Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему

Белова Оксана Александровна

В публикации раскрыта система работы нравственно-патриотического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание

детей младшего и среднего дошкольного возраста

 

 

Подготовила

воспитатель МБДОУ д\с №31

Белова О.А.

2015г.

        Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление человека, гражданина начинается именно в этот период жизни.

        Но в современных социально-экономических условиях получил распространение индивидуализм как ведущая позиция отношения человека к обществу. Родители воспитывают ребенка, не учитывая, что индивидуализм мешает научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.

        Важной приметой времени стала и политкультурность среды. В группах детских садов все больше детей разных национальностей.

         В этих условиях система дошкольного образования должна помочь ребенку в познании общечеловеческих ценностей жизни, в том числе нравственности, патриотизма.

         Принятие ФГОС дошкольного образования оказало значительное влияние на деятельность ДОУ. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников отражено в задачах социально-коммуникативной и познавательной областей.

        «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; (…) формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществе детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда…»

        «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира»

        В общей системе воспитания подрастающего поколения граждан России именно нравственно-патриотическое воспитание становится приоритетным.

         В дошкольном возрасте формируются основы высших социальных чувств, в том числе и чувство патриотизма. Но необходимо учитывать возможности дошкольников. Над всеми сторонами жизни ребенка этого возраста господствуют эмоции.

         Если патриотизм рассматривать как преданность, привязанность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка-дошкольника нужно сначала научить быть привязанным к кому-то, чему-то. Чтобы научиться сопереживать бедам и проблемам Родины, у ребенка должно сформироваться само чувство сопереживании. Желание трудиться во благо Родины возникнет в дальнейшеим лишь вследствие желания оказывать помощь родным и близким. А восхищение красотой природы и просторами страны появится только тогда, когда дошкольник научится видеть красоту вокруг себя.

        Таким образом, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького гражданина.

        Свою работу по нравственно-патриотическому воспитания начала с детьми 2 младшей группы.

Цель: воспитание основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста

Задачи для 2 мл группы:

1. Воспитание у детей любви и привязанности к своим близким, детскому саду

2. Воспитание уважение к людям труда

3. Формирование чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, знакомства с родным городом

4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Задачи для средней группы: (те же плюс появляется новая)

5. Формирование  первичных представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России

 

        Содержание работы с детьми 2 младшей группы я разделила на несколько тематических блоков, которые связаны между собой.

1. Я и моя семья

2. Мой детский сад.

3. Родной город

4. Родная природа

5. Родная культура.

Средней группы

6. Родная страна

 

        Я и моя семья – Мир ребенка начинается с его семьи. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, у них формируются чувство привязанности к своим близким, уточняются представления о семейных традициях. Беседуя о членах семьи, готовя вместе с детьми для них подарки к праздникам, я постепенно подводила малышей к пониманию того, что такое семья. Я стремилась вызвать у детей не только чувство привязанности к своим близким, но и желание оказывать им посильную помощь, например, самому сложить одежду, убрать игрушки. Для того, чтобы чувство любви к родителям стало началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели в них тружеников.

        В нашей группе  у каждого ребенка есть свой семейный альбом, который сделали родители. Рассматривая фотографии, дети с удовольствием рассказывают взрослым и сверстникам о своих близких. Есть такой альбом и у воспитателей.

 

        Мой детский сад – Детский сад – второй дом для ребенка, это место, где малыш должен чувствовать себя комфортно и уверенно. С детьми  группы мы ходим на экскурсии по детскому саду, знакомимся с расположением различных помещений, с сотрудниками и особенностями их труда.  

        Такие экскурсии формируют у малышей стремление беречь результаты труда взрослых, по возможности помогать им, уважать труд взрослых.

        Закреплению знаний способствуют дидактические, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы. В нашей группе создан альбом нашей группы

         Родной город Детям младшего дошкольного возраста еще сложно понять, что такое город. Знакомство с этим понятием я начинаю с улицы, на которой находится детский сад, с улицей, где живет сам ребенок, куда чаще всего ходит гулять с близкими. Ведь чувство привязанности к Родине, начинается с привязанности малыша к месту, где он родился и живет.

         На прогулках я провожу экскурсии по территории детского сада, показываю и объясняю, что дома все разные, а все вместе они находятся на определенной улице, улиц в городе много.

         При знакомстве с городом  учитываю эмоциональность восприятия детьми окружающего. В уголок патриотического воспитания, созданный в нашей группе, в течении года я вношу яркие фотографии главных достопримечательностей нашего города (памятник Алеше, фотографии детского городка на Приморской площади и т.д.).

        И конечно, главными помощниками  воспитателя являются родители. Во время праздников я прошу родителей понаблюдать за красочным украшением города, за благоустройством города. Совместно с родителями в нашей группе создан фотоальбом улиц города, где проживают дети группы.

        Родная природа – Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. На экскурсиях по территории детского сада дети знакомятся с окружающей природой. Акцент я делаю на красоте и разнообразии северной природы. В результате формируется умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно.

 

        Родная культура -   Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Русский фольклор – кладезь народной мудрости, дошедший до нас сквозь века. Детей младшего возраста я знакомлю с устным народным творчеством: сказки, потешки, загадки  воспринимаются ребенком легко и естественно.

        Посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством формирую первичное представление о богатстве и красоте родной культуры.

        Родная страна – знакомство с родной страной я начинаю со второй половины средней группы, так как понятие «страна» достаточно трудно для детей среднего возраста. Я рассказываю детям, что в нашей стране много городов и сел. Главный город России – Москва. Я знакомлю детей с флагом России, который дети уже могли видеть на государственных учреждениях, военных кораблях. Особенность нашего региона в том, что большинство детей путешествуют летом с родителями, бывают в разных регионах России, имеют представление о различных уголках нашей Родины.

        В рамках данного блока я даю детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках -  День защитника Отечества, День победы, рассказываю о Российской армии, так как наш город – это город военных.

Полученные знания закрепляю в приоритетных видах детской деятельности – продуктивной и игровой.

        Реализация задач нравственно-патриотического воспитания по данным тематическим блокам я осуществляю через

Непосредственно организованную деятельность;

совместную деятельность;

самостоятельную деятельность детей.

        С детьми младшего возраста наиболее важна совместная деятельность педагога и ребенка, так как воспитание чувств невозможно уложить в жесткие рамки НОД.

 

        В разных видах детской деятельности я использую следующие формы работы:

        Игровая деятельность

Опираясь на основной вид детской деятельности – игру, я использую сюжетно-ролевые, например «Семья», «Детский сад», дидактические «Расскажи про детский сад», «Дымковское лото», театрализованные игры по русским народным сказкам.

        Познавательно-исследовательская деятельность

При ознакомлении с родным городом наиболее эффективны целевые прогулки, наблюдения. Рассматривание иллюстративного материала помогает закрепить и уточнить знания детей.

        Коммуникативная деятельность

Дети младшего возраста с удовольствием беседуют, составляют небольшие рассказы, подкрепленные наглядным материалом на темы «Моя семья», «Что интересного я видел на прогулке с мамой»

        Трудовая деятельность

Чувство ответственности за общее дело нужно формировать уже в младшем дошкольном возрасте посредством небольших поручений, совместных действий. Например, в нашей группе мы выращиваем зеленую пшеницу для морской свинки, живущей в живом уголке детского сада.

        Продуктивная деятельность

Свои чувства, эмоции, полученные знания дети отражают в рисунках, поделках, например, «Салют на улице», подарки к празднику для мамы, папы

        Двигательная деятельность

В работе с малышами я широко использую русские народные подвижные игры, например, «Наседка и коршун», «У медведя во бору», хороводные игры народные  

        Чтение художественной литературы

Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.

        Музыкально-художественная деятельность

 Большой эмоциональный отклик у малышей вызывают праздники, например «Мамин праздник», посвященный 8 марта

 

        Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов при решении задач нравственно-патриотического воспитания возможно достичь только при условии совместной работы родителей и педагога. Родители являются равноправными участниками образовательного процесса.

        Так, ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки родителей. Они помогают составить семейные альбомы, в старшем возрасте – герб семьи, генеалогическое древо. На конкретных примерах из жизни бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек помогают детям осмыслить такие сложные понятия как «долг перед Родиной», «трудовой подвиг», «героизм».

        Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями различных учреждений (библиотеки, музеи).        Родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, праздниках, проводимых в детском саду.

        Заложить нравственные основы, учить детей жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.        

Целесообразно и эффективно начинать эту работу уже с младшего дошкольного возраста.