепить правила противопожарной безопасности:

o не брать и не играть со спичками и зажигалками;

3. Активизация словаря: пожарная машина, огнетушитель, шланг, насос.

4. Воспитывать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что пожароопасными предметами нельзя пользоваться самостоятельно;

5.Инд. работа:

Предварительная работа: Игра «Хорошо – плохо», обыгрывание потешки «Кошкин дом» под чтение воспитателя.

Материалы: Игрушечная гладильная доска с утюгом

Пожарная машина с атрибутами: огнетушитель, шланг, насос, лопата, складная лестница;

Опорные схемы по требованиям пожарной безопасности.

17

«Золотая осень»

Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

«Природа  осенью»

1. Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

2. Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;

3. Активизировать словарь детей по теме занятия;

4. Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; внимательно слушать, отвечать на вопросы;

5.Инд. работа:

Предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии по экологической тропинке детского сада, рассматривание картин и репродукций об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок.

Материалы: конверт с письмом и заданиями от Осени; 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя); листочки из картона для дорожки;

набор «Одень куклу», изображения разных предметов, (по 2 набора) аудиозапись «Звуки осеннего леса»; видеофильм «Осень».

Презентация «Почему опадают листья»

18

Уточнить представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей;

«Дарите людям доброту»

1.Формировать умение оценивать поступки окружающих, уточнить представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей;

2. Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;

3.Активизация словаря:

4. Воспитывать у детей честность, скромность, вежливость, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: психогимнастика «Не сердись, улыбнись!», игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе», игра «Наоборот».

Материалы: игрушка Заяц, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сердечки, лист ватмана с сердечком, фломастеры, бумага, клей, ножницы, аудиозапись песен В. Шаинского.

19

«Домашние и дикие животные»

Формировать  знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

«Сравнение диких и домашних животных»

1. Систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных;

2.Формировать умения устанавливать связи между приспособленностью животного к среде обитания;

3.Активизировать речь детей, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем;

4. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: игра «Кто как кричит?»,

рисование животных по трафаретам.

Игры-перевоплощения в животных, игра «Кто, где живет?». Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

Заучивание стихов о животных. Русские народные потешки и загадки о животных.

Материалы: схемы, иллюстрации животных;

карточки с изображением животных.

20

Закрепить знания детей о домашних и диких животных. Отмечать характерные признаки представлений диких животных.

«Кто где живёт»

1. Способствовать формированию обобщенных представлений о том, что звери разные и что холодный период – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года;

2. Формировать представления о роли человека в жизни домашних и диких животных в холодный период.

3. Упражнять детей в образовании прилагательных; лексическая работа: «повадки»

4. Воспитывать интерес, желание больше узнать о домашних и диких животных.

5.Инд. работа:

Предварительная   работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной и художественной литературы, заучивание стихов и загадок.

Материалы: открытки с изображением диких и домашних животных, фланелеграф, чудесный мешочек. Кукольный театр с персонажами: старичок - лесовичок, лесные звери. Картина «Жизнь диких и домашних животных зимой»,  серия картинок: заяц серый, белка рыжая, лиса не пушистая, волк серый, лиса с лисятами, медведь с медвежонком, еж с ежатами. Модели, отражающие сезонные изменения в жизни диких животных.

21

«Неделя игры и игрушки»

формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);

«Давайте поиграем»

1. Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе; работать над осознанием основных эмоций: радости, гнева, печали, удивления, страха;

2. Конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;

3.Активизация словаря по теме.

4. Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;

5.Инд. работа:

Предварительная работа: беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;

чтение художественной литературы о дружбе;

разучивание стихотворений и песен;

создание презентации о дружбе;

подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения.

Материалы: карточки – схемы поролевого поведения, предметные и разрезные картинки, 4 таблички с названиями островов: " Остров кривых зеркал", "Заколдованный остров", "Остров Великанов", "Остров Попугаев", "Остров Злого Волшебника", зеркало, шарик воздушный, цветная мозаика.

22

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

«Личная гигиена».

1. Формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур

2. Расширять представления о предметах личной гигиены.

3.Активизация словаря: бережливость, аккуратность.

4. Воспитывать  бережное отношение к своему здоровью.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседы.

Материалы: мультимедийное оборудование, кукла Тимоша, письмо от Мойдодыра, сундучок, предметы личной гигиены.

23

«Дом, который построил Джек»

Воспитание экологической культуры у детей, прививать бережное отношение к окружающему миру.

«Наш дом, в котором мы живем»

1. Формировать знания детей о планете Земля (Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, есть материки: Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида, а так же два полюса: Северный и Южный).

2. Дать представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют.

3.Активизация словаря: вода, земля, воздух, бережное отношение, экология, материк, полюс, SOS, экологическая тревога.

4. Развивать поисково-познавательные способности, интерес к природе, желание изучать ее.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: рассматривание географического атласа «Мир и человек», чтение «Дымоловка» из серии экологическая тревога, заучивание стихов, физкультминутки, игра-драматизация «Спор Карты и Глобуса».

Материалы: глобус, карта, макет глобуса, материки, вырезанные из контурной карты, бумажный флажок с сигналом SOS, иллюстрации заводов, фабрик с дымом, иллюстрации машин легковых, грузовых с выхлопными газами, плакаты: «Экологическая тревога», «Береги свою планету, ведь другой планеты нету!», табличка: «Лаборатория», мяч, стаканчики, фильтр - из песка, ткани, бумаги, грязная вода, блюдце, спички, скомканная бумага.

24

Повторение правил пожарной безопасности.

«Огонь - не шутка»

1. Показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня;

2. Продолжить закреплять знания по правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём;

3.Активизация словаря: правила пожарной безопасности:

- не брать спички и не играть с ними;

- не влезать предметами в розетку;

- не подходить к газовой плите;

- не включать утюг и другие электроприборы;

- при пожаре звонить – 01.

4. Развивать внимание, речь, мышление.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о правилах пожарной безопасности, совместное оформление плаката о Пожарной безопасности, повторение потешки «Тили – бом», чтение экологической сказки «Пожарище»

Материалы: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, 3 стакана, баночки с песком, кусок плотной ткани, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакаты и иллюстрации по пожарной безопасности, красный воздушный шар, ведро с водой, огнетушитель.

25

«Красавица зима»

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

«Волшебница зима»

1. Формировать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю.

2. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен; прививать чуткость к поэтическому слову.

3. Обогащение и активизация словаря: названия месяцев, хмурень, лютовей, снеговей; балет, балерина, лазурь.

4. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы. Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме. Просмотр фрагментов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского в видеозаписи.

Материалы: музыкальный центр, компьютер

26

Организовать деятельность детей по ознакомлению с некоторыми свойствами воды.

«Упала капелька с небес».

1. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обобщить знания детей о воде, ее значении в жизни человека, растений и животных;

2. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой.

3. Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

4. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать любознательность, мышление и речь детей;

5.Инд. работа

Предварительная работа: опыт, физ минутка, демонстрация опыта, презентация где и как рождается снег, рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.

Материалы: искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы,  интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой» , диск с песней «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.

27

«Русские традиции, обычаи, народные праздники»

Ознакомление с предметами русской старины. Формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.

"Колокола и колокольные звоны России".

1. Познакомить с русской историей, формировать знания о колоколах и колокольных звонах России; особенностями его звучания;

2. Отметить, какое значение имеют колокола в русской истории и культуре в прошлом и в настоящем времени.

3. Словарь: колокол, колокольня, колокольный, колокольчик; звон, звонарь, звонница, звонить; набат, благовест, бубенец, ботало, ямщик, тройка, царь-колокол, Валдайский колокольчик.

4. Воспитывать у детей интерес к историческому и культурному прошлому русского народа;

5. Инд. работа:

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из альбома «Колокола России»;

-разучивание пословиц, скороговорок, загадок, легенд, стихов; раскраски «Колокольчики»;

слушание звонов России на аудиокассете; разучивание песен Ю.Энтина «Бьют часы на старой башне»; оркестр колокольчиков «Новогодняя песенка -  Jingle Bells».

Материалы: иллюстраций из альбома «Колокола России»; колокольчики, аудиозаписи.

28

Формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.

"Путешествие по сказкам"

1. Знакомить детей с творчеством русского народа сказками.

2. Замечать и осмысливать характеры и поступки персонажей, сопереживать с героями, давать оценку их поступкам;

3. Рассказывать сказки по сюжетным картинкам; умение использовать выразительные средства языка сказок (песенки, повторы, образные выражения); Словарная работа: хитрая, коварная, костяная нога.

4. Воспитывать эмоционально-образные восприятие содержания сказки.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры "Узнай сказку", "Сложи сказку", настольный, пальчиковый театр.

Материалы: аудиозаписи, ноутбук, слайды по сказкам, тарелки с горохом и фасолью, счетные палочки, разрезные картинки, «записки» с заданиями.

29

«Зимние забавы»

Расширение представлений детей об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними видами спорта.

«Зимние виды спорта»

1.Формировать знаний детей о зимних видах спорта, о важности и пользе занятиями спортом для здоровья. Пробудить интерес к физической культуре и спорту.

2. Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами, уважительного отношения друг к другу.

3. Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме.

4. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.

5.Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание альбомов и иллюстраций  о спорте, беседы о зимних видах спорта, о пользе зарядки и физической культуры; чтение художественной литературы; просмотр презентации о зимних видах спорта.

Материалы: мультимедиа-проектор, дидактический материал «Зимние виды спорта», картинки: санки, лыжи, коньки; «снежок», карточки для выполнения индивидуальных заданий «Найди пару», коробочка, в которой спрятаны лыжи.

30

Дать представление о том где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой.

«Зачем зимой снег»

1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой.

2. Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

3. Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель

4. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

5.Инд.работа:

Предварительная работа: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки, презентация где и как рождается снег.

Материалы: искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы,  интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой» , диск с песней «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.

31

«Новый год»

Обогатить и дополнить знания детей о праздновании нового года в России и других странах

«Слышишь кто-то идет..»

1. Формировать представления дошкольников о традициях празднования Нового года на Руси.

2. Систематизировать знания детей о праздновании Нового года в разных странах, отличия и сходства в праздновании.

3.Обогащать и активизировать словарь, давать полные и развернутые ответы;

4. Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки; подготовка к предстоящему Новогоднему празднику, рассматривание иллюстраций с Дедом Морозом; заучивание стихотворений, наблюдение за зимними явлениями в природе;  рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж. Чтение книг Андрея Усачева «Школа Снеговиков» и «Чудеса в Дедморозовке».

Материалы: фотоматериалы о зиме, о празднике, о животных; новогодняя елка; карточки с загадками; бумага  для рисования, карандаши, фломастеры, ленточки цветные; сюжетные картинки; музыкальный центр, сотовый телефон, телевизор, микрофон, видеофильмы.

32

Формировать  знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре

«Новогоднее приключение Красной шапочки»

1. Расширять знания детей о семье, о членах семьи;

2. Уточнять представления о новогоднем празднике, обычаях русского народа, атрибутах праздника, об опасностях, которые могут произойти из-за нарушений правил безопасности; Закреплять и расширять представления о пожарной безопасности.

3. Словарь: пожарные, дорожное движение, пожарная безопасность. О правилах поведения при обнаружении пожара, закреплять знания, № телефонов служб спасения.

4. Развивать внимание, память детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к своей жизни и жизней

5. Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий на тему «Пожар», загадывание загадок, обыгрывание ситуаций;

Материал: карточки с номерами; картинки схематического изображения сюжетов сказок; полоски мнемотаблиц, аптечка для оказания первой медицинской помощи.

33

«Народные праздники»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

«Я и мое имя»

1. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

2. Поддерживают интерес к истории и культуре, участие в народных праздниках.

3. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписная и т.д.

4. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору; чувство эмпатии.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: мини - анкета «В каждом доме свои традиции», фото  «Традиции нашей семьи», силуэты кисти руки с расставленными пальцами (из плотного картона, шапочка на каждый палец с изображениями лиц мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка (для педагога). Для детей – эмблемы и шапочки, изготовленные родителями с детьми.

Материалы: Семейные фотографии, микрофон, схемы, простые карандаши, старинные предметы (игрушки, посуда, книги), белые фартуки, разделочные доски, скалки, формочки.

34

Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий.

«Народные праздники на Руси».

1. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.

2. Делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.

3. Словарная работа: предки, обычай, колядки, благая весть, активизировать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

4. Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание.

5. Инд. работа:

Предварительная работа: беседа о русских народных праздниках, рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Рождество, иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу  и репродукций картин художников - И.Сурикова «Взятие снежного городка» и  Н.Кустодиева «Масленица».

Материалы: иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов.  Открытки, календарь народных праздников. Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

35

«Животный мир России»

Формирование у детей экологического  сознания, элементарных экологических представлений, культуры природопользования.

«Путешествие в лес средней полосы России».

1.Вызвать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; обобщить знания детей о лесе средней полосы России.

2. Закреплять знания о жителях леса средней полосы России.

3. Пополнять активный словарь детей новыми словами: лиственный лес, смешанный лес, хвойный лес, съедобные и ядовитые грибы, певчие птицы.

4.Воспитывать позитивное отношение к природе, и к окружающим людям.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природе: «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Перелётные птицы». Чтение художественной литературы:

И. Винокуров «Кто как зимует»; М. Пришвин «Этажи леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»; Экологические беседы: «Как помочь птицам зимой»; «Живые ли деревья зимой»; «Мой домашний любимец»; «Как живётся диким животным в лесу»; «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?»; «Природа и человек»;

«Правила друзей леса».

Материалы: иллюстрации леса  и животные средней полосы России, иллюстрации грибов, кустарников, ноутбук, презентация.

36

Знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере; подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;

"Животные Севера"

1. Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах;

2. Подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;

3. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; обогащать словарный запас детей;  рассказывать с опорой на схему;

4. Воспитывать у детей интерес к жизни животных.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение произведений: «Айога», «Лепешки», «Белый и Бурый медведь».

Материал: фигурки и иллюстрации с изображением животных Севера, глобус, кассета с записями шума ветра, вьюги, песни «Где-то на белом свете…», карточки-схемы, разрезные картинки для игры «Составь животное», карта, указка, иллюстрации о Севере, альбом «Животные севера», альбом «Тайны Севера», карточки для игры «Хорошо-плохо».

37

«Что из чего и для чего?»

Формирование знаний детей о различных профессиях и их особенностях.

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»

1. Вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни.

2. Закреплять представления детей о том, что такое профессия.

3. Употребление в речи слова  названия - профессий.

4. Воспитание уважительного отношения к труду взрослых.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: беседа с детьми о профессии родителей, рассматривание иллюстраций по теме, составление небольших рассказов «Кем я буду, когда вырасту?», чтение стихов, рассматривание инструментов разных профессий.

Материал: картинки с профессиями, мяч, доска.

38

Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;

«Кто Я?»

1. Дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе, получить дополнительную информацию о самооценке ребенка;

2. Вызывать у детей интерес друг к другу, предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться ими с окружающими;

3.Активизация словаря: употребление имен своих товарищей с уменьшительно ласкательным суффиксом.

4. Способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника, помочь осознать свою ценность и ценность других людей;

5.Инд. работа:

Предварительная работа: беседа «Мое тело – это я» (Приложение №1)

Пантомимическая игра «Я могу быть другим» (Приложение №1)

Материалы: листы размером 9×12 на каждого ребенка, цветные карандаши.

39

Семья

воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам.

«Моя семья»

1. Составлять рассказ, использовать в речи распространённые предложения.

2. Закрепить у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.

3.Активизировать словарь и речь детей, фамилии, имени, родителей и других членов семьи.

4. Воспитывать чувство гордости за свою семью.

5.Инд. работа:

Предварительная работа:

Рассматривание фотографии семьи, называние по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходиться). Рисование на тему «Моя семья». Изготовление заготовки (нанесение на картон слоя пластилина). Чтение художественной литературы о семье: З. Александрова «Посидим в тишине»; О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка».

Материал: семейные фотографии, оформить выставку фотографий "Моя семья", подборка иллюстраций людей для игры " Собери цепочку",( разложить фотографии согласно возрасту и полу).Вырезанные сердечки из бумаги для каждого участника.

40

развитие основ безопасности жизнедеятельности у  детей дошкольников.

«Дорожка здоровья»

1. Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены, заботится о своем здоровье, объяснить им, какой вред приносят микробы

2. Сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека.

3.Активизировать речь детей. Обогащение словаря: кариес, микробы.

4. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: соблюдение режимных моментов. Беседа с детьми о витаминах, закрепление знаний об овощах и фруктах.

Материал: большой цветок, на котором висят зубные щётки, зубная паста, расчёски, мыло, полотенце. Иллюстрации зубов, иллюстрации: морковь, яблоко, конфета, торт. Плакат МИКРОБЫ. Тарелки с нарезкой из фруктов и овощей.

41

«Животные жарких стран»

Дать детям элементарные представления об особенностях животных жарких стран и  географического положения их места обитания - Африки.

"Животные жарких стран"

1. Дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, тропики.

2. Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.

3.Активизировать словарь детей, составлять рассказы - описания с опорой на схему;

4. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, бережному и заботливому отношению к животным.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: Беседы о животных жарких стран. Чтение художественных текстов: «Разноцветная земля» Н. Сладкова, А. Членов, «Черепаха», Б. Заходер, «Про слона» Б. Житков, , рассказы из книги «Книга джунглей» Д. Р. Киплинг, «Детки в клетки» С. Маршак; загадки о животных. Лепка «Зоопарк». Аппликация — «Моё любимое животное».

Материалы: картинки с изображением животных, схема описания животных.

42

Расширять знания о комнатных растениях.

«В гости к южным растениям»

1. Формировать у детей представление о разнообразии растений, их приспособленности к жизни в разных условиях.

2. Понимать связь особенности ухода за растениями с их условиями обитания на Родине, выращивать и ухаживать за ними.

3.Активизация словаря, употребление в речи названия комнатных растений.

4. Развивать познавательную активность.

5.Инд. работа:

Предварительная работа Создание предметной среды, направленной на развитие интереса детей к растениям, наличие демонстрационного материала: картинки и плакаты из серии. Комнатные растения. Видеоматериал - для показа на экране.

Материалы: комнатные растения (фикус, бегония, алоэ), карта, зонты от дождя и солнца, запись шума дождя, рюкзак, лейка, компас, лупа.

43

«Защитники Отечества»

Сформировать у детей представление понятий о Родине, о Российской армии.

«Есть такая профессия Родину защищать»

1. Обучение детей понимать и объяснять стихотворения о Родине, о военной профессии.

2. Развивать у детей представление о разных родах войск, уточнить, кто такие военнослужащие.

3.Активизировать словарь, Родина, армия.

4. Воспитывать чувства гордости за свой народ, армию, желание защищать свою страну.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: беседа о Родине, заучивание стихов, рассматривание альбомов, книг, иллюстраций. Оформление альбома «Мой папа солдат».

Материалы: иллюстрации  с изображением военнослужащих, военной техники, фотографии военных лет, Российский флаг, географическая карта. Магнитофон, аудио кассеты с Гимном Российской федерации, отрывок из песни «День победы».

44

Прививать навыки осторожного обращения с огнем, воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения.

«Не играй со спичками – это опасно»

1. Познакомить с некоторыми фактами из истории пожарной охраны;

2. Закреплять знания, полученные  в течении года (экипировка пожарных, оборудование пожарной машины, работа диспетчерской службы, средствами пожаротушения и т.д.);

3. Активизировать словарный запас детей (комбинезон брезентовый, водонепроницаемый, огнеупорный; рукавицы и сапоги крепкие, огнеупорные, непромокаемые; пожарный смелый, ловкий, добрый; пожарная машина быстрая, вместительная, высокопроходимая и т.д.);

4. Воспитывать чувство уважения к людям мужественной профессии – пожарные.

5.Инд. работа:

Предварительная работа:

Просмотр презентации про пожарную часть, разучивание песни о пожарных, беседы о безопасности во время пожара, беседы о мужественной профессии

Материал и оборудование: картинки

экипировка пожарного; детский телефон; фотографии с экскурсии в пожарную часть; картинки «Пожарные в прежние времена», «Пожарная бочка со шлангом», «Пожарные на телеге»,   разрезные картинки (пожарный, пожарная машина); атрибуты для эстафеты.

45

«Масленица»

Воспитывать у детей уважение традициям

«Семейные русские традиции»

1. Дать понятие «семейные традиции».

2. Расширять и углублять представление детей о старинных семейных обычаях.

3. Обогащать словарный запас детей существительными: , колыбелька, лапти,  кувшин; определениями: старинный, деревянный.

4. Воспитывать у детей уважение к семейным традициям,

желание делиться и продолжать традиции своей семьи.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: Беседа  «Предметы русской старины», «Русская изба», чтение произведений О.С. Абрамовой «Семейная радость»,  « Благовещение», проговаривание пословиц и поговорок о семье; заучивание стихов о семье; оформление детско-родительского проекта (стенгазет) «Семейные традиции».

Материал: картинки и атрибуты русской избы, куклы в народных костюмах иллюстрации русская изба, печка, кувшин, самовар, колыбелька.

46

уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года.

«Пройдёт зима холодная»

1. Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимого фактора (тепла, воды, света).

2. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям, видеть красоту природы через стихотворные произведения.

3. Активизировать словарь детей по теме «Зима», подбирать прилагательные и глаголы к существительному, составлять предложения.

4. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: Наблюдение за зимними явлениями погоды на участке. Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Беседы с детьми.Чтение познавательной и художественной литературы.  Заучивание стихотворений. Художественно-продуктивная деятельность детей.

Материал: слайды картин А.А.Пластов «Первый снег», К.Ф.Юон «Русская зима», К.Ф.Юон «Конец зимы», К.Ф.Юон «Мартовское солнце», И.И.Левитан «Март».

47

«О любимых мамах»

Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к родителям.

"Моя мама лучше всех"

1. Формировать представления детей о труде и профессиях своих мам.

2. Развивать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями.

3.Активизировать словарь: называть женские профессии (врач, продавец, парикмахер, воспитатель, няня в детском саду, программист и т.д).

4. Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: Индивидуальные беседы с детьми о маме. Рассматривание фотографий из семейных альбомов. Рисование портретов мам.

Заучивание стихов о маме. «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье; Сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки – матери». Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка».

Чтение – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама».

Материал: силуэт ладошки из плотного картона, шапочки на пальчик  с изображением лица мамы.

48

Формировать представления детей о празднике 8 марта

«8 Марта – праздник женщин»

1. Формировать знания детей о празднике, познакомить с историческим началом.

2. Стимулировать проявление любви и уважения к мамам, бабушкам, желание радовать их.

3.Акивизировать словарь, подбирать родственные слова, образовывать слова при помощи суффиксов  -к,  -ик, -чик.

4. Воспитывать любовь и уважение ко всем женщинам.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: дети рисуют портреты своих мам, воспитатели и дети изготавливают открытки для мам.

Материал: Аудиозаписи: «Мама» (из к/ф «Мама»), «Солнышко проснется», разнообразные картинки на тему - 8 марта. Сюжетная картина «Мамин день», серия сюжетных картинок «Саша и Шарик», раздаточный материал «Чашки»; «Соедини точки по порядку. Тюльпан».

49

«Профессии»

Развивать творческие способности, умение правильно вести себя в различных ситуаций.

«А я не знал, что я расту…»

1.Формировать представления о временной перспективе личности, об изменении жизни человека с возрастом (ребенок ходит в детский сад, школьник учится).

2. Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности, их значимости для жизни ребенка и его семьи.

3. Совершенствовать художественно – речевые, исполнительские навыки детей при чтение стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения).

4.Воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

5.Инд. работа:

Предварительная работа:

слушание песен; музыкальные игры «Музыкальная лесенка», «Определи по звуку»;

д/и «Профессии», «Одень куклу на праздник», на классификацию предметов;

упражнения на определение гендерной принадлежности «Что для кого», «Дорисуй»;

50

моделирование жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Игра-викторина "Знатоки правил безопасности"

1. Закрепление и совершенствование знаний, умение и навыков основ безопасной жизнедеятельности.

2. Обобщить имеющиеся знания и навыки безопасного поведения по основным разделам «Пожарная безопасность», «Здоровье человека», «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и дорога», «Службы  спасения».

3.Активизация словаря: правилах пожарной безопасности, правилах поведения при пожаре; где правильно переходить дорогу

4. Развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, умение рассуждать, делать выводы.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: рассматривание  альбомов по безопасности. Беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице. Д/игры: «Азбука безопасности», «Опасно-не опасно», «Кто быстрей потушит дом».Чтение сказок Ш.Перро «Красная Шапочка», русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Жихарка».

Заучивание домашнего адреса, телефона, Ф.И.О. родителей. Раскрашивание раскрасок «Правила безопасного поведения».

Материалы: презентации: Плакаты и рисунки «Правила пожарной безопасности», «Скорая безопасность», «Знатоки безопасности»; сигналы светофора ( красный, жёлтый, зелёный) ; памятные значки  победителей «Знатоки безопасности» (на каждого ребёнка); телефоны, ведра, степ, макет (дома), фигурки животных, кегли, обручи.

51

«Весна»

продолжать формировать у детей представление о марте как месяце пробуждения природы;

«Как поссорились март и февраль».

1. Закрепить знания об изменениях в жизни животных и птиц, связанных с приходом весны;

2. Обобщать и систематизировать представление детей о временах года;

3. Обогащение предметного словаря и словаря признаков;

Развитие связной  речи: сравнение двух времен года (зимы, весны);

4. Воспитывать интерес к народному календарю, развитие внимания, мышления.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: беседа о временах года;

просмотр обучающей программы «Времена года»;

знакомство с приметами зимних и весенних месяцев;

наблюдения за изменениями в природе; поиск подтверждений известных народных примет о марте;

- чтения стихов, пословиц, поговорок о весне;

Материалы: костюмы марта и февраля (посохи, веночки). Модели: «капели», «проталинки», «ручеек», «кучевые облака», «ледоход», «медведь», «птица».

52

устанавливать  простые  причинно - следственные  связи  между  изменениями  в  живой  и  не  живой  природе  в  весенний  период;

«Как звери и птицы весну встречают».

1. Формировать  интерес  и  желание  бережного  отношения  к  лесу  и  его  обитателям;

2. Углублять  представления  детей  о  жизни  птиц  и  диких  животных  с  приходом  весны;

3.Активизация словаря, характерные признаки весны;

4. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе;

5.Инд. работа:

Предварительная  работа:  дидактические  игры  «Животные  и  их  детеныши»,  «Узнай  дерево»,  «Угадай зверя  по  описанию»;  рассматривание  иллюстраций  весеннего  леса,  изображений  диких  животных;  чтение  сказок  о  весне  Н.  Сладкова,  стихотворений  о  перелетных  птицах  и  диких  животных;  загадывание  загадок  о  животных,  явлениях  природы;  наблюдения  за  сезонными  изменениями  на  участке,  беседы  о  том,  чего  нельзя  делать  в  лесу,  о  животных,  о  деревьях  (лиственных  и  хвойных).  

Материалы:  мягкая  игрушка  «Белый  медведь», карточки  с  изображением диких  животных,  иллюстрации  «Времена  года»,  «Дикие  животные», «Первоцветы»,  «Лес»,  еловые  шишки,  ветки  березы  с  распустившимися  листьями.

53

«Театр»

"Научим героев сказок безопасности"

1.Формировать умение предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности;

2. Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах.

3.Активизация словаря,

4. Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.

5. Инд. работа:

Предварительная работа: чтение детям сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Кот, петух, лиса», «Приключение Буратино», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Спящая красавица», «Кошкин дом».

54

Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.

"Театр – царство сказки"

1.Совершенствовать умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки.

2. Упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, без произнесения слов, а так же в умении различать эмоциональное состояние героев и передавать его интонацией голоса.

3. Обогатить словарь детей театральными терминами: артист, эмоции, мимика, пантомима. Развивать артикуляционный аппарат, формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой вдох.

4. Воспитывать артистизм, эстетические чувства, умение перевоплощаться, воображение , фантазию.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: чтение детям русских народных сказок, драматизация отрывков из знакомых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Материалы: декорации леса, костюмы медведя, белки, зайца, лисы, ежа, изображения гномов с различной мимикой на лицах, Сундук, билетики с заданиями.

55

«Гости»

Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других.

«Страна - Дружляндия».

1. Формировать умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи

2. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

3. Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: игра «Клубок», упражнение «Темные и светлые мешочки», упражнение «Светофорики», игра «Паутинка добрых слов».

Материалы: мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.

56

довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

«Имя каждому дано, уважаемо оно»

1.Дать детям представления о важности права на имя;

2. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

3. Активизировать словарь детей: составлять рассказ на основе личного опыта;

4.Развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;

5.Инд.работа:

Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Маша и медведь»;

Разучивание пословиц, стихов, поговорок, хоровод  о правах ребенка; рассматривание  иллюстраций (эмблем);

Материалы: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на игру, на медицинское обслуживание, на жильё, на отдых, на образование, документ «Конвенция о правах ребёнка», лист чистой бумаги для игры «Для чего этот предмет», иллюстрации к сказке «Гадкий утёнок», магнитофон.

57

«Космос»

Обогащение сознания детей новым содержанием, который способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.

«Этот загадочный космос»

1. Проверить, обобщить и углубить знания детей об окружающем мире: о Земле, о дне Космонавтики, о первом космонавте, о первых космических кораблях «Восток» и «Восход».

2. Развивать познавательный интерес. Совершенствовать физические навыки, развивать эмоционально-волевые качества личности.

3.Активизация словаря:

4. Воспитывать гордость за свою страну и свой народ. Прививать уважение к людям – героям, посвятившим свою деятельность и жизнь нашей Родине.

5.Инд.работа:

Предварительная работа: Знакомство детей с понятиями: Земля, Луна, Солнце, космос. Рассматривание иллюстраций в альбоме о космосе. Рисование на тему: «Космос, мультимедийный экран посмотреть презентацию на тему: « Космос».

58

расширять знания о русских народных праздниках и обычаях;

«Пасха – праздник светлого Христова воскресенья»

1. Познакомить обучающихся с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха.

2.Формировать положительное отношение к православной вере и культуре

3. Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности.

4. Воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;

5. Инд.работа:

Предварительная работа: беседы о Господе, вере, храме, нательном крестике

Материал: картинки с расписными яйцами, пасхальными куличами;  с изображением русских народных гуляний;

59

«Мой город, моя улица»

Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.

«Семья. Моя родословная»

1. Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.

2. Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.

3.Активизация словаря: понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

4. Воспитывать чувство долга и внимания к ближним.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рисование на тему: "Моя семья", рассматривание семейных фотографий.

Методы и приемы: художественное слово, вопросы, рассматривание фотографий, объяснение, обращение к опыту ребёнка.

Материал: схема генеалогического древа, фланелеграф, семейные фотографии,пирамидка.

60

Формирование у детей дошкольного возраста понятия «Малая Родина»; стремление больше знать о своём районе, городе; воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.

«Моя малая Родина»

1. Формировать любовь и интерес к малой Родине.

2. Уточнить и закрепить знания детей о родном городе Вольске, об основных значимых учреждениях посёлка в котором живут, узнавать их на фотографиях достопримечательности города.

3. Словарная работа: малая Родина, большая Родина, достопримечательности.

4. Развивать связную речь, логическое мышление.

5. Инд.работа:

Материалы: фотографии с достопримечательностями г.Вольска; мяч; бумага (альбомный лист), карандаши, фломастеры. Презентация для детей «Моя малая Родина – город Вольск»;

Географические карты России и Саратовской области; Аудиозапись «С чего начинается Родина?».

Предварительная работа:

Проведение экскурсий по городу; рассматривание фотографий, предметов старинного быта; разучивание стихотворений и пословиц о Родине; выставка

детских рисунков «Мой Вольск»; сбор фотографий из семейных архивов; чтение стихов, рассказов о природе Вольского района

61

«Цветущая весна»

словесно передавать характерные особенности каждого  времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения,  прилагательные и причастия.

«Четыре времени года».

1. Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

2. Закреплять у детей умение выделять приметы каждого времени года;

3.Активизировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.

4. Развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; воспитывать любовь к природе.

5. Инд.работа:

Предварительная работа:

Материалы: слайды с мнемотаблицами «Временами года» («Зима», «Весна», «Лето», «Осень»); детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка; слайды с  картинками к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты,  насекомые), карандаши с альбомными листами.

62

Развивать у детей  эмоционально - художественное восприятие.

«Весна в музыке и живописи».

1. Формировать элементарные представления о видах искусства.

2. Сравнивать и анализировать; наблюдать за изменениями в природе;

3. Расширять словарный запас;

4. Совершенствовать коммуникативные качества ребенка;

5. Инд.работа:

Предварительная работа: подготовить необходимое оборудование, устные беседы, разучить музыкальный репертуар, стихи о весне, показать видеоматериал о музыкальных инструментах  симфонического оркестра. Слушать классическую музыку: Э.Григ «Утро»; Римский-Корсаков «Пляска птиц», А.Вивальди «Весна».

Материалы и оборудование: картины «Март» И.И.Левитан, «В голубом просторе» А.А.Рылов, «Дождь» А.М.Жуковский; карточки с изображением музыкальных инструментов. А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»; В.Моцарт «Волшебная флейта»; песня «Ранняя весна» (аудиозапись);

63

«Майские праздники»

Продолжать знакомство детей с социальной действительностью, с их малой и большой родиной.

«Моя родина: малая и большая»

1.Формировать знания детей о государственной символике.

2. Поддерживать у детей интерес к историческим событиям, дать понятие большой и малой родины

3. Продолжать расширять словарный запас: герб, флаг, гимн, триколор, скипетр, держава, малая и большая родина, дух свободный, фасад.

4. Воспитывать интерес и уважение к городу и краю, где живешь.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: заучивание стихов о гербе и флаге, рассматривание символов государства и власти, слушание гимна России, знакомство с географической картой России.

Демонстрационный материал: карта и флаг России, герб России и Вольск, мультимедиа, фотоальбом города Вольска, его памятников, улиц, конверт с письмом.

64

Познакомить детей с военным временем, тяжелой судьбой людей нашей страны, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом.

«Этот день Победы»

1. Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; расширять представления детей о Российской армии.

2. Привить детям чувство гордости за героизм нашего народа, единения с людьми в борьбе за мир.

3. Обогащать и активизировать словарь: развивать связную речь, совершенствовать умения детей давать полные ответы.

4. Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, уточнить знания детей о событиях Великой Отечественной Войны.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: чтение произведения А. Митяева «Землянка», А.Барто «На заставе», Л. Кассиля «Сестра», «Богатыри» (из книги «Твои защитники»), отрывок А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Рассматривание картины Ю. Неприна «Отдых после боя», А. Худякова «Медсестра», экскурсия к памятнику «Неизвестному солдату» на горке Героев.

Материал: стенд с открытками и фотоэтюдами (виды исторических событий времен Великой Отечественной войны, памятники, мемориалы).

65

«Перелётные птицы»

Закрепить  знания детей о весне и перелетных птицах.

«Возвращение перелетных птиц».

1.Расширять знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни.

2. Совершенствовать умение узнавать их по голосу.

3. Активизировать употребление в речи детей прилагательных;

4. Воспитывать:  доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

5.Инд.работа:

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др. Наблюдение за птицами на участке детского сада..

Материалы: Звуковое письмо, мнемотаблицы, дерево с гнездами,  «Голоса птиц»;  картинки с изображением перелётных птиц: скворца, грача, ласточки, жаворонка, аист, кукушка, журавль, соловей, воробей, синица, голубь, ворона, сорока.

66

формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

«Наш дом - природа».

1. Формировать интерес к проблеме охраны природы.

2. Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

3. Словарная работа: ввести в активный словарь детей:  глобус, планета, карта, природа. Приучать отвечать полным ответом.

4. Воспитывать заботливое отношение к природе, умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

5.Инд.работа:

Предварительная работа: рассматривание глобуса , заучивание стихотворения и физкультминутки, создание презентации, разработка знаков, чтение художественной литературы, беседы, подбор аудиозаписи-  мелодии леса.

Материалы: проектор, пластилин,  доски для лепки, стеки, иллюстрации, дерево, фантики, корзинки.

67

«Мой родной край»

обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне.

«Государственная символика»

1. Формирование представлений государственных символах России (гимне, гербе, флаге), элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина многонациональной страны. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России.

2. Закладывание элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина многонациональной страны.

3. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.

4. Воспитание гордости за чувства любви и уважения к своей многонациональной стране, формирование доброжелательного отношения ко всем ее жителям.

5.Инд.работа:

Предварительная работа: создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России.

Материалы: пособие «Флаг России», иллюстрации с изображением разного вида русского народного костюма.

68

Дать детям общее представление об их правах

«О правах - играя».

1. Дать детям общее представление об их правах.

2. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

3. Активизировать в речи детей понятие «право». Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

4. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим,  доброту и заботу, внимание к другим людям.

5.Инд. работа:

Предварительная работа. Беседа с детьми о правах детей. Знакомство со значением имён. Чтение сказок, беседа по их содержанию. Запись фоновой музыки «самолёт», «голоса птиц», подготовка костюма персонажа, изготовление жетонов-символов.

69

Насекомые

закрепить обобщающие понятия «деревья», «насекомые», закрепить названия различных деревьев и насекомых.

«Путешествие паучка».

1. Формировать интерес к изучению удивительного мира растений и насекомых,  бережное отношение ко всему живому, учить детей беречь природу.

2. Прививать навыки, способы и действия, которые помогают самостоятельно совершать открытия.

3. Активизировать в речи детей названия насекомых, деревьев, цветов.

4. Развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение.

5. Инд.работа:

Предварительная работа: экскурсия в лес, наблюдают за растениями участка детского сада. На прогулках сравнивают свои ощущения во время ходьбы по земле и по асфальту. Выполняют задания «Дорисуй предмет» (предлагаются лесные объекты), играют в игру «Что на что похоже».

70

продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, расширять и систематизировать знания детей о природе

«В мире весны»

1. Расширить знания детей о весне.

2. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны.

3. Обогатить и активизировать словарь детей по теме, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

4. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).

5.Инд.работа:

Предварительная работа. Беседы о весне, солнце. Заучивание загадок, закличек. Чтение сказок.

Материалы: картины с иллюстрациями о весне, мяч, карточки для развития графомоторных навыков, листы бархатной бумаги, цветные ниточки для изображения солнца, вырезанные из цветной бумаги «лучики-солнышки».

71

«Международный день семьи»

воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни; воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

«В здоровом теле – здоровый дух»

1. Формировать представления  детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; о полезных продуктах, в которых содержаться витамины;

2. Привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спортом;

3.Активизация словаря: основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»;

4. Развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; внимание, логическое мышление, память, любознательность;

5.Инд. работа:

Предварительная работа: просмотр иллюстраций на тему «Мое здоровье — мое богатство», чтение художественной литературы «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, чтение и занятие по Г. Остеру «Вредные привычки», беседы: "Растения вокруг нас - овощи", "Здоровый образ жизни в большом городе", "Овощи и фрукты - полезные продукты", "Физкультура и здоровье", "Питание и здоровье".

72

продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

«Семья в России»

1. Расширение представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений.

2. Формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

3.Активизация словаря, связной речи, грамматического и лексического материала; семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра,  большая, дружная, крепкая, Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг

4. Развивать патриотическое чувство к Родине, воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

5.Инд. работа:

Предварительная работа: разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов; чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;

рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование (образовательная область "Здоровье") первая младшая группа

Перспективный планнаправление «Физическое развитие»образовательная область «Здоровье»(первая младшая группа) Цели:  - охраны здоровья детей ;-формирования основы культуры здоровья.Зада...

Перспективное планирование образовательной деятельности в группе среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Перспективное планирование в средней группе по Программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Веракса...

Перспективное планирование образовательных областей. Старшая группа

Перспективное планирование образовательных областей. Старшая группа...

Перспективное планирование образовательной деятельности образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группе. Лепка.

Перспективное планирование по художественно- эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе. Лепка.  Входят: период освоения программы, тема и програмное содержание, оборудовани...

Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Планирование работы воспитателя ДОО  ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы"  под редакцией Н.Е.Вераксы,...

Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Планирование работы воспитателя ДОО  ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы"  под редакцией Н.Е.Вераксы,...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. СТАРШАЯ ГРУППА.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. СТАРШАЯ ГРУППА. Социально-коммуникативное развитие. САМООБСЛУЖИВАНИЕ. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Трудово...