Модники и модницы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цион Наталия Юрьевна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте.

Цель:

Содействие становлению субъективно-ценностного отношения к рукотворному миру предметов; моделирование содержательного обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе

« Модники и модницы»

Цель:

Содействие становлению субъективно-ценностного отношения к рукотворному миру предметов; моделирование содержательного обобщения.

Задачи:

1. Уточнить функции и назначение разной одежды (для защиты, удобства и красоты; для головы, рук, ног и тела).
2. Совершенствовать умение разделять утилитарную и эстетическую функции одежды, формулировать суждения.
3. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужна разная одежда (в холодную и тёплую погоду, для работы, отдыха и праздника).                                                                              4.Закрепить названия частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)                                                                                                                               5. Учить сравнивать, группировать, классифицировать.
6. Обогащать практику работы с наглядными моделями.

Предполагаемый результат:

- активизация познавательного интереса;
- обогащённые представления о назначении и функциях одежды;
- умения формулировать аргументированные суждения;                                                                     - переживание познавательно-эстетических эмоций от результата своей работы на занятии (решение проблемно-поисковых ситуаций, высказывания, изображение одежды, работа с моделью).

Предварительная работа:

Рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащённая практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда?». Беседы по сюжетным картинкам «Ателье», «Портниха». Выполнение артикуляционных упражнений под считалку. Работа над антонимами. Конструирование одежды. Выполнение динамической паузы «Портной»

Коррекционные задачи:

Активизировать словарь детей по теме «Одежда».

Согласование прилагательных с существительными.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.

Закрепить образование относительных прилагательных. (хлопок – хлопковый, драп – драповый и др.)

Работа над предложением.

Развитие связной речи. Составление описательного рассказа (По мнемосхеме).

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания. Воспитывать аккуратное отношение к одежде. Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент.

Ресурсы:

  1. Кукла  Пеппи
  2. Чемодан
  3. Лупа
  4. Образцы тканей
  5. Предметные картинки с изображением предметов одежды,
  6. Сюжетные картинки,
  7. Мнемосхема, мнемоквадраты,
  8. Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Наоборот»,
  9. Картинки для фокуса,
  10. Игра «Конструктор одежды»    

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ОРГМОМЕНТ. 

Взрослый предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Пеппи и послушать историю.

Взрослый:

   -Жила-была девочка. Ее звали Пеппи. Она носила длинные, полосатые чулки, поэтому ее и прозвали – Пеппи-длинный чулок. Каждый день она придумывала для себя разные игры. А вот и она…

  Пеппи:

   -Привет, ребята! Меня зовут Пеппи – длиииииный чулок. Я веселая и очень люблю играть. Вы хотите подружиться со мной?

Взрослый:

   -Дорогая Пеппи,  мы с удовольствием будем с тобой дружить. Правда ребята?

- А сейчас я загадаю вам   ЗАГАДКУ:

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

- Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.

2. РАБОТА НАД ОБОБЩАЮЩИМИ ПОНЯТИЯМИ.

Взрослый:

-Ребята, посмотрите на картинки. Давайте их назовем. (Называют картинки)

Беседа по вопросам:

- Почему назвали одежду одеждой? (От слова ОДЕВАТЬСЯ)

-Для чего она нужна?

-Кто шьет одежду? Где?

-Из чего?

-Где хранят одежду?

(Ответы детей)

Пеппи:

 - Я знаю игру «Лишний предмет». Очень трудная. Справитесь?

Игра «Лишний предмет »

• Головные уборы (платок, шапка, сапоги, кепка)

• Обувь (валенки, ботинки, пальто, туфли)

• Для тела (куртка, шуба, шляпа, пальто).

(выставляются карточки с предметами одежды, дети называют лишний предмет)

Взрослый:

- А теперь я вам покажу одежду, а она «расскажет» вам о том, кто её надевает.

(Показ и обсуждение разных моделей рабочей одежды).

 - Кто это? - ПОЖАРНЫЙ, ПОВАР. - Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда? От чего она защищает? (это спецодежда, она защищает его от огня, не горит) - Зачем повару для работы нужны халат? (он работает с продуктами и чтобы не запачкать свою одежду, чтобы микробы не попали на продукты) Колпак? (чтобы волосы не попали в пищу) - Как можно назвать всю одежду для работы? (Рабочая, специальная одежда).

 - Найдите и покажите карточки с рабочей одеждой людей.

 - Кто работает в этой одежде? (парикмахер, строитель, водитель, врач, продавец и т.д.)

- Молодцы.  После работы всегда хочется отдохнуть.

 - Как вы любите отдыхать? (заниматься спортом, ходить в гости, в театр, путешествовать и т.д.)

Пеппи:

-Ой, какие ребята умные, а я тоже кое-что умею.

ФОКУС: Пеппи беспорядочно раскладывает на столе 12 карточек. На карточках с белым, синим и зеленым фоном изображены 3 рубашки, 3 платья, 3 свитера, 3 футболки. Дети четко называют каждую картинку: футболка, платье, рубашка, рубашка и т.д. Затем Пеппи небрежно собирает карточки в стопку, делая вид, что складывает их без всякой последовательности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Она собирает изображениями вниз: сначала три рубашки на картинках с белым, затем синим и с зеленым фоном и аналогично в той же последовательности остальные картинки. Затем Пеппи раскладывает перевернутые картинки рисунками вниз карточки по одной на три стопки, повторяя вместе с детьми волшебное заклинание:

-Покус-мокус! Посмотрите фокус!

Когда каждая стопочка карточек раскрывается, дети с удивлением обнаруживают: в стопке слева все предметы одежды на белом фоне, справа – на синем, посередине – на зеленом. Теперь собирать карточки следует по 4, т.е. накладывать одну стопочку на другую. Пеппи вместе с детьми повторяют волшебное заклинание и раскладывает карточки на четыре стопки. Раскрывая их, дети удивляются: в стопке слева – все рубашки, справа – свитера и т.д.

Взрослый:

-Пеппи, ты молодец! Здорово фокусы показываешь.

Работа в парах

- А теперь найдите и покажите карточки с одеждой, в которой люди могут отдыхать. - Куда можно сходить в такой одежде? Как отдохнуть? - А я люблю ходить в театр. Покажите праздничную одежду

-А ещё ребята знают, какую одежду можно носить летом, зимой, весной, осенью. Посмотрите, какие у меня здесь значки.

Выставляются карточки с изображением сезонных изменений: СНЕЖИНКА, СОЛНЦЕ, ДОЖДЬ) - Какой это знак? (СНЕЖИНКА) - К какому времени года относится? (к зиме) - Какую одежду мы носим зимой? (тёплую) - Найдите и покажите карточки с зимней одеждой.  (Аналогично с солнцем, с дождём) .

Взрослый:

-А как вы думаете, почему зимняя одежда теплая, а плащ не промокает…(сшита из разных материалов)

 Д/И «Назови ткань»

Пеппи:

-Ой, а у меня есть любимая игра: я люблю собирать разные штучки (Открывает чемодан, достает пакет) Я собирала разные кусочки ткани, чтобы сшить своим куклам наряды. Но я не знаю,  какая для какого наряда подойдет.

Взрослый:

-Мы с ребятами тебе расскажем. Игра с тканями:

Ситец – ситцевая ткань, шерсть - …, кожа - …, драп - …, вельвет - …, джинс - … и др.

Д/И «Назови маленький»

Пепи:

-У меня есть волшебное стеклышко. Я предлагаю детям игру-рассматривание под уменьшительным стеклом (с картинками).

платье – платьице,

блузка – блузочка,

кофта – кофточка,

брюки – брючки и т.д.

-Смотрите, какое нарядное платье. Давайте рассмотрим из каких частей оно состоит.

ИГРА на фонематическое восприятие

Ман-ман-ман – на рубашке есть карман

Ник-ник-ник – и еще есть воротник,

Иц-иц-иц – много ярких пуговиц,

Жет-жет-жет – мы погладили манжет,

Ол-ол-ол – вот и клетчатый подол,

Ва-ва-ва – это мои рукава.

Чудесное платье, только оно мне велико. ( Одежда бывает взрослая и детская).

Д/И «Скажи наоборот»

Пеппи:

-А еще я люблю игру, где все нужно говорить наоборот. Вот послушайте: Одежда бывает сухая, а наоборот - мокрая.

Широкий – узкий, тонкий – толстый,  чистый – грязный,  глаженый – мятый,

сухой – мокрый, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, одеть – снять.

Практическое задание на развитие зрительного внимания, логики, мелкой моторики пальцев рук «Найди заплатку»

Пеппи:

-Я обожаю заплатки. А вы знаете, что это такое? Если брюки в коленках прохудились,  то появляются дырочки. Эти дырочки закрывают маленьким кусочком ткани и пришивают – это и есть заплатка. О, сколько здесь дырочек, давайте найдем нужную заплатку.

(Выполнение детьми задания)

-Молодцы, ну все в меня! Умеете подбирать заплатки.

 «Придумай рекламу для одежды»

 Пеппи:

-Мой друг, старый портной, недавно сшил рубашку, но не может продать ее, ведь никто не знает, какая она замечательная. Давайте придумаем рекламу.

Составление описательного рассказа по мнемосхеме:

- Что это?

- Это одежда, обувь  или головной убор?

- Из каких частей состоит?

- Из какого материала сделана?

- В какое время года носят?

- Кто надевает?

(Дети получают конверты с картинками плана описательного рассказа. Каждый ребенок составляет предложение в соответствии со своей картинкой)

Взрослый:

-Пусть теперь Даня прорекламирует рубашку с начала до конца (затем двое-трое детей пересказывают текст полностью).

Пеппи:

- Спасибо вам, ребята, за вашу рекламу. Я надеюсь, что рубашку купят.

12. Итог занятия.

Пеппи: Мне пора, у меня срочное дело. Спасибо, я узнала много интересного вместе с вами. До свидания!

Взрослый: До свидания, Пеппи, приходи к нам еще! И вы ребята, молодцы.

А о чем еще вам хотелось бы узнать?

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ОРГМОМЕНТ. 

- А сейчас я загадаю вам   ЗАГАДКУ:

2. РАБОТА НАД ОБОБЩАЮЩИМИ ПОНЯТИЯМИ.

Взрослый:

-Ребята, посмотрите на картинки. Давайте их назовем. (Называют картинки)

Беседа по вопросам:

- Почему назвали одежду одеждой? (От слова ОДЕВАТЬСЯ)

-Для чего она нужна?

-Кто шьет одежду? Где?

-Из чего?

-Где хранят одежду?

(Ответы детей)

Игра «Лишний предмет работа в парах»

Рассматривание иллюстраций (Рабочая, специальная одежда).

 

ФОКУС: 

Работа в парах ( домашняя, праздничная, для сна)

Выставляются карточки с изображением сезонных изменений: СНЕЖИНКА, СОЛНЦЕ, ДОЖДЬ) - Какой это знак? (СНЕЖИНКА) - К какому времени года относится? (к зиме) - Какую одежду мы носим зимой? (тёплую) - Найдите и покажите карточки с зимней одеждой.  (Аналогично с солнцем, с дождём) .

Взрослый:

-А как вы думаете, почему зимняя одежда теплая, а плащ не промокает…(сшита из разных материалов)

 Д/И «Назови ткань»

Д/И «Назови маленький»

-Смотрите, какое нарядное платье. Давайте рассмотрим из каких частей оно состоит.

ИГРА на фонематическое восприятие

Ман-ман-ман – на рубашке есть карман

Ник-ник-ник – и еще есть воротник,

Иц-иц-иц – много ярких пуговиц,

Жет-жет-жет – мы погладили манжет,

Ол-ол-ол – вот и клетчатый подол,

Ва-ва-ва – это мои рукава.

Д/И «Скажи наоборот»

Практическое задание на развитие зрительного внимания, логики, мелкой моторики пальцев рук «Найди заплатку»

«Придумай рекламу для одежды»

 

Составление описательного рассказа по мнемосхеме:

- Что это?

- Это одежда, обувь  или головной убор?

- Из каких частей состоит?

- Из какого материала сделана?

- В какое время года носят?

- Кто надевает?

12. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Модники и модницы"

Так можно провести развлечение "Модниц и модников" в детском саду....

Долгосрочный творческий проект : " Мальчики, девочки- модники и модницы"

Для создания условий для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста....

Проект «Модники и модницы»

Объяснение детям назначения и функции предметов одежды.Развитие навыков взаимодействия в сюжетно-ролевой игре.Обогащение и активизация словаря: застежки, липучки, пуговицы, петли, молнии, капюшон, вор...

Модники и модницы

Сценарий мероприятия...

Конспект по непосредственно - образовательной деятельности: "Модники и модницы" для детей 5 - 6 лет

В этом конспекте дети закрепляют знания об одежде, учятся различать одежду по назначению и характерным признакам отличия....