Информационно-исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Генералова Валентина Ивановна

Проект проводится в рамках  экологического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.  По программе «Детство»,  образовательные области «Познавательное развитие», « Социально – коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».

 Может быть реализован с  детьми 5-7 лет.

В результате самостоятельных  элементарных опытов  и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения  в жизни человека, у детей  формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.  

В ходе работы над проектом дети  также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитная карточка

Информационно-исследовательского проекта

«Невидимка, который нужен всем»

Автор проекта

Картинка 301 из 1753

Педагог высшей квалификационной категории,   МБДОУ»ЦРР-д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Теремок» комбинированного вида»

Генералова Валентина Ивановна

Город, республика

 г. Ковылкино, Республика Мордовия

 Название проекта

                  «Невидимка, который нужен всем»

                                                                             

Тип  проекта

Информационно-исследовательский

Длительность

6 месяцев, сентябрь-февраль

Участники проекта

Воспитатель    

Родители

Дети старшей группы (возраст 5-6 лет)

 Образовательная  область

Познавательное развитие

Проблема: 

Что такое воздух? Какими свойствами обладает?

Гипотезы:

 «Воздух невидим потому, что его нет»,

 «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»

Цели и задачи проекта

Цель:  

С помощью экспериментов (опытов) выявить  уровень  сформированности  представлений о воздухе  у детей  старшего дошкольного возраста.                                                                                                          

Задачи:

1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности,  развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.

 2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3.Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами,    принимать и ставить перед собой цель эксперимента,  отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.                                                                                                                                                      

4.Расширять представления  о значимости воздуха в жизни человека, 

 сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.

Планируемые результаты

После завершения проекта дошкольники смогут:

  • проявлять интерес  к миру природы,  самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми)      
  • осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми)  
  • собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми)
  • проявлять элементарные навыки рационального природопользования  

Краткое содержание проекта

Предлагаемый проект проводится в рамках  экологического воспитания  детей старшего дошкольного возраста. Программа «Детство»,  образовательные области «Познавательное развитие», « Социально – коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».  Может быть реализован с  детьми 5-7 лет.

В результате самостоятельных  элементарных опытов  и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения  в жизни человека, у детей  формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.  

В ходе работы над проектом дети  также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»  

 Этапы реализации проекта  

1 этап: подготовительный.

  1.  Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).                                                                                                                    

Основное оборудование лаборатории:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы,   ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,   листья деревьев,   семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары,   сито, свечи.
  1. Обобщение  и уточнение  представлений детей о функциях и свойствах воздуха. (Чтение художественной литературы, рассматривание  картин с природными явлениями).
  2. Анкетирование  родителей по данной проблеме

     4.  Диагностика знаний детей на начало проекта.                                                                                                                                                                                                                               

2 этап:  основной. Организация работы над проектом.

Теоретическая часть:                                                                                                                        составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов   и описание  проведения опытов;  создание фильма «Ветер «добрый» и «злой»,  консультирование родителей по теме « Эксперимент в детском саду и дома».

Практическая часть:                                                                                                            1.  Занятия по экологическому воспитанию ( в рамках программы «Детство»)    

2. Игры-эксперименты по данной проблеме.                                                            

3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).

3 этап:  заключительный.  «Презентация проекта»    

 Представление результатов  проекта в МБДОУ  в виде:

  • Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом»,  
  •  Конспекта итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе»
  • Сравнительная диагностика знаний детей по данной проблеме на начало и конец проекта.
  • Оформление информационно-исследовательского  проекта  «Невидимка, который нужен всем» для участие в республиканском конкурсе «Новое в образовании»

 Краткое описание проекта

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности (сентябрь) педагогом уточняются представления дошкольников о свойствах воздуха,  проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного возраста  (диагностика).  Обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ,  составляется  план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых  и детей, разрабатывается перспективно-тематический план  по данной проблеме.

После завершения работы над проектом проводится  его презентация, на которой  демонстрируются   результаты  исследований по изученной  теме.  

Оценивание результативности данного метода работы с детьми старшего дошкольного возраста (февраль - сравнительная диагностика).   Оценивается уровень сформированности представлений у  детей о воздухе.

 Описание форм образовательной деятельности

Сентябрь

1 неделя.                                                                                                                                    Проект начинается с  обобщения  и уточнения представление детей о функциях и свойствах воздуха (диагностика на начало проекта). Заложить в детях  представления о том, что людям необходим воздух для жизни.  

 1 неделя.

Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно- экспериментальная  деятельность с детьми в детском саду» и обобщение результатов.

3 неделя.

Воспитатель проводит консультацию для родителей « Эксперимент в детском саду и дома»,  где уточняет важность проектной деятельности в работе с дошкольниками.

4 неделя.

Знакомство с материалом и оборудованием  для исследовательской деятельности.  Поддержать и развить  интерес у ребёнка к исследованиям, опытам, открытиям.

Октябрь

1 неделя.

Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вес.

 На первоначальном этапе   работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу  обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.

  • Для чего нам нужен воздух?

Воспитатель предлагает детям   сделать  глубокий вдох, и затем выдох.  Воздух нам нужен,  чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

  • Имеет ли свой запах воздух?

 Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)

2 неделя.

 Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами.  Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов.                                                                                             Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить  и другим методом…

Дети   проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.                                                                                                                                           3 неделя.                                                                                                                                                Детям  предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу?   Отвечая на  этот вопрос  и проводя опыт,  было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.

Рассказ воспитателя    «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1883 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его  горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал  двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Воспитатель предлагает надуть шарик  с помощью насоса.

4 неделя.                                                                                                                                             Воспитатель  интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать.  Все ответы обобщаются   и совместно с  детьми делается   вывод.  

Ноябрь.

1 неделя.

   Взрослый  помогает детям   обнаружить воздух в предметах. После провидения опыта  дети обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

   Предложить детям  самостоятельно  с помощью предметов доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно.  Делают вывод.                                                                                                                                                                        

2 неделя.                                                                                                                                             Предложить детям в помещении  обнаружить атмосферное давление.   Воспитатель показывает опыт, дети повторяют и  делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).                                                                                                3 неделя.                                                                                                                              

   Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель  предлагает детям объяснить результаты  опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении  действий.            

   С помощью опытов закрепить у  детей  представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

4 неделя.                                                                                                                                            

   Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная  работа в уголке –лаборатории.  

Декабрь

1 неделя.  

  • Познакомить  детей с причинами возникновения ветра -  движением воздушных масс;
  • уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным  путем доказать, что  ветер- это движение воздуха.  

                 Летит без крыльев и поет,

                 Прохожих задирает.

                 Одним прохода не дает,

                Других он подгоняет. (Ветер)

Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер?  Почему он дует? Дети делают опыт с помощью воспитателя  и обобщают.

2 неделя.  

  • Как мы можем определить, есть ли на улице ветер?  (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на дому.)
  • Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)

 Дети на улице проводят опыт и делают соответствующие выводы.     Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки.                                                                                                                                      

3 неделя.                                                                                                                                                       Ветер- это движение воздуха.  Для этого опыта используются  веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Вывод: ветер - это движение воздуха.  

4 неделя. Обобщаются результаты исследований. Открытое  мини- занятие по экологии для родителей  на тему  «Ветер».

Январь.

2 неделя.                                                                                                                                                    

   Предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате.     Шарики натирают     шерстяной варежкой. Постепенно приближают  один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры(опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми)                                                                          

3 неделя.                                                                                                                                                

   Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это,  и чем цунами  опасен для человека. Предложить детям опытным путем доказать это.                                                

   Познакомить детей с природныя явлением «Песчанная буря».  Для проведения этого опыта  воспитатель показывает иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы, предлагает  рассмотреть  её перед началом работы. Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).                                                                                                                                                                     4 неделя.

   Показ фильма   «Ветер - «добрый и злой»                                                      

                                                              Февраль.                                                                                                                                               1 неделя.                                                                                                                                                          

   Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различия.  (Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.  Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.)                                                      

2 неделя.                                                                                                                                                    

   Обнаружить с детьми, что воздух  легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Дети проводят опыт и   в конце  делают  выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

   Воспитатель предлагает детям  самостоятельно  провести опыт  с игрушками наполненными воздухом и  еще раз доказать, что  воздух легче воды.

3 неделя.

    Выявить  с детьми, что воздух легче воды, имеет силу. Воспитатель  проводит опыт  и определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самостоятельно.      

4 неделя.                                                                                                                                                           Обобщаются результаты исследований.

Презентация проекта «Невидимка, который нужен всем».

Итоговое занятие с детьми «Что мы знаем о воздухе»

Практическая значимость проекта:

для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;

для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.

   После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

   В результате проведённой совместно с детьми деятельности по  проекту были:

-  опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и  «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;

- подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он  может двигать предметы,  может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.

Перспективно-тематический план по теме проекта:

« Невидимка, который нужен всем».

Сроки выполнения.

Тема эксперимента

Описание                            работы

Материал,                  оборудование

Октябрь

1 неделя

Расширить представление детей о свойствах воздух невидим, не имеет запаха.  

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуете  

Лист бумаги.

Имеет ли воздух свой запах.   Дидактическая игра «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать  запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали?                                                                                                    

 Тарелочка с апельсином, луком;  ароматизированные салфетки ,духи.

2 неделя

Как можно взвесить воздух с помощью чашечных весов.

Дети берут воздушные шары, укладывают на весы. Какой шарик тяжелее? (Надутый.) Почему?    

 Два воздушных шарика, надутый и нет, чашечные весы.

Воздух имеет вес

Возьмём  палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепим   верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых  шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Проткнуть один шарик. а потом второй , сделать вывод.  

Два воздушных шарика, веревочка, палка -60 см.

3 неделя

Где можно найти много воздуха сразу

Дети надувают воздушные шарики, но так что бы они не лопнули

Воздушные шарики на каждого ребенка.

Рассказ воспитателя    «Первый воздушный шар».

Надуть воздушный шар с помощью насоса.                                

Воздушные шарики, насос.

4 неделя

Воздух в мячике.

Игра с резиновыми мячами ( отбивание мячей об пол).

 Два резиновых мяча надутый и спущенный.

Ноябрь

1 неделя

«Загадочные пузырьки».                                    

Дети рассматривают      предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это,    откуда воздух  взялся.   Рассматривают, что изменилось в предметах.    

 Ёмкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

«Поиск воздуха».

Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением  

 Султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

2 неделя

«Атмосферное давление»

Дети. после показа взрослого берут в руки два листа . один держат вертикально другой горизонтальнои одновременно выпускают их из рук, наблюдают и делают вывод.

Два листа писчей бумаги.

3 неделя

«Упрямый воздух»

Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты  опыта.

Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).

Воздух работает

 Запускают  в воду пустую пластмассовую ванночку и  дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляют  парус, снова заставляют  лодочку двигаться. Наблюдают и делают выводы.  

 Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка.

4  неделя

Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная  работа в лаборатории    

Декабрь

1 неделя

Почему дует  ветер?

Воспитатель показывает схему и объясняет. Воспитатель зажигает свечу, подносит к верхней части фрамуги ( дети коментируют увиденное),  подносим свечу к нижней части фрамуги; объясняем и делаем вывод.

  Рисунок «Движение воздушных масс», свеча.

2 неделя

 Движение  воздушных масс

Дети на улице с помощью вертушки определяют силу ветра.

Вертушки

3 неделя

Ветер- это движение воздуха.

 Дети машут веером над водой. Каждый ребенок машет с разной силой, сравнивают и делают вывод

Миски с водой. веер (на каждого ребенка).  

4 неделя

Открытое  мини- занятие по экологии для родителей  на тему  «Ветер».

Январь

2 неделя

«Гром и молния».

 Шарики натирают     шерстяной варежкой. Постепенно приближают  один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры(опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми)

   Два надутых продолговатых воздушных шарика, верстяная варежка.  

3 неделя

Природное явление «Цунами».

Рассказ воспитателя. Опускают кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут.  Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Надувной бассейн с водой ( небольшого размера), кораблики.

«Песчаная буря»

   Перед каждым ребёнком стеклянная  банка  с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем  на песок. Что с ним происходит?  Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик.

 иллюстрация  песчаной пустыни, на которой изображены барханы; стеклянная баночка с песком, резиновый шланг

(на каждого ребенка).

4 неделя

Показ фильма   «Ветер - «добрый» и «злой»      

Февраль

1 неделя

 Сравнить свойства воды и воздуха  

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Переливают воду в стакан, растворяют в нем краску. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух

два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), прозрачный стакан, акварельные краски.

2 неделя

«Подводная лодка» (воздух  легче воды).

 Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают в него воздух. В конце опыта, делают выводы.

 Изогнутая трубочкам для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Воздух легче воды.

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Дети выполняют действия и делают вывод: почему они не тонут.

  Небольшая емкость с водой резиновые игрушки

3 неделя

«Пузырьки-спасатели».

 Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают. Вместе с детьми взрослый определяет,  что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

  Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Обобщаются результаты исследований. Проводится  самостоятельная  работа в лаборатории.    

4 неделя

Итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе».    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД в средней группе по исследовательско - экспериментльной деятельности, направленной на формирование представлений о неживой природе "Невидимка, который нужен всем"

Исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности педагога и детей, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности. Цель: в ...

проект "Невидимка , который нужен всем"

Работая по этому проекту у детей систематизировались знания о воздухе, его качествах и необходимости для жизни не только человека , но и всего живого на земле....

Проект «Невидимка, который нужен всем» (старшая группа, долгосрочный, информационно-исследовательский)

Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».Цель: С помощью экспериме...

Конспект НОД "Невидимка. который нужен всем"

КОНСПЕКТПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Социально-комунникативное»НА ТЕМУ:«Невидимка, который нужен всем» для группы детей среднего дошкольного возраста (4-5лет)...

Сообщение из опыта работы "Невидимка, который нужен всем"

Сообщение из опыта работы "Невидимка, который нужен всем"...

Проект «Невидимка, который нужен всем» (старшая группа, долгосрочный, информационно-исследовательский)

С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста....

Познавательно-исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем»

С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста....