Программа Моя малая Родина
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа разработана для расширения и углубления знаний своей малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_malaya_rodina.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
заведующий МАДОУ №2 «Колобок»
___________ Н.П. Фомина
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Колобок»
Программа
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА!»
Автор: Толкач Светлана Валентиновна
2016 г.
Пояснительная записка.
Будущее нашего общества во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание наших детей. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние не только нашего общества, но и мира в целом.
В настоящее время очень актуальна тема патриотического воспитания детей.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Наш современник академик Д.С.Лихачёв отмечал:- «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Актуальность. Теоретические основы программы:
Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов Пелыма относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы.
Подход к изучению своего края изменился: растёт понимание его роли. Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные виды социальной практики – политику, экономику, науку, образование. Достаточно убедительным примером тому может служить широко обсуждаемая в последнее время концепция устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают МАДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине и своему родному краю.
Изучение Пелыма позволит нынешним дошколятам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем поселке и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.
Цель и задачи.
Цель программы:
1.Расширять и углублять знания по краеведению Урала.
2.Совершенствовать навыки ведения наблюдений, обрабатывать и анализировать результаты, используя источники краеведческого содержания.
Достижение этой цели способствуют решению образовательных и воспитательных задач:
- Знакомить с географическим расположением поселка, области, края, экономическим значением, социальной сферой, архитектурными особенностями. Расширять знания детей о Пелыме;
- Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего поселка, края, дать основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя.
- Прививать уважение к традициям и обычаям родного поселка.
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к дому, улице, детскому саду, поселку, Уральской земле. Вызвать у детей желание преобразовывать улицы и дворы поселка в преддверии праздников, доставляя тем самым радость;
- Расширять знания о своеобразии жизни коренных жителей Урала: природа, жилища, одежда, труд.
- Воспитывать чувство уважения и толерантности к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на уральской земле.
- Формировать представления детей о главных природных богатствах родного края: о полезных ископаемых, о разнообразии растительного и животного мира Урала.
- Воспитывать заботливое и бережное отношение к использованию природных ресурсов родного Урала, информирование дошкольников об экологической ситуации в поселке и о влиянии ее на здоровье людей.
- Ознакомить со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Урала, их национальных традиций;
- Приобщить к простейшим трудовым процессам - аппликации и созданию орнаментов.
Курс программы «Моя малая Родина!»» для детей 5-7 лет рассчитан на 2
года изучения (72 занятия):
1 занятие в неделю в старшей группе (36 занятий)
и 1 занятие в неделю в подготовительной к школе группе (36 занятий).
Каждое занятие проводятся в два этапа:
Первый этап, в него включаются игры или занятия, позволяющие настроить детей на активную познавательную детей. Также включается коррекционная работа: игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, игры-действия с игрушками и предметами, рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, просмотр презентаций.
Второй этап: расширение знания по данной теме. Здесь идёт постоянная смена видов деятельности детей: они слушают, смотрят, рисуют, разучивают, запоминают, отвечают на вопросы, пересказывают услышанное, фантазируют. Чем активнее дети на занятии, тем больше задействовано в работе психических функций: восприятия, внимания, мышления.
По окончании занятия проводятся игры со строительным материалом, изготовление макетов из пластилина, бросового материала, изобразительная деятельность: рисование, работа с картинками, вырезание ножницами, изготовление аппликации.
Основные принципы и методы реализации программы.
Принципы краеведческого воспитания и образования:
- Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
- Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
- Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
- Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края.
В программе используются такие формы, методы и методические приемы обучения, которые:
стимулируют детей к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, художественная литература, компьютерные технологии, целевые прогулки, экскурсии в краеведческий музей);
способствуют развитию творческого мышления, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыты,);
обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; (проблемный подход к изучению отдельных явлений);
вовлекают дошкольников в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (очистка территории, изучение видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - рисунки, газеты);
Через игры, систему занятий будут даны представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями Урала.
Содержание изучаемого курса:
- Урал- сокровищница России. Сведения о географии, климате и народах, населяющих Урал. Основные города округа и богатство недр края, их достопримечательности.
- Образ жизни и занятия народов Урала. Народы, населяющие наш край, их быт и ремесло. Традиции, черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, предметах быта и их назначение. Развитие экономики, образования, здравоохранения. Технический прогресс и традиционные ценности.
- В краю ягодном. Углубление представлений об Урале. Виды ягод. Переработка и хранение.
- Фольклор народов Урала.
Понятие о фольклоре. Особенности фольклора. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, считалки.
- Мифология народов Урала.
Понятие о мифе в древности и в настоящее время. Отличие мифа от легенды и сказки.
- Музыка, танцы и живопись народов Урала.
Творчество национальных поэтов, писателей, композиторов. Современная музыка на Урале. Восприятие мира уральскими художниками. Цветовая гамма их полотен.
- Знакомьтесь - тайга!
Растительный и животный мир тайги. Основы экологической проблемы, забота человека о природе, бережное отношение к использованию природных ресурсов края.
Тематический план
1 год обучения.
№ | Тема |
Урал- сокровищница России. | |
Мой малый край большой Отчизны - Урал! | |
Город Екатеринбург. | |
Путешествие по родному поселку. | |
Времена года и сезонные явления. | |
Улицы родного Пелыма. | |
Река Пелым. | |
Образ жизни и занятия народов Урала. | |
Знакомьтесь - русские. | |
Разные дома. | |
Роль собаки в жизни людей. | |
Транспорт. | |
Рыбаки и рыбки. | |
Профессии. | |
Железная дорога. | |
Воспитание детей в семьях уральцев. | |
Домашняя техника. | |
День рождения Поселка. | |
Уральские национальные игры. | |
Уральские национальные игры. | |
Развлечение «Любимый Урал!» | |
В краю ягодном. | |
20. | Разнообразные деревья. |
21. | Летние ягоды. |
22. | Осенние ягоды. |
23. | Переработка и хранение ягод. |
Фольклор народов Урала | |
24. | Сказки народов Урала. |
25. | Загадки. |
Мифология северных народов | |
26. | Отличие мифа от легенды и сказки. |
27. | Герои мифов. |
Музыка, танцы и живопись уральцев. | |
28. | Музыкальные инструменты. |
29. | Поэты, писатели и композиторы Урала. |
30. | Песни Урала. |
Знакомьтесь - тайга! | |
31. | Животный мир. |
32. | Растительный мир. |
33. | По следам зверей. |
34. | Мы в ответе за тех, кого приручили |
35. | Сохраним нашу землю. |
36. | Праздник «Урал – опорный край державы!» |
2 год обучения.
№ | Тема |
Урал- сокровищница России. | |
История Урала. | |
Символика Урала. Что это такое? | |
Промышленность Урала. | |
Города Урала (гербы). | |
Богатства недр родного края. | |
Колесо истории Пелыма. | |
Достопримечательности Пелыма | |
Образ жизни и занятия народов Урала. | |
Народы, проживающие на Урале. | |
Знакомьтесь с другими национальностями. | |
Питание. | |
Одежда. | |
Мужские и женские обязанности. | |
Голубое топливо – газ. | |
Орудия труда и их применение. | |
День рождения Поселка. | |
Традиции. | |
Приусадебные хозяйства. | |
Уральские национальные игры. | |
Развлечение «Уральские национальные игры». | |
В краю ягодном. | |
Тайга - Урала. | |
Виды ягод. | |
Кладовая ягодных витамин. | |
Переработка и хранение ягод. | |
Фольклор народов Урала | |
Понятие о фольклоре. | |
Пословицы и поговорки. | |
Мифология северных народов | |
Понятие о мифе в древности и в настоящее время. | |
Святые места народов Урала. | |
Музыка, танцы и живопись уральцев. | |
Многообразие песен. | |
Стихи об Урале. | |
Художники Урала. | |
Знакомьтесь - тайга! | |
Флора и фауна Урала. | |
Красота тайги. | |
33. | Красная книга Урала. |
34. | Лекарственные травы Урала. |
35. | Мой край через тысячу лет. |
36. | Праздник «Урал – опорный край державы!» |
Оценка и контроль результатов:
У детей подготовительной группы после освоения курса программы должны быть сформированы понятия:
- Основные сведения об истории Пелыма, города Екатеринбурга;
- Сведения об основных богатствах Урала;
- О причинно - следственных связях и процессах уральской природе;
- О личной ответственности за сохранение природы и будущего своей Родины;
- О разных видах и формах искусства, понимании его значения для человека, уважительном и бережном отношении к культурным мировым ценностям и народов Урала;
- О поэтах и писателях Урала;
- Об образе жизни народов Урала;
- О специфике мифологии, фольклора и литературы народов Урала.
Критериальная база итоговой аттестации воспитанников:
Теоретические знания в рамках программы образования детей | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - ребенок овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; употребление специальных терминов, как правило, избегает. | Низкий уровень |
- объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. | Средний уровень | ||
- ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | Высокий уровень |
Материально- техническое обеспечение:
Для реализации программы необходимо иметь следующее оборудование:
музыкальный центр;
видео аппаратура; мультимедийный проектор;
сценарии развлечений;
иллюстративные наглядные пособия, таблицы;
готовые произведения художественной литературы и отрывки из них, загадки, пословицы, сказки и рассказы;
материал для практической деятельности: пластилин, краски гуашевые и акварельные, кисти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная образовательная программа "Моя малая родина"
Данная программа дополняет содержание образовательной области «Познавательно-исследовательское развитие» местными элементарными сведениями из истории, географии, культуры Оренбурга и разнообразными те...
рабочая программа "Сбережем Малую Родину"
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, так как они постоянно в ра...
Проект парциальной программы "Моя малая Родина"
Проект программы "Моя малая Родина" подготовлен для детей старшего возраста детского сада....
Мини – программа Моя малая родина
Цель: содействовать формированию духовности, уважения к ценностям национальной культуры, эстетических взглядов, реализации культурных ценностей....
Программа «Моя малая Родина»
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребёнок с перв...
Учебно-методический комплект: Методическое пособие "Организация работы по краеведению в детском саду с детьми 6-7 лет" и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-7 лет с взрослым по программе "Моя малая родина - Кузбасс"
Название работы: Методическое пособие «Организация работы с детьми 6-7 лет в детском саду по краеведению» и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-8 лет с вз...
Парциальная программа "Моя малая Родина"
Для вас, педагоги...