Главные вкладки

    Почему радуга разноцветная
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Лучинская Наталья Анатольевна

    Конспект по экспериментальной деятельности, презентация, анимационная игра, электронная физкультминутка. Может быть использован в совместной деятельности с детьми, как семейный час. Старший дошкольный возраст. Для использования извлечь мелодию из архива и сохранить в одной папке с презентациями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon pochemu-raduga-raznotsvetnaya.pdf1.14 МБ
    Office presentation icon chto_my_zapomnili.ppt761 КБ
    Файл zaryadka.pptx2.14 МБ
    Файл raduga.rar1.2 МБ
    Файл pochemu_raduga_raznotsvetnaya.docx21.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД  по теме «Почему радуга разноцветная»

    (старшая группа).

                                                                              Лучинская Наталья Анатольевна.

    Задачи:

    • Ознакомить дошкольников с изображением радуги экспериментальным путём.
    • Расширить представления детей о причинах возникновения радуги, о чередовании цветов в ней.
    • Развивать у детей положительные эмоции путем использования мультимедийной презентации и игровой зарядки со сказочными персонажами.
    • Развивать внимательность, навыки свободного общения друг с другом и со взрослыми.
    • Воспитывать умение слушать ответы других, умение работать вместе.

    Словарь: радуга, спектр, волшебная, великолепная, разноцветная, красочная, радостная.

    Предварительная работа: беседа о правилах поведения во время грозы и молнии в лесу, на природе, рассматривание картинок.

    Методические приемы: сюрпризный момент в гости приходит гном Весельчак (загадка о радуге), беседа, речевая игра, мультимедийная презентация, игры - экспериментирование, физкультминутка «Весёлая зарядка», игра «Что мы запомнили», гимнастика для глаз, подведение итогов.

                           Ход НОД

    Сюрпризный момент.

    - Ребята, к нам в лабораторию пришел гость. Давайте послушаем, что он нам скажет.

    - Здравствуйте ребята. Я – гном Весельчак. Я живу в волшебном лесу. Там у нас всегда хорошая погода и почти никогда не бывает дождя. А мне и моим друзьям очень нравится одно чудо природы, которое бывает у нас очень редко. А мы его так любим. А что это, угадайте, послушав загадку:

    Цветное коромысло

    Над рекою повисло.

    - Молодцы ребята.

    - А когда появляется на небе радуга? Правильно, когда идёт дождь и светит солнце. А как вы можете описать радугу?  Весельчак, начнем с тебя.

    - Волшебная…

    -А теперь ваша очередь. Молодцы, сколько слов вспомнили и как точно описали радугу.

    - Ребята, я очень бы хотел узнать, как возникает радуга и научится самому ее получать, чтобы порадовать своих друзей. Вы мне поможете?

    - Поможем? Тогда пройдите к столу, попробуем вместе разобраться, как возникает радуга. А ты  Весельчак слушай и запоминай.

    Эксперимент 1 «Откуда берутся цвета?»

    МАТЕРИАЛЫ: фонарик, ванночка с водой, зеркало, белая бумага

    Источником цвета является свет. Погрузите в ванночку с водой зеркало, направьте свет фонарика на зеркало под водой. В этом случае вода преломит свет, как призма Ньютона (с ее помощью он открыл спектр). Поймайте на бумагу свет от зеркала и обнаружите РАДУГУ! В научном мире радуга называется СПЕКТР. Пройдите, пожалуйста, на места, и я расскажу вам и гному Весельчаку немного о радуге.

    - Бывает так: дождь только что кончился или ещё шумит, а тучи уже начинают расступаться, между ними проглядывает голубое небо и показывается солнце. В этот момент на небе возникает прекрасная картина: многоцветная радуга широкой лентой охватывает небесный свод. Иногда появляются сразу две радуги. А на что похожа радуга? Действительно, она похожа на дугу, на разноцветный мостик. - Ребята, давайте подумаем, где еще можно встретить радугу. Слайд.

     А вы знаете, сколько цветов у радуги? Правильно, семь. Молодцы, а может, помните, как они располагаются? Цвета радуги всегда идут в одном и том же порядке, один за другим. И чтобы легче было запомнить эту последовательность, люди придумали фразу – запоминалку (Слайд) Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Радуга появляется только если одновременно идёт дождь и светит солнце. Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так возникает радуга. А теперь, ребята, давайте превратимся в волшебников и сделаем свою радугу. А ты, Весельчак, смотри и учись!

    Эксперимент 2 «Сделаем радугу»

    МАТЕРИАЛЫ: лимонная кислота, краски, сода, стаканчики, вода, большая тарелка (поднос).

    Разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и краски теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка. На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.  Использовать  3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции? Попросить детей  капнуть несколько капель цветной "воды" на соду. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком.

    -Когда мы смотрим на радугу, кажется, будто она передвигается вместе с нами. Это происходит потому, что свет, который ее формирует, проделывает это с определенного расстояния и угла для наблюдателя. И это расстояние всегда останется между нами и радугой.Поэтому нельзя дойти, добежать до радуги.

    - Весельчак, правда замечательные радуги получились у ребят?

    Эксперимент 3 « Фейерверк»

    Материалы: Тарелка с молоком,  краски,  жидкое мыло, ватная палочка.

    Попросите детей насыпать немного  красителя в молоко. От красителя на молоке  появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Берем ватную палочку и обмакиваем ее в жидкое мыло. Попросите ребёнка опустить палочку в центр тарелки с молоком. Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.

    Почему: мыло разрывает жировые молекулы в молоке и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются.

    - А теперь, не ленись, на зарядку становись!

    Физкультминутка (под музыку и презентацию).

    А теперь, ребята, сядем на стульчики и подготовимся к следующему заданию. С ним нам помогут справиться глазки, поэтому, давайте сделаем для них гимнастику.

    Гимнастика для глаз:

    Раз - налево, два - направо,

    Три - наверх, четыре - вниз

    А теперь по кругу смотрим,

    Чтобы лучше видеть мир.

    Взгляд направим ближе, дальше,

     Поморгаем, отдохнем,

    Глазки закрываем,

    Медленно вдыхаем.

    - Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру « Что мы запомнили». Внимательно слушайте вопрос и выбирайте правильный ответ. А гном Весельчак послушает и расскажет своим друзьям в волшебном лесу. Молодцы, хорошо справились с заданием. Как много вы запомнили про радугу.

    -Друзья,  я предлагаю вам ещё один эксперимент, но он будет художественный.

    Эксперимент 4 «Радуга своими руками».

     - Предлагаю с помощью поролона нарисовать радугу. На влажный поролон наносим последовательно краски с помощью кисти (красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю, фиолетовую краски.)

    Самостоятельная деятельность детей.

    -Я предлагаю дорисовать рисунок, выбрав самостоятельно сюжет. (Дети дорисовывают свои рисунки.)

    - Молодцы ребята, замечательно мы с вами сегодня потрудились. Очень красивые у вас получились рисунки, ещё один день у нас получился теплым и ясным. Мы с вами научились изображать радугу экспериментальным путем, познакомились с причиной возникновения радуги, весело позанимались под веселую зарядку вместе с гномом Весельчаком.

    - Друзья, а вы знаете, что существует легенда, что гномы прячут сокровища на конце радуги. Посмотрите, у меня есть сундучок. А в нем самый чудесный клад – сладости. За то, что вы научили меня получать радугу, я дарю их вам.

    -Спасибо, Весельчак, приходи к нам ещё в гости.Сегодня вы много узнали о радуге, о ее появлении и маленький кусочек ее унесите в группу, чтобы не забывать об этом красивом природном явлении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект - презентация "Разноцветная радуга"

    проект - презентация "Разноцветная радуга"...

    Развлечение во второй младшей группе «Разноцветная радуга-дуга»

    Интерестное развлечение для дошкольников младшего возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4616226","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"55","width":"100"}}]]...

    исследовательская работа воспитанницы МБДОУ д/с комбинированного вида №1 Залата Виолетты проект "Почему радуга разноцветная"

    Этот вопрос дети задают довольно часто.Откуда слово произошло, установить трудно, самое достоверное предположение – связь с рад, которое имело в древнерусском языке значение весёлый. В русских народны...

    Проект \'\'Почему радуга цветная?\'\'

    Проект "Почему радуга цветная?"...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. «Почему радуга разноцветная?»

    План - конспект познавательно - исследовательской деятельности "Почему радуга разноцветная?" с детьми старшего дошкольного возраста по методике О. В. Дыбиной....

    «Почему радуга разноцветная?»

    Конспект занятия в старшей группе с использованием интерактивной доски «Почему радуга разноцветная?»...

    Конспект ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе по теме «Почему радуга разноцветная?» в технике рисования «Объёмными красками»

    Задача воспитателя научить детей рисовать радугу нетрадиционной техникой (рисование пеной для бритья), уметь  смешивать пену с клеем и краской....