Программа Моя малая Родина
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Программа разработана для расширения и углубления знаний своей малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya_malaya_rodina.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

заведующий МАДОУ №2 «Колобок»

___________ Н.П. Фомина

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Колобок»

Программа

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА!»

Автор: Толкач Светлана Валентиновна

2016 г.

Пояснительная записка.

Будущее нашего общества во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание наших детей. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние не только нашего общества, но и мира в целом.

В настоящее время очень актуальна тема патриотического воспитания детей.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Наш современник академик Д.С.Лихачёв отмечал:- «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Актуальность. Теоретические основы программы:

Вопрос  изучения дошкольниками основ культуры народов Пелыма относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы.

Подход к изучению своего края изменился: растёт понимание его роли. Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные виды социальной практики – политику, экономику, науку, образование. Достаточно убедительным примером тому может служить широко обсуждаемая в последнее время концепция устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают МАДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине и своему родному краю.

Изучение Пелыма позволит нынешним дошколятам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем поселке и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.

Цель и задачи.

Цель программы:

1.Расширять и углублять знания по краеведению Урала.

2.Совершенствовать навыки ведения наблюдений, обрабатывать и анализировать результаты, используя источники краеведческого содержания.

Достижение этой цели способствуют решению образовательных и воспитательных задач: 

  • Знакомить с географическим расположением поселка, области, края, экономическим значением, социальной сферой, архитектурными особенностями. Расширять знания детей о Пелыме;
  •  Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего поселка, края, дать основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя.
  • Прививать уважение к традициям и обычаям родного поселка.
  • Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к дому, улице, детскому саду, поселку, Уральской земле. Вызвать у детей желание преобразовывать улицы и дворы поселка в преддверии праздников, доставляя тем самым радость;
  • Расширять знания о своеобразии жизни коренных жителей Урала: природа, жилища, одежда, труд.
  • Воспитывать чувство уважения и толерантности к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на уральской земле.
  • Формировать представления детей о главных природных богатствах родного края: о полезных ископаемых, о разнообразии растительного и животного мира Урала.
  • Воспитывать заботливое и бережное отношение к использованию природных ресурсов родного Урала, информирование дошкольников об экологической ситуации в поселке и о влиянии ее на здоровье людей.
  • Ознакомить со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Урала, их национальных традиций;
  • Приобщить к простейшим трудовым процессам - аппликации и созданию орнаментов.

Курс программы «Моя малая Родина!»» для детей 5-7 лет рассчитан на 2

 года изучения (72 занятия):

1 занятие в неделю  в старшей группе (36 занятий)

и 1 занятие в неделю в подготовительной к школе группе (36 занятий).

Каждое занятие проводятся  в  два  этапа:

Первый  этап,  в  него  включаются  игры  или  занятия, позволяющие  настроить  детей  на  активную  познавательную  детей. Также  включается  коррекционная  работа:  игры с  пальчиками, сопровождающиеся  стишками  и  потешками, игры-действия  с  игрушками  и  предметами, рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, просмотр презентаций.

Второй  этап:  расширение знания по данной теме. Здесь  идёт  постоянная  смена  видов  деятельности  детей:  они  слушают,  смотрят,  рисуют,  разучивают, запоминают,  отвечают  на  вопросы,  пересказывают  услышанное,  фантазируют. Чем  активнее дети на занятии, тем  больше  задействовано  в  работе  психических  функций:  восприятия,  внимания,  мышления.  

По окончании занятия проводятся игры  со  строительным  материалом, изготовление  макетов  из  пластилина, бросового  материала, изобразительная  деятельность: рисование,  работа  с  картинками,  вырезание  ножницами, изготовление аппликации.  

                                                                                                                           

Основные принципы и методы реализации программы.

Принципы краеведческого воспитания и образования:

  • Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
  • Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
  • Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
  • Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края.

В программе используются такие формы, методы и методические приемы обучения, которые:

стимулируют детей к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, художественная литература, компьютерные технологии, целевые прогулки, экскурсии в краеведческий музей);

способствуют развитию творческого мышления, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыты,);

обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; (проблемный подход к изучению отдельных явлений);

вовлекают дошкольников в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (очистка территории, изучение видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - рисунки, газеты);

Через игры, систему занятий будут даны представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями Урала.

Содержание изучаемого курса:

  1. Урал- сокровищница России. Сведения о географии, климате и народах, населяющих Урал. Основные города округа и богатство недр края, их достопримечательности.
  2. Образ жизни и занятия  народов Урала. Народы, населяющие наш край, их быт и ремесло. Традиции, черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, предметах быта и их назначение. Развитие экономики, образования, здравоохранения. Технический прогресс и традиционные ценности.
  3. В краю ягодном. Углубление представлений об Урале. Виды ягод. Переработка и хранение.
  4. Фольклор  народов Урала.

Понятие о фольклоре. Особенности фольклора. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, считалки.

  1. Мифология народов Урала.

Понятие о мифе в древности и в настоящее время. Отличие мифа от легенды и сказки.

  1. Музыка, танцы и живопись народов Урала.

Творчество национальных поэтов, писателей, композиторов. Современная музыка на Урале. Восприятие мира уральскими художниками. Цветовая гамма их полотен.

  1. Знакомьтесь - тайга!

Растительный и животный мир тайги. Основы экологической проблемы, забота человека о природе, бережное отношение к использованию природных ресурсов края.

Тематический план

1 год обучения.

Тема

Урал- сокровищница России.

Мой малый край большой Отчизны - Урал!

        Город Екатеринбург.

Путешествие по родному поселку.

Времена года и сезонные явления.

Улицы родного Пелыма.

Река Пелым.

Образ жизни и занятия  народов Урала.

Знакомьтесь - русские.

Разные дома.

Роль собаки в жизни людей.

Транспорт.

Рыбаки и рыбки.

Профессии.

         Железная дорога.

Воспитание детей в семьях уральцев.

Домашняя техника.

День рождения Поселка.

        Уральские национальные игры.

        Уральские национальные игры.

Развлечение «Любимый Урал!»

В краю ягодном.

20.

          Разнообразные деревья.

21.

        Летние ягоды.

22.

Осенние ягоды.

23.

Переработка и хранение ягод.

Фольклор   народов Урала

24.

Сказки народов Урала.

25.

Загадки.

Мифология северных народов

26.

 Отличие мифа от легенды и сказки.

27.

Герои мифов.

Музыка, танцы и живопись  уральцев.

28.

Музыкальные инструменты.

29.

Поэты, писатели и композиторы Урала.

30.

Песни Урала.

Знакомьтесь - тайга!

31.

Животный мир.

32.

Растительный мир.

33.

По следам  зверей.

34.

Мы в ответе за тех, кого приручили

35.

Сохраним нашу землю.

36.

Праздник «Урал – опорный край державы!»

2 год обучения.

Тема

Урал- сокровищница России.

История  Урала.

Символика Урала. Что это такое?

Промышленность Урала.

Города Урала (гербы).

Богатства недр родного края.

Колесо истории Пелыма.

Достопримечательности Пелыма

Образ жизни и занятия  народов Урала.

Народы, проживающие на Урале.

         Знакомьтесь  с другими национальностями.

Питание.

Одежда.

Мужские и женские обязанности.

Голубое топливо – газ.

        Орудия труда и их применение.

День рождения Поселка.

Традиции.

Приусадебные хозяйства.

Уральские национальные игры.

Развлечение «Уральские национальные игры».

В краю ягодном.

           Тайга - Урала.

Виды ягод.

Кладовая  ягодных витамин.

Переработка и хранение ягод.

Фольклор   народов Урала

Понятие о фольклоре.

Пословицы и поговорки.

Мифология северных народов

          Понятие о мифе в древности и в настоящее время.

 Святые места  народов Урала.

Музыка, танцы и живопись  уральцев.

        Многообразие песен.

Стихи об Урале.

Художники Урала.

Знакомьтесь - тайга!

Флора и фауна Урала.

Красота тайги.        

33.

Красная книга Урала.

34.

Лекарственные травы Урала.

35.

Мой край через тысячу лет.

36.

Праздник «Урал – опорный край державы!»

        

Оценка и контроль результатов:

У детей подготовительной группы после освоения курса программы должны быть сформированы понятия:

  • Основные сведения об истории Пелыма, города Екатеринбурга;
  • Сведения об основных богатствах Урала;
  • О причинно - следственных связях и процессах уральской природе;
  • О личной ответственности за сохранение природы и будущего своей Родины;
  • О разных видах и формах искусства, понимании его значения для человека, уважительном и бережном отношении к культурным мировым ценностям и народов Урала;
  • О поэтах и писателях Урала;
  • Об образе жизни народов Урала;
  • О специфике мифологии, фольклора и литературы  народов Урала.

Критериальная база итоговой аттестации воспитанников:

Теоретические знания в рамках программы  образования детей

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- ребенок овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; употребление специальных терминов, как правило, избегает.

Низкий уровень

- объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой.

Средний уровень

- ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

Высокий уровень

Материально- техническое обеспечение:

  Для реализации программы необходимо иметь следующее оборудование:

музыкальный центр;

видео аппаратура; мультимедийный проектор;

сценарии развлечений;

иллюстративные наглядные пособия, таблицы;

готовые произведения художественной литературы и отрывки из них, загадки, пословицы, сказки и рассказы;

материал для практической деятельности: пластилин, краски гуашевые и акварельные, кисти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа "Моя малая родина"

Данная программа дополняет содержание образовательной области «Познавательно-исследовательское развитие» местными элементарными сведениями из истории, географии, культуры Оренбурга и разнообразными те...

рабочая программа "Сбережем Малую Родину"

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, так как они постоянно в ра...

Проект парциальной программы "Моя малая Родина"

Проект программы "Моя малая Родина" подготовлен для детей старшего возраста детского сада....

Мини – программа Моя малая родина

Цель: содействовать формированию духовности, уважения к ценностям национальной культуры, эстетических взглядов, реализации культурных ценностей....

Программа «Моя малая Родина»

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребёнок с перв...

Учебно-методический комплект: Методическое пособие "Организация работы по краеведению в детском саду с детьми 6-7 лет" и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-7 лет с взрослым по программе "Моя малая родина - Кузбасс"

Название работы: Методическое пособие «Организация работы с детьми 6-7 лет в детском саду по краеведению» и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-8 лет с вз...