Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Загвоздина Марина Ивановна

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zayushkina_izbushka_.docx21.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка».

    Лексическая тема: Дикие животные

    Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.

    Задачи:

    Образовательные:

    · закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, повадках.

    · уточнение, расширение и активизация словаря по теме “ Дикие животные”;

    · обогащение словаря детей синонимами: на материале русской народной сказки “Заюшкина избушка” (трусливый, робкий, пугливый, доверчивый, наивный, легковерный; Выгнала, выпроводила, выставила, вытолкала, иди, уйди, шагай, отправляйся, ступай, не печалься, не огорчайся, не расстраивайся, не горюй, не плач);

    · совершенствование грамматического строя речи: усвоение категорий падежей (творительный и предложный падеж имен сущ.ед.ч);упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

    Коррекционные:

    · развитие мелкой моторики;

    · развитие зрительного восприятия и внимания;

    · развитие слуховой и зрительной памяти;

    Воспитательные:

    · Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения ко всему живому.

    Оборудование: картинки по теме “Дикие животные”, иллюстрации к сказке “Заюшкина избушка”.Игрушки заяц, костюм медведя, лиса,  собачка, петушок ,мячик, пазлы «Медвежата», сундук ,ключик, избушка, раскраски, конфеты, карандаши, подсказки (разрезанные).

    Предварительная работа: Чтение русской народной сказки “ Заюшкина избушка”, игры-драматизации.

    Ход занятия

    I Организационный момент. В круг широкий вижу я, встали все мои друзья, мы сейчас пойдем направо, а потом пойдем налево. В центре круга соберемся и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, в сказку дружно попадем. (на доске картинка к сказке «Заюшкина  избушка»)

    II Основная часть

    1. Воспитатель (презентация  “Заюшкина  избушка”)

    - Сегодня у вас в гостях старая добрая сказка.

    -Как она называется?

    -Какие дикие животные встретились в сказке?

    - Кто из них главные герои? (заяц и лиса)

    -Какая лиса в сказке? (хитрая и злая)

    -А сейчас давайте подберем “Слова-приятели” к словам “хитрая” и “злая”.

    Игра “Скажи иначе

    “Хитрая” (умная, пронырливая, изворотливая, лукавая)

    “Злая” (сердитая, грозная)

    - А какой заяц в сказке?

    (трусливый и доверчивый)

    -Давайте и для этих слов поищем “приятелей”?

    (Трусливый - робкий, пугливый;

    Доверчивый – наивный, легковерный.)

    Игра “ Кто знает другое слово?”

    Воспитатель называет группу синонимов (выпроводила, выставила, вытолкала).

    -А сейчас послушайте отрывок из сказки, найдите в нем слово, которое подходит к этим.

    Лиса попросилась к зайчику погреться, да его из избушки и выгнала.

    Каким словом лиса выгнала зайчика?

    “Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!”

    2. Поможем зайчику вернуть себе избушку. А с помощью чего мы сможем открыть дверь в избушку?

    Дети: С помощью ключика

    Воспитатель: Да ,правильно чтоб в избушку попасть нужно ключик отыскать! И поможет нам в этом, посмотрите ребята кто?(собачка)

    Воспитатель: Идет зайчик и плачет а навстречу ему собака. Поиграете со мной, я вам подсказку дам как ключик найти.

    Воспитатель: Игра с мячом “Скажи, какой?”

    (Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое называет воспитатель)

    Медведь – сильный, большой, мохнатый.

    Волк – злой, голодный, хищный

    Лиса – хитрая, умная, проворная

    Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая

    Заяц- трусливый, пугливый, белый.

    3. Воспитатель: Идет зайчик и плачет, а навстречу ему медведь.  Дети посмотрите кто к нам пришел? (Медведь-переодетый ребенок)

    Медведь:  Я зайчик тебе помогу,

     И подсказку вам верну,

     Только послушай мою беду…

    «Ой, куда вы, толстопятые сгинули?

    На кого вы меня, старого, кинули?»

    А в болоте медведица рыщет,

    Медвежат под корягами ищет:

    «Куда вы, куда вы пропали?

    Слова Чуковского К.И

    Воспитатель: Что случилось за беда у медведя? Кого он потерял?

    Давайте поможем медведю найти медвежат (картинка на доске, дети собирают  индивидуально каждый свою картинку разрезную).

    Медведь: Ой, спасибо помогли, медвежат моих нашли, вот вам подсказка.

    Воспитатель: Медведь нашел своих медвежат, а мы узнаем кто кем был из животных. (игра с мячом)

    Игра «Кто кем был?»

    Медведь – медвежонком

    Ёж – ежонком

    Лиса – лисёнком

    Лось – лосёнком

    Белка – бельчонком

    Волк – волчонком

    Барсук – барсучонком

    Рысь – рысенком

    Заяц – зайчонком

    4. Физминутка “Белка”

    Физзарядкой белочке не лень

    Заниматься целый день.

    С одной ветки прыгнув влево,

    На сучок она присела.

    Вправо прыгнула потом,

    Покружилась над дуплом.

    Влево-вправо целый день

    Прыгать белочке не лень.

    5. Воспитатель: Идет зайчик и плачет, а навстречу ему петушок. Чего зайчик плачешь, была у меня избушка лубяная а у лисы ледяная попросилась она ко мне жить да меня и выгнала собаки гнали, гнали, не выгнали, медведь гнал гнал не выгнал, и ты не выгонишь, нет выгоню.

    Только сначала поиграем и подсказку отгадаем!

    Воспитатель: Кто назовет лишнее слово и объяснит почему?

    Ландыш, василёк, одуванчик, заяц

    Утка, гусь, курица, лось

    Собака, кошка, лошадь, лиса

    Лопата, топор, молоток, ёж

    Платье, рубашка, сарафан, волк

    Скворец, ласточка, цапля, медведь

    Капуста, морковка, лук, белка.

    Корова, свинья, овца, рысь

    Апельсин, лимон, абрикос, барсук

    Подосиновик, подберезовик, рыжик, кабан

    Воспитатель называет ещё раз лишние слова: заяц, лось, лиса, ёж, волк, медведь, белка, рысь, барсук, кабан.

    В: Как их назвать ? (дикие животные)

    В: Почему их так называют?

    (они живут в лесу, сами строят себе жильё, ищут добычу)

    6. Воспитатель: Петушок дал нам подсказку и сейчас мы найдем наш ключик ,но для этого нужно собрать все подсказки вместе. Что получилось?

    Дети: сундучок.

    Воспитатель: Да сундучок посмотрите какой он красивый, посмотрим что внутри?  (ключик)

    Вернемся в нашу избушку кто зайчика выгнал лиса, а кто помог восстановить справедливость? Петух. Мы помогли нашим героям найти ключик и вернутся в домик, а лиса пошла жить к себе в норку…

    А вот где живут остальные животные нам  предстоит узнать. Игра «Кто где живет?»

    ( Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают)

    Барсук и лиса живут в…

    Медведь зимует в….

    Волк живет в …

    Белка прячется в….

    Ежик спит в ….

    7. Воспитатель: -Ребята, а в нашем сундучке есть еще интересные картинки от героев сказки. Вам нужно дорисовать их и герои сказки угостят вас сладким сюрпризом. (Дети по контуру обводят рисунки диких животных и закрашивают их).

    III Итог занятия

    Воспитатель: Дети, о ком мы сегодня говорили? (о диких животных)

    -Какая сказка была сегодня у вас в гостях?

    -Сейчас мальчики ещё раз вспомнят и скажут, какой заяц в сказке, а девочки расскажут о лисе.

    (Дети вспоминают главные черты характера героев и подбирают синонимы).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

    Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

    План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

    Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

    План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

    Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

    Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

    Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка».

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка»....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «Поможем Колобку»

    Сюжетное занятие построено на игровом материале. Занимательно решаются обучающие и воспитательные задачи....

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"

    Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать  активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...