ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Русская изба»
материал по окружающему миру на тему

Пенькова Елена Владимировна

Специфика жизни нашего  поселка не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческих музеях, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа. Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, был создан «макет русской избы», в котором находятся различные старинные предметы русского быта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_russkoy_izby.docx43.56 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_po_izbe.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Русская изба»

Специфика жизни нашего  поселка не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческих музеях, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа. Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, был создан «макет русской избы», в котором находятся различные старинные предметы русского быта.

Цель:

  • Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
  • Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.

  • Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

  • Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
  • Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Изба получилась мобильной. Её можно переставлять с места на место. Разместили ее в одном из уголков группы, чтобы он был доступен детям. По желанию макет можно поставить на стол, чтобы было удобно играть

    Чтобы объяснить детям значение всех предметов, загадываем загадки, показываем картинки, фотографии, рисунки. Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди раньше без компьютеров, телевизоров, спали на печке, вещи хранили в сундуках

 «Русская изба» состоит из одной комнаты.

     В переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. Над столом расположен образ-иконка. У стола стоит деревянная скамья, на которой стоит прялка с куделью (не пряденая шерсть),  веретено, на которое сматываются спряженные нити. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. В другом углу избы стоит русская печь, на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова. Рядом с печкой расположена скамья, где стоят ведра для воды, лохань для рукомойника.

В уголочке лежака примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме.  Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Хозяин  избы часто предлагает детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывает загадки, общается с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц.

Много чего есть в русской избе: ухват, кочерга, ступа,  лавка. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

 Первые «посещения» избы детьми среднего  дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, способам действий с ними. В старшем дошкольном возрасте еще подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами  (например, лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа). Кроме того, указывается зависимость пользования определенными  предметами от социального уровня  (крестьяне пользовались лучиной, а богатые люди – свечами). Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кринка, кувшин).

    В любом детском саду существует проблема свободных помещение, поэтому  данный макет мы считаем самым приемлемым в условиях детского сада.

     Макет «Русская изба» используется для проведения различных мероприятий: НОД, бесед, чтение художественной литературы, для игр детей, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Экспонаты макета постоянно используются воспитателями на НОД по развитию речи, математическому развитию, изобразительной деятельности и ручного труда.

.   


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«В русской избе»

Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.

Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми  оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.

 «Что лишнее?»

Перед началом игры в избе заменяется старинный предмет на современный. Например, лапти на сандалии. Дети должны угадать, какой предмет заменили и назвать, что вместо этого предмета должно быть.

 Для этого варианта игры детей предварительно знакомят с названиями, назначением и использованием старинных предметов

 «Что изменилось?»

Программный материал:    приучать детей подробно отвечать на вопрос, правильно называть предметы домашнего обихода, правильно обозначать местонахождение предметов.
     
Материалы для игры:   игрушки Русской избы: стол, лавки, буфет,  посуда.

Ход игры


    Когда все дети сели, воспитатель смотрит, всем ли хорошо видно, и начинает    объяснение игры.
   
Воспитатель. Дети! Рассмотрим убранство Русской избы,  здесь обедают за столом, а вот там, поодаль, стоит печь, здесь готовят обед. Посмотрите и запомните, как все расположено в Русской избе.
    Затем задаются  детям вопросы,  чтобы  уточнить названия предметов быта,   расположение каждого предмета.

Если ребенок будет отвечать очень кратко, дать образец, как надо отвечать на вопросы, или вызвать другого ребенка для правильного ответа.
Воспитатель. Теперь,  дети,  закройте  глаза,  а  я  что-то  изменю в нашей комнате. Когда я скажу:  «Готово!»,   все   внимательно  смотрите.  Кого  я  спрошу:  «Что изменилось?»,  тот должен ответить, что он заметил.
      Вот,    например,    беру    предмет   и   от  печки  переставляю   к   сундуку.   Как    надо сказать? Правильно надо сказать: «Предмет был у печки, теперь он около сундука».
      Игра повторяется шесть-семь раз.

«Посмотри и запомни»

      В Русской избе раскладываются предметы, вызванный ребенок внимательно осматривает то, что находится в Избе, затем отворачивается от стола и по памяти называет все предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.

«Угадай, что спрятали»

     Воспитатель раскладывает в Избе предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.


Материал для взрослых

* * *

Об избе

Избы строились из сосны или ели.

Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить)

Избы строили, не используя гвозди.

Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.

Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.

А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть?  Перед вами пустая горница, сейчас  мы расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.

* * *

     О печке

Русская печь. Традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях.

А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней).                                    

Готовили пищу себе и скотине, которая  была в каждой семье.  Дров положат, берёсту зажгут, и топится печь.

 «Дом без печки - нежилой дом» - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу. Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугуны, в которых варили пищу.

Печка людей обогревала, в ней готовили еду, а еще на ней можно было даже спать! И сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. (Показывается  иллюстрация «Дети на русской печи».)

Кроме того, печи служили не только для отопления и приготовления пищи, но и для сушки продуктов впрок.

Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями - глинобитная на деревянном основании.

И в наше время сохранилось много изб с русской печью.

ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

* * *

     О Божнице

Божница находилась в красном углу.

Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.

* * *

     О буфете, шкафах

Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.

* * *

     О лавке, скамье

Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.

Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.

Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки. Найдите их среди предметов.

* * *

     О столе

За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.

Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.

* * *

     О сундуке. Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие  и маленькие.

* * *

     О посуде. Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.

Чугунок.  Металлический горшок для приготовления пищи. Чугунные горшки были круглые и по форме напоминали глиняные. Их ставили на огонь или в печку специальными приспособлениями - ухватами. В них пища готовилась быстрее и они были прочнее чем глиняные горшки.

* * *

     О прялке. Приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Работали на прялке так: правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом то наматывалась.

Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.  

Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.

* * *

Об утюгах.  С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг. Вначале это был плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. А потом изобрели утюг с горящими углями внутри. Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь.   В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка».

* * *

     Об ухвате. Приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

* * *

Об лаптях.  Обувь, сплетённая из лыка или берёсты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни). Раньше на Руси лапти служили основным видом обуви крестьянского населения.

* * *

О коромысле.  Толстая, изогнутая дугой, деревянная палка с крючками или выемками на концах для носки ведёр на плече. Раньше на Руси воды не было в домах и её носили их рек, озёр и колодцев. Чтобы принести сразу два ведра воды и использовали коромысло.

 

* * *

 О половике.   Плетеный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу.

* * *

 О косоворотке.   Рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.

* * *

О сарафане.   Русская национальная женская одежда — платье, обычно безрукавное, которое надевали поверх рубахи. Сарафаны украшали золотыми кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, а также вышивкой.

* * *

 О русских куклах.  Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.


ЗАГАДКИ

ПЕЧКА

            Загадки

* * *  

      Дом – белый.

Дверь – черная.

Хозяин красный.

Что в дом вошло –

Все в небо ушло.

                     * * *  

То она печет блины,

То показывает сны.

                * * *  

Зимой нет теплей,

А летом нет холодней

                              * * *  

Стоит ларчик

Средь избы,

В ларчике — золото.

Доскажите словечко:

- Обогреватель в сельском доме …

У ПЕЧКИ – МАТУШКИ

КОЧЕРГА

                  Загадка 

         * * *  

Чёрный конь

Прыгает в огонь

УХВАТ

                  Загадка 

         * * *  

Рогат, а не бык,

Хватает, а не сыт.

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.  (Ухват)

ВЕНИК

                  Загадка 

         * * *  

Маленький Ерофейко

Подпоясан коротенько,

 Обежал весь городок

И прижался в уголок. (Веник)

ЧУГУНОК

Подсказать название:

-  в нем готовили пищу в печке.

ГОРШОК В ПЕЧИ

       Загадка 

                          * * *  

Был на базаре,

очутился на пожаре.

СТУПА

Подсказать название:

 - в ней толкли зерно, очищая его от шелухи.

ПОСУДА

 

ПОСУДА

Показать картинки

       -  Назовите одним словом

ЧАШКИ, ЛОЖКИ, КРУЖКИ

       

Загадка 

                          * * *  

Полно корыто

Голубок намыто;

Голубки клевали,

Носки замарали,

Людей напитали.  

ГОРШОК

Загадка 

                          * * *  

Был я на копани,

Был я на топани.

На кружале был,

На пожаре был,

На базаре был,

Домой пришёл —

Детей кормлю.  

САМОВАР

       Загадка

* * *  

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий:
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик.


В ДОМЕ МЕБЕЛЬ

БУФЕТ, ШКАФ

                Подсказать название:

-  Предмет мебели  для хранения посуды, одежды

ПОЛКА

                Доскажи словечко:

- Волк, смотри, - сказал он волку, -

   Станешь зубы класть на …  

СТОЛ

       Загадки 

                   * * *  

Под крышей - ножки,

 На крыше – ложки,

 А рядом с ними

 С похлебкой плошки.

                   

* * *  

Под одной шляпой

Четыре братца стоят.

                   

 * * *  

Под одной фатицей

Стоят четыре сестрицы.

БОЖНИЦА

                Подсказать название:

                 -  Полка, на которую ставились иконы

ЛАВКА, СКАМЬЯ

               Подсказать название:

- На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей.

И НА ЛАВКЕ И ПОД ЛАВКОЙ

 КОВШ

       Загадка

   * * *  

Утка в море,

Хвост на горе.

ЛОХАНЬ

       Загадка

* * *  

Три ноги, два ушка,

А шестое — брюшко.

УШАТ

       Загадка

* * *  

Весь лес в обрез,

Два дерева выше всех.

ПРЯЛКА

                    Подсказать название:

   -  С  помощью нее получали нитки.

                                     Загадки

                                * * *  

Чем дольше я верчусь,

Тем толще становлюсь.  

                                * * *  

Пять-пять овечек

Стожок подщипали,

Пять-пять овечек

Прочь отбежали,

Пузатый барашек

Весело пляшет.  

СУНДУК

                Подсказать название:

                - Бабушкино хранилище

УТЮГ

                                  Загадка 

                               * * *  

                Шипит недовольно, кусается больно,

                 Опасно его оставлять одного.

                 С ним надо поладить,

                 И можете гладить,        

                 Но гладить не стоит его.

КАК У НАШИХ У ВОРОТ

ВОРОТА

Загадка 

                               * * *  

        Два брата под одной шляпой.

ОКНА

Загадка 

                               * * *  

Много соседей

Рядом век живут,

А никогда не видятся

ТРУБА

Загадка 

                               * * *  

Что выше крыши на небо глядит?

 

ИЗГОРОДЬ

Загадка 

                               * * *  

Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят.  

В ДОМЕ

ЛЮЛЬКА

Загадка 

                               * * *  

Без рук, без ног,

Во все стороны клонится.  

СВЕТЕЦ

Загадка 

                               * * *  

Стоит Трошка

На одной ножке,

Крошит огненные крошки.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическое пособие «Русская изба»

Слайд 2

Цель: Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря. Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением. Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище. Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Русская изба"

Цель данного пособия:  формирование  представлений детей о жизни, быте  русского народа.Задачи:vПознакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их наз...

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для детей 4-7 лет «Русская изба»

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕдля детей 4-7 лет«Русская изба»Специфика жизни нашего  поселка не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослы...

Дидактическое пособие "Русская изба"

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, духовности и нравственности, так как именно в детских садах происходит духовно - нравственное становление детей.Создание пособия...

Дидактическое пособие "Русская изба"

Цель: расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядов русского народа....

Дидактическое пособие «Русская изба»

Концептуальность:Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Человек...

Методическое пособие «Русская изба» Для детей дошкольного возраста с ОВЗ

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивн...