Проект "Широкая масленица"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Зыкова Наталья Валерьевна

Проект для детей 2 мл группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zykova_n.v._det._sad_10_proekt_maslenitsa.docx933.74 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий, краткосрочный проект для детей 2 младше        й группы «Бабочки» детского сада № 10 «Широкая масленица!»

C:\Users\Boss\Desktop\36346554.9d8l6og4xw.W665.png

Составила: Зыкова Наталья Валерьевна

воспитатель 2 младшей группы «Бабачки»

МБДОУ детский сад № 10

 Красноуфимск

2017г.

Паспорт проекта

Паспорт проекта

Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: 1неделя (20.02.17-28.02.17)

Цель: Ознакомление детей с традициями русского народного творчества, традициями.

Задачи:

• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам,

• Познакомить детей с русским праздником масленицы,

• Обобщать духовный мир детей,

• Вызвать эмоциональное сопереживание в игре- действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника «масленицы»,

• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта

Русский народ богат своими традициями и праздниками, в том числе праздником масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, наша задача-дать детям прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность.

Масленица - чистая, широкая, веселая… Это все - масленица! Самый радостный христианский праздник. Но истоки этого праздника ведут из язычества. Многие языческие праздники стали православными, к ним присоединилась и масленица. Перед масленицей отсчитывали 40 дней до пасхи, и в эту неделю провожали зиму, встречали весну. А название этот праздник получил от масла, с которым едят блины, символ солнца. На масленицу проводились народные гуляния, всегда находились желающие померяться силой, отвагой, показать богатырскую удаль, да песни попеть. Масленица - один из самых ярких и радостных праздников на Руси.

Ожидаемый результат: 

- Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение  представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального  удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно – образовательный процесс обеспечило развитие у детей любознательности, стремление познакомиться с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить кругозор детей, эстетическую восприимчивость. Дети стали более раскрепощенными, эмоционально- отзывчивыми, обрели уверенность в себе, в своих силах. Анализируя результаты проекта, стало видно, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и за других.

План работы для воспитателя :

- сбор информации об истории праздника;
- подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
- подготовить папку – передвижку «Масленица»,
- подготовить  для родителей стенгазету «Масленица пришла!»;

- изготовить буклет «Проводы русской зимы»
- организовать  для родителей выставку детских работ, кукол;
- организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;


Дни
недели

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми

Работа с родителями

УТРО

ВЕРОМ

Образов.
области

Работа с родителями

     Понедельник

20.02.17

1. Беседа: «Что такое Масленица»
2. Заучивание  стихотворения «Радость в каждый дом»

Рисование: «Светит Солнышко»


Подвижная игра «Быстрые лошадки»

Познание,
Коммуник.
Социализ.
Физ.культ.

-Акция «Наряд для масленицы».

-Привлечь родителей к изготовлению куклы –
Масленицы.

-Изготовление кукол (чучело масленицы) дома с детьми.

-Изготовление стенгазеты.

Вторник

21.02.17

Поделка из бумаги:
«Солнышко лучистое»
пальчиковая игра
«Солнышко –ведрышко»

пальчиковая игра
«Солнышко –ведрышко»

 Разучивание масленичную  
игру- забаву «Карусель»,
игра «Кто быстрее на метле»

Худ. творч.
Познание
Коммуник.
Физ.культ.
Труд

Среда

22.02.17

Просматривание презентации «Масленица», рассматривание сюжетных картин по теме. Стихи, поговорки.

Заучивание заклички на блины.

Худ.творч.
Познание.
Коммуник.
Труд.

Четверг

27.02.17

мультфильм

Мультфильм

«Смешарики Масленица»

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Игровая  Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины»

Познание
Худож.творч.
Коммун.
Социализ.

Пятница

28.02.17

Лепка «Блины»;
Разучивание  поговорки о блинах.

Разговор «Что вы узнали о празднике Масленица?»

Муз.досуг «Прощай, масленица!»

Худож.творч.
Познание
Музыка
Безопасность
Физ.культ.
Коммуник.
Социализ.

Литература:

1. Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».

2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.

3. Батурина Г. И, Кузьмина Т. Ф, «Поиграем, малыш», Москва, 2011

4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова, Москва 2007 г.

5. «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г.
6. «Календарные и народные праздники в детском саду»,        Г.А. Лапшина, Волгоград 2001 г.

Приложение 1

Беседа «Что такое масленица»

Цель: познакомить детей с традициями русского народа. Дать представление о празднике «Масленица».

Ход беседы.

Вос-ль: Детки, сейчас я вам расскажу об одном очень весёлом празднике – Масленице. «Масленица» - это когда мы прощаемся с зимой и зовём к себе в гости весну. Зима уже заканчивается. Дни становятся длинными, небо голубым, а солнышко ярким. И в это время устраивают народный праздник – масленицу. Он длится целую неделю. В эти дни люди устраивают народные гуляния, водят, хороводы, поют песни, шутят, ходят друг к другу в гости, катаются на санках, играют в снежки. А главное угощение праздника вы сейчас мне сами скажите. Послушайте загадку:

 «Круглый и румяный

На масле со сметаной

Не наешься ты одним,

Слишком вкусным этот. (блин).

Правильно, ребятки, блин – это главное угощение праздника. А на что похож блин? Правильно, на солнышко.

Детки, мамы, бабушки пекут вам блины? На масленицу приятно печь блины, которые являются символом солнышка. Главная участница праздника –большая соломенная кукла, которую зовут «Масленица»! Её наряжали, усаживали на саночки и с песнями катали. Вечером чучело её сжигали, т. е. прощались с зимой и все просим прощения, говорили: «Прости меня, пожалуйста». Так заканчивалась масленица.

Ребятки, а сейчас мы с вами сделаем единое большое солнышко, из наших ладошек (из бумаги сделан желтый круг, дети делают отпечатки ладошек на бумаге при помощи краски.

Вот и получилось у нас красивое солнышко- символ весны.


Приложение 2

Конспект НОД по рисованию в младшей группе на тему:

«Солнышко – вёдрышко».

Задачи:

- обучающие: вызвать яркий эмоциональный отклик к объекту знакомства – солнышку через собственные ощущения, игры, художественное творчество и народный фольклор (потешки о солнышке и стихотворение «Солнечные зайчики»).

- развивающие: упражнять в звукоподражательных словах и фразовой речи; развивать навыки в рисовании кистью круглых форм и прямых линий; способствовать развитию мелкой моторики посредством пальчиковой психо-гимнастики «Солнышко-ведрышко».

Оборудование: зеркало, краска желтая и красная, листы с нарисованным окошечком (образец), кисти, очки, шляпа.

Предварительная работа: рассматривание книжек с изображениями солнца, знакомство и разучивание потешек и стихов о солнце, наблюдение за солнцем из окна и во время прогулки.

Ход занятия

Обращаю внимание детей на солнечные блики на стене.

Воспитатель: Ребятки, а не заметили ли вы гостей в нашей группе? Да это солнечные зайчики. А кто же посылает к нам солнечных зайчиков? (Солнышко). Да, солнышко любит с нами играть. А сколько бывает зайчиков? (Один, много).

Воспитатель: О солнечных зайчиках я даже знаю стихотворение «Солнечные зайчики».

Скачут побегайчики -

Солнечные зайчики.

Мы зовём их - не идут.

Были тут - и нет их тут.

Прыг, прыг по углам.

Были тут - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли!

Вы нигде их не нашли?

А какое время года сейчас? (Весна) .

Воспитатель: «Да, весной бывает особенно много солнечных зайчиков. Солнышко весной просыпается рано, умывается, улыбается и принимается за работу».

Упражнения в звукоподражетельных словах и фразовой речи детей:

Сначала солнышко всем помогает проснуться, оно ласково начинает пригревать и освещать все уголки мира. Вот оно заглянуло в лес и там проснулись медведи … с медвежатами) и поздоровались с солнышком: “Э-э-э” (походить как медведи); заглянуло в логово к волкам (волчатами) и волки протяжно поздоровались: ”У-у-у”; из под кустика выпрыгнула лягушка  с лягушатами) и заквакала: “Ква-ква-ква” (попрыгать). Потом солнышко заглянуло в деревню и там разбудило корову  с телятами) “Му-му-му” (сделать рога, лошадка услышала с жеребятами) и тоже радостно поприветствовала солнышко: “И-го-го”. Луч солнца заглянул и в конуру, где спала собака со щенятами, они радостно залаяли: “Гав-гав-гав”. А потом солнышко заглянуло в окошко в дом, а там спала кошка с котятами, они нежно поздоровались с солнышком: “Мяу-мяу”. А потом солнышко заглянуло в окошко к нам, послав к нам своих солнечных зайчиков поиграть с нами, мы их сразу же заметили. Давайте попробуем пригласить солнышко к нам в группу.

Солнышко ясное, нарядись!

Солнышко красное, покажись!

Платье алое надень,

Подари нам красный день!

Воспитатель: Давайте тоже поздороваемся с солнышком и со всем окружающим миром:

- Доброе утро, солнышко!

- Доброе утро всем, всем! (дети повторяют)

А давайте еще подарим солнышку теплые слова, чтобы ему было приятно и радостно. Говорят дети:

- Солнышко, ты красивое, хорошее, теплое, горячее, доброе, ласковое, нежное, милое, любимое, красное.

Воспитатель: Да, ребята, солнышко учит нас внимательно относиться к своему здоровью, быть умными и послушными. Давайте сделаем для солнышка приятное: нарисуем, какое оно красивое и доброе.

Физминутка – пальчиковая психогимнастика:

Солнышко – ведрышко! (руки в стороны)

Взойди поскорей, (руки вверх)

Освети, обогрей (руки перед собой)

Телят да ягнят, (на голове рожки)

Еще маленьких ребят. (показать пальчики) .

Воспитатель: Какого цвета можно нарисовать солнышко? Какого цвета у тебя, Вова, краска? У Вити? Какой формы солнышко? На что похоже солнышко? (колобок, блин, шарик.) Покажем в воздухе рукой, как можно нарисовать солнце. Показ процесса рисования с обговариванием действий.

Самостоятельное рисование.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые рисунки вы нарисовали. Солнышку они очень понравились.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Воспитатель: Так о чем мы сегодня говорили? Я думаю, что мы всегда будем дружить с солнышком и не будем его огорчать.


Приложение 3

Конспект НОД аппликация

 «Ходит в небе солнышко»
Задачи:
Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Учить создавать образ солнца в аппликации: приклеивать большой круг, приклеивать лучи.

Программное содержание: 

Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации. Закреплять усвоенные ранее знания о правильном наклеивании. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Материал и оборудование: кисточки, бумага, клей, салфетки.

Интеграция ОО: художественное творчество, развитие речи,  познавательное развитие.

Предварительная работа: Рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений детей о вариантах солнышка.

Материалы, инструменты, оборудование: Бумага голубого цвета для фона, круги желтого цвета, салфетки тканевые, клей, клеевые кисточки, клеенки, розетки для клея.

Рекомендуемые наглядные пособия: Плакат «Весна», демонстрационный материал «Солнышко»

Ход непосредственной образовательной деятельности. 

- Ребята скажите мне, какое сейчас наступило время года? (весна)

- Правильно весна, а что у нас происходит весной? (тает снег, ярко светит солнышко и т.д.)

- Угадайте мою загадку:

Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце)!

- Правильно, это солнышко.

Посмотрите у нас на картине тоже солнышко.

(Показываю детям иллюстрацию с изображением солнышка). 
-
Посмотрите на него. Какого оно цвета? (Желтого). 

А что напоминает по форме? (Круг, солнце круглое). 

А его лучики, какую фигуру напоминают? (Круг)

Но вот солнышко скрылось за тучей, цветы поникли, воробьи нахохлились, зайцы приуныли:

"Плачет серый воробей: « - Выйди, солнышко, скорей, 

Нам без солнышка обидно, в поле зернышка не видно",

Плачут зайцы на лужайке, сбились, бедные, с пути: 

"Нам до дому не дойти". 

Ребята, давайте прогоним тучу, тогда всем вновь станет весело.

Мы с вами наклеим желтый круг на лист бумаги и много лучей вокруг него - вот так (показываю). 

Но для того, что бы у вас получилось красивое и аккуратное солнышко нужно размять пальчики. 

Физкультминутка: 
Свети, свети, солнышко 

(поднимите руки с растопыренными веером пальцами, ладони поверните к себе),

На зеленое полюшко 

(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке), 

На белую пшеницу 

(тем же пальчиком по очереди загните остальные пальцы левой руки), 

На чистую водицу, 

На наш садочек, 

На аленький цветочек.

- Молодцы, а теперь пора спасать солнышко, садитесь на свои места. 
Звучит тихая весенняя музыка. В ходе работы провожу индивидуальную работу с каждым ребенком, при необходимости оказываю помощь, даю советы. 

По окончанию работы подвожу итоги:

- Чем мы сегодня с вами занимались?

- Как вы думаете, солнышко радо, что мы его спасли.

- Солнышко говорит вам спасибо, вы сегодня молодцы очень хорошо потрудились.

- Давайте мы развесим ваши солнышки по группе, чтобы у нас всегда было светло.


Приложение 4

Игра – забава карусель.

Возьмите длинную палку (можно взять гимнастическую палку или рейку из хозяйственного магазина). Привяжите к ее концу разноцветные атласные ленты одинаковой длины. Позовите детей и взрослых: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится.  Можно говорить слова в ритм движениям:

«Еле – еле – еле — еле

 Завертелись карусели.

 А потом, потом, потом

 Все бегом, бегом, бегом!

 (убыстряем темп)

 Побежали, побежали,

 Побежали, побежали!

 (Можно после этих слов поменять  направление движения)

 Тише, тише, не спешите,

 Карусель ос-та-но-ви-те.

 Раз-два, раз-два (пауза)

 Вот и кончилась игра».

C:\Users\Boss\Desktop\проектная группа\маслиица\фото\гуляния-в-Иванове29.jpg


Приложение 8

Пословицы и поговорки

Без блинов – не Масленица.

 

Без блина не масляна.

 

Блин не клин – брюха не расколет.

 

Блин не сноп – на вилы не наколешь.

 

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

 

Блины и поцелуй счета не любят.

 

Блины - солнцу родственники.

 

Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.

 

Была у двора Масленица, а в дом не зашла.

 

Выпили пиво об Масленице, а похмелье ломало после Радуницы.

 

В Прощенный день - как на Пасху все целуются!

 

Где блины - тут и мы!

 

Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело.

 

И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

 

Ищет где сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники

 

Как на масленой неделе в потолок блины летели.

 

Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная.

 

Масленица без блинов, как именины без пирогов.

 

Маслена не на век дается. Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица.

 

Масленица объедуха, деньги приберуха.

 

Масленица семь дней гуляет.

 

Масленица семикова племянница

 

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

 

Милости просим к нам об Масленице своим добром да с честным животом!

 

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков

 

На горах покататься, в блинах поваляться.

 

На Масленой повеселись, да блинком угостись.

 

Не все коту масленица, а будет и Великий Пост.

 

Не житье-бытье, а Масленица.

 

Не житье, а масленица!

 

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.

 

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица.

 

После Масленицы - Великий Пост, а за Страстною - Пасха.

 

Сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра. Сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепёлочка.

 

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна.

 

Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить!

 

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

 

Это Масленица идет, блины да мед несет.

C:\Users\Boss\Desktop\проектная группа\маслиица\фото\о.jpeg

Приложение 10

Загадки

Его любят все на свете,

 Любят взрослые и дети,

 Хоть с начинкою, хоть без,

 Каждый хочет его съесть,

 Круглый он хрустящий,

 От маслица блестящий.             (Блин)

***

 Все вокруг блины пекут,

 Кушать вдоволь нам дают,

 Чучело зимы сжигаем,

 А весну к нам зазываем.         (Масленица)

***

Всю неделю мы гуляем,

 Всех блинами угощаем!

 Зимний холод провожаем,

 Солнышко с весной встречаем!   (Масленица)

***

Форму круглую имеет,

Желтый цвет ему присущ,

В Масленицу руки греет,

Очень сладок он на вкус.    (Блин)

***

  Что за место вы скажите,

 Как назвать его, друзья?

 Будто в модном магазине,

 Можно все купить всегда,

 Есть прилавки и витрины,

 Продавцы у них стоят,

 Раз в году они выходят,

 Сувениры продавать.                  (Ярмарка)

***

На шесте стою

 Свысока гляжу

 Тело, руки голова

 Всё из соломы, у меня

 Обрядили, принесли

 С песнями меня сожгли.           (Чучело масленицы)

C:\Users\Boss\Desktop\проектная группа\маслиица\фото\Maslenitsa.jpg

Приложение 11

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: «Блины-блиночки»

Задачи:  

- учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя;

- включаться в игру, проявлять положительные эмоции в процессе игры;

- различать предметы круглой формы; учить узнавать желтый цвет, приемы работы с пластилином, сезонные изменения в природе.

Продолжать развивать умение отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, скатывать пластилин в шар, затем расплющивать его; вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Оборудование: блины, сюжетные картинки по теме «Масленица», пластилин желтого цвета, дощечка для лепки, стеки, салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель: Вот и пришел конец зиме. Снег хоть еще и лежит местами, да и на улице бывает морозно, но весна-красна уже близко. Солнышко стало пригревать сильнее. Заплакали сосульки. Все очень ждут прихода весны и стараются его приблизить, выпекая блины. Посмотрите на блин. На что он похож? (Ответы детей). Блин-это маленькое солнышко. Чем больше блинов мы напечем, тем быстрее весна придет.

 Звучит русская народная песня:

Как на масленой неделе

Мы блиночков захотели!

Ой блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

«Гости, будьте же здоровы,

Вот, блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

-А вы хотите, чтобы весна пришла быстрее? Тогда давайте и мы «напечем» блинчики. Для этого мы возьмем пластилин (какого цвета?) желтого. Какую форму имеет блинчик? Нарисуйте круг пальчиком в воздухе. Чтоб «испечь» блин, мы сначала скатаем пластилин в шар (показывает, дети повторяют), затем расплющим его, вот так (показывает). Получился у нас румяный блин. Похож он на маленькое солнышко? А вы хотите, чтобы весна поторопилась? Тогда беритесь за работу.

Дети выполняют продуктивную деятельность, лепят, педагог наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много блинчиков мы «напекли»! Вы так хорошо потрудились, наверное ваши ручки устали? Давайте дадим им отдохнуть и поиграем пальчиками?

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Положи блинок в ладошку

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.

Ребята, я вам предлагаю  угостить блинами наших кукол.

Кушай, Маша,

Ешь, Даша,

Блинчики румяные,

Вкусные, чуть пряные.

Пусть весна придет скорей,

Сразу станет веселей!

Дети играют с куклами, угощают их блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...

Кукольное представление, посвященное празнованию масленицы "Встреча масленицы"

Кукольное представление, посвященное празнованию масленицы "Встреча масленицы" для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...