Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Верейкина Ольга Станиславовна

Закрепить и расширить знания детей об осенних изменениях в природе. Расширять словарный запас. Закрепить такие понятия как пейзаж, зимующие, перелетные птицы и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_na_temu.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной  группе на тему «Осень»

Цель: Закрепить и расширить знания детей об осенних изменениях в природе. Расширять словарный запас. Закрепить такие понятия как пейзаж, зимующие, перелетные птицы и т. д.

Задачи:  Область «Познание»

Расширять знания детей об осени.

Называть погодные явления, которые зачастую производят в это время года.

Продолжать закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах.

Закрепить знания детей о том, как животные готовятся к зиме.

Способствовать развитию любознательности, мышления, воображения.

Область «Коммуникация»

Учить отгадывать загадки;

Воспитывать желание помочь другу.

Область «Художественное творчество»

Развивать воображение, креативное мышление.

Воспитывать эстетический вкус.

Область «Социализация»

Воспитывать, настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Воспитывать бережное отношение к природе, осознание ее важности в жизни человека.

Оборудование и материалы:

Презентация в картинках и анимациях.

Картинки с овощами фруктами.

Клей (на каждого ребёнка);

Предварительная работа:

Создание дидактического альбома «Наш гербарий»

Рассматривание и изучение картин разных художников с изображением осени.

Беседы о важности подготовки людей животных и птиц к наступающей зиме;

Загадывание загадок и разучивание физкультминуток, пальчиковой гимнастики  о осени, чтение художественных произведений;

Совместное ведение календаря погоды;

Раскрашивание и рисование на тему: «Осень».

Формы организации НОД

Сюрпризный момент

Обсуждение

Наблюдение

Рассматривание интересующих нас объектов.

Обведение по точкам и раскрашивание.

Ход мероприятия:

Звучит звонок, дети садятся за парты.

Воспитатель: Ребята присаживайтесь. Я хочу рассказать Вам стихотворение Алексея Николаевича  Плещеева  

Осень наступила,

Высохли цветы.

И шумят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья.

Птички улетели,

В дальние края.

Воспитатель: О каком времени  года идет речь в этом стихотворении.

Ответы детей: (Осень).

Воспитатель: Правильно ребята в этом стихотворении автор рассказывает об осени. Вообще в произведениях разных авторов осень описывается как очень интересное время года «Осеняя пора, очей очарованье» или «Ах, осень, эта рыжая девица!  Каких же красок только нет в тебе». Ребята а может и вы мне расскажете стихи о осени.

Воспитатель: Но не только поэты воспевали осень в своем творчестве. Но и художники не обошли стороной это время года. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вот это картина Ильи Остроухова, а это произведенье Аркадия Рылова, этот пейзаж Леонида Алферова.

Воспитатель: Вам понравились работы художников

Ответы детей: (Да)

Воспитатель: Чем же они Вам понравились?

Ответы детей: (Они красивые ярки, красочные).

Воспитатель: А вот это работы, каких художников Вы узнали? (появляются на мониторе рисунки детей).

Ответы детей: Да это мой рисунок.

Воспитатель: Давай с тобой произнесем полное имя художника.

Ответы детей: Гордеева Ева, Дейнека Никита, Говорова Кира.

Воспитатель: Очень красивые работы. Спасибо нашим художникам. Интересно вы знаете осенние месяцы?

Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы осени.

Ответы детей: Необычно частые грозы в сентябре - к теплой осени.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Октябрьские сильные и долгие холода - к суровой зиме.

Гром в октябре обещает зиму без снега.

В ноябре много снега - к богатому хлебу.

Появилась мошкара в ноябре - к теплой зиме.

Воспитатель: Очень интересны осени приметы. Ребята, а хотите сыграть со мной  в игру, она называется «Что тут лишнее?».  

Дидактическая игра: «Что лишнее?»

Воспитатель: Ребята, а как готовятся птицы к предстоящей зиме.

Ответы детей: Они улетают на юг и называются перелетные.

Воспитатель: Ребята, каких перелетных птиц Вы знаете?

Ответы детей: Ласточка, скворец, журавль.

Воспитатель: А то знает стихи про перелетных птиц?

Воспитатель: А кроме перелетных птиц еще, какие есть птички.

Ответы детей: Зимующие, которые остаются зимовать с нами.

Воспитатель: Назовите их.

Ответы детей: Голубь, воробей, ворона, синичка.

Ответы детей: Молодцы ребята, а теперь давайте на несколько минут  превратимся в птичек, вставайте со своих мест.

Физкультминутка «Шустрая синица».

Воспитатель: Присаживайтесь по своим местам. Ребята, а мы можем помочь зимующим птицам, пережить зиму.

Ответы детей: Да мы можем повесить кормушки и сыпать туда зерно.

 Воспитатель: Да ребята правильно наши с вами кормушки очень помогут зимующим птицам. У меня для вас заготовлена еще одна игра и называется она «Огород». Слушайте правила внимательно. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

Начали! Помидоры – срывают, лук – выдергивают, баклажаны – срезают, репу – выдергивают, тыкву – срезают, морковь – выдергивают, капусту – срезают, огурцы – срывают, горох – рвут, чеснок – выдергивают, картофель – выкапывают, свеклу – выдергивают, кабачки – срезают, и очень трудный вопрос как убирают топинамбур.

Воспитатель: Ребята расскажите мне, пожалуйста, а в какое время года люди собирают урожай с огородов?

Ответы детей: Осенью.

Воспитатель: А какую, очень трудную работу мы проделываем с вами  каждую осень на своих участках, и нам конечно в этом очень помогают грабли.

Ответы детей: Убираем участок от листьев ( на мониторе фото нашей уборки).  

Воспитатель: Правильно убираем листву с участка, а трудная она по тому, что ветер хулиган срывает с деревьев новые листочки и снова выстилает осенний ковер. У меня, кстати, есть загадка об этом.

Листья жёлтые кружатся,

Наземь ковриком ложатся.

Жёлтых листьев хоровод

Осенью случается.

Танец этот — каждый год.

Как он называется? (Листопад)

Воспитатель: быстро догадались, а еще отгадать сможете.

Он холодный, проливной,

По пятам бежит за мной.

Убегаю — только хуже,

Потому что всюду — лужи! (дождь)

Воспитатель:  Молодцы ребята все загадки отгадали.

И все-таки я считаю, что всю красоту осени можно увидеть только в лесу ( на мониторе появляется картинка осеннего леса и в конце появляется белка с орехами).  Ой, ребята, а это кто.

Ответы детей: Белка. Орехи к себе в дупло несет.

Воспитатель: А зачем?

Ответы детей: К зиме готовится.

Воспитатель: У меня есть знакомый зайчишка трусишка, он тоже очень интересно готовится к зиме, кто знает как?

Ответы детей: Меняет шубку с серой на белую.

Воспитатель: Вы правы он меняет свою шубку с серой на белую. Вы знаете, мой дружочек зайчишка трусишка загрустил. Красавица осень играла с ветерком в догонялки, и ветер сорвал все листочки с деревьев, и унес. И лес стал голый, вот зайчишка и загрустил. Давайте, порадуем зайку. Расскажем ему наш любимый стишок.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Лист у клена и каштана –

(Раскрыть ладонь левой руки, затем – правой)

Как ладони великана.

(Поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)

У березки, у березки –

(Показать руками «стволы»)

Белый ствол и листья – слезки.

(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)

А у тоненькой рябинки

Листья – сложные картинки.

(Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи! ( зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. ( ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет,

(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,

( синхронно наклоняем руки в разные стороны)

Полетели к югу птицы,

( «птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится

( барабанить пальцами  по одной, то по другой ладони)

 Воспитатель: Молодцы хорошо рассказали, а еще подарим ему в подарок альбом, пестрящий осенними красками.

Ответы детей: Да подарим.

Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста,  перед вами лежат белые листочки, переверните их. На них изображены листья с разных деревьев, их надо обвести по пунктирной линии простым карандашом, затем раскрасить их цветными карандашами. Но перед тем как приступить, я предлагаю нам вспомнить с какие листочки, с каких деревьев и какого цвета они могут быть и в этом нам поможет наш гербарий. (Рассматриваем гербарий, вспоминаем, кого цвета могут быть листья с разных деревьев). Приступаем к работе.

Воспитатель: Вот какой живописный получился наш альбом. Сегодня я пойду на почту и отправлю его нашему другу зайчику, в лес.

Спасибо Вам ребята. Самое главное чуть не забыла, у меня есть для Вас особый осенний подарок от зайчика. И раздаю всем морковку.

Игра «Чучело»

Дети идут по кругу и произносят слова «В огороде чучело, чучело стоит, огурцы нам чучело трогать не велит.

Подходят ближе со словами «Мы тихонько подойдем и огурчиков нарвем».

Чучело – Огурцы не дам вам рвать буду я вас догонять.