Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по пустыне "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Павлова Ирина Ивановна

1. Познакомить детей с природной зоной «пустыня»;

2. Закрепить знания о   некоторых  представителях пустынных растений и животных, приспособленностью их к обитанию в таких условиях;

3. Вызвать интерес к лепке цветущих кактусов разных видов с натуры;

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_pustyne.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе

Тема: «Путешествие по пустыне»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с природной зоной «пустыня»;

2. Закрепить знания о   некоторых  представителях пустынных растений и животных, приспособленностью их к обитанию в таких условиях;

3. Вызвать интерес к лепке цветущих кактусов разных видов с натуры;

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы, инструменты, оборудование:

Проектор;

Презентация;

Билеты на поезд с улыбками;

Картинки с улыбками;

Шапочка машиниста;

Фонограмма песни В.Шаинского «Голубой вагон»;

Шум песчаной бури;

Живые кактусы;

Пластилин зеленого и розового цвета

Зеркальца

Стаканчики  с песком ,трубочки

Мелодия о пустыне

Ящик с песком. карандаш

Ткань песочного и коричневого цвета

Макет пустыни с финиковой пальмой.

Методы и приёмы:

Наглядные (рассматривание карты мира, просмотр слайдов).

Словесные (беседа о пустыне, о предстоящем путешествии, отгадывание загадок, чтение стихотворения, беседа по слайдам, рассматривание, обсуждение,  пояснение).

Практические (игровая ситуация, опытно - экспериментальная  деятельность, физкультминутка, лепка кактуса).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:

Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие! Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы отправимся с вами в пустыню, а вы знаете, что такое пустыня?

Чтение стихотворения.

Веселые стихи про пустыню Сахару

Пустыня Сахара дымится от жара.
Как печь, раскалилась пустыня Сахара,
И можно на этой горячей печи
И жарить оладьи, и печь куличи.
Но нужно запомнить, чтоб всем было ясно:
На солнце в жару находиться опасно,
И если у вас нет запаса воды,
То вам, без воды – только шаг до беды:
Вы видите воду… большие деревья…
Вы в воду стремитесь… Скорее!.. Скорее!!..
Вы быстро плывете… вы входите в раж…
Но это – всего лишь, обычный мираж.
Ребята! Берите скорее лопаты!
Копайте глубокий колодец, ребята!
И знайте, что даже в пустыне, всегда
Есть глубоко под землею вода.
И, если вы воду найдете в пустыне,
В ней вырастут пальмы, арбузы и дыни,
Ведь там, где вода – появляется сразу
Зеленый оазис, прекрасный оазис.
И ваши увидев счастливые лица,
В ветвях зачирикают яркие птицы,
В воде будут плавать веселые рыбы,
А люди за это вам скажут: «спасибо»!

Дети: (ответы)

Воспитатель: правильно. Пустыня — это большое жёлтое пространство на земле. (Предлагаю детям рассмотреть карту мира – пустыню).

Воспитатель: Молодцы, правильно. В пустыне повсюду лежит песок, он везде: слева, справа, внизу. В пустыне очень жарко. Там редко идут дожди. А если и идут, вода быстро просачивается сквозь песок. Ребята, а как вы думаете, можно ли прожить без воды? (человеку, животным, растениям).  

Воспитатель: Вот поэтому в пустыне очень мало животных и растений. Там пусто. Но всё-таки растения и животные встречаются в пустыне. Они приспособились к такой жизни. А какие животные и растения встречаются в пустыне, мы узнаем, когда отправимся в путешествие.

Воспитатель: Ребята, а на чём мы поедем в пустыню?

Дети: На самолёте, на машине, на поезде, на автобусе.

Воспитатель: Правильно, на всех этих видах транспорта можно попасть в пустыню. А мы с вами поедем на поезде. Можно увидать много интересного и познавательного.

Но для этого нужно приобрести билеты на поезд. Я вам раздам билеты с улыбками, у каждого своя улыбка. Так вы найдёте свои места (раздаю билеты, надеваю шапочку машиниста поезда). Ребята, занимайте места со своей улыбкой.

Все готовы? Отправляемся в путь!

(звучит фонограмма песни В.Шаинского «Голубой вагон»)

Смотрите по сторонам, как бы нам не проглядеть, смотрите внимательно!

Посмотрите, что-то уже совсем близко и всё желтое, наверное мы уже подъезжаем!

На экране изображение пустыни. Слайд 1

Воспитатель: Вот мы и приехали! (сидим на стульчиках, развернувшись к проекту). Загадываю загадку о пустыне.

       

       Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан.

Тут без дождика тоска,

Всюду горы из песка. (Пустыня)

Воспитатель:  Чувствуете песок, он везде! Ребята, посмотрите вот и первые обитатели пустыни.  Загадываю загадку про верблюда.

 

Жизнь в песках полна борьбы,

Мужества, отваги.

Этот зверь несет горбы,

В них - запасы влаги.

Он вчера зашел в аул,

Съел на завтрак саксаул. (Верблюд)

На экране изображение каравана верблюдов. Слайд 2.  

Дети: Верблюды!

Воспитатель: Да, это верблюды, чтобы они не потерялись в пустыни, они передвигаются дружным рядом.

Воспитатель: Кто знает, как называется дружный ряд из верблюдов?

Дети: Караван.

Воспитатель: Правильно, караван.

На экране изображение одного верблюда. Слайд 3

Воспитатель: Ребятки, а вы не знаете, что это такое, необычное на спине у верблюда?

Дети: (ответы)

Воспитатель: На спине у каждого верблюда есть жировые отложения — горбы, благодаря которым он может прожить без пищи и воды много дней. Питаются верблюды сухими кустарниками и верблюжьими колючками.

Опыт:  легко ли верблюду шагать по пустыне.

Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?»: 

  • Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит?
  • А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Полочка проваливается в песок? Почему нет? Какой можно сделать вывод?

Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Интересно, а как верблюдам удается так долго обходиться без воды? А в этом на поможет еще один опыт.

Опыт «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды»:

  • Предложить детям подышать на зеркальце. (Зеркальце затуманилось).
  • Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.

На экране изображение верблюжьей колючки. Слайд 4

Воспитатель: Посмотрите! Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему она так называется?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Оно колючее и его действительно едят верблюды. У кактуса толстый стебель, есть листочки, которые изменились и превратились в колючку.

Физкультминутка:

По пустыне мы гуляли.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели.

И нас всех лучи согрели.

Загадывание загадки про кактус.

Как живые бочки.

Из пустыни мы попали

К вам домой в горшочки.

Воду копим мы внутри.

Все в иголках, посмотри. (Кактусы)

 

На экране изображение кактуса. Слайд 5

Беседа о кактусах

Воспитатель: Ой, а кто это такой?

Тельце мышки,

Малый рост,

Ушки зайчика,

Львиный хвост.

( Тушканчик)

На экране изображение тушканчика. Слайд 6

Воспитатель: И правда, тельце как у мышки, а ушки как у зайца, а хвост как у льва.

Маленький юркий зверёк, живущий в песчаных равнинах, с длинным хвостом и длинными лапками. Передвигается тушканчик прыжками, отталкиваясь от земли задними лапками. Это ночные животные. Днем они в норке, вырытой в песке, а вечером выходит на поверхность, чтобы пополнить свои продовольственные запасы. Тушканчик питается семенами и насекомыми, которых они добывают, разрывая песок длинными и тонкими ногтями своих передних лапок.

Звучит шум ветра в пустыне.

Воспитатель: Это же песчаная буря. Мы с вами вместе закружились. Песок попадает в глаза, в нос, в рот. Давайте присядем и укроем себя своими руками, закроем глаза, рот.

Воспитатель: Вроде стихла, можно выпрямиться, встать и ничего не бояться. Давайте отряхнём с нашей одежды песок, с наших ручек и легко попрыгаем, а теперь сядем на стульчики и отряхнём песок с наших ножек.

Опыт «Возникновение бури»: 

  • Разделитесь на пары: мальчик – девочка. (Подходят к столам). Сначала один будет дуть в трубочку, а второй наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.
  • Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: Сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам).

Опыт «Что происходит с водой в пустыне»:

  • Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком.
  • Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Как бы опять не началась буря, давайте мы скорее отправимся в детский сад.

(звучит фонограмма песни В.Шаинского «Голубой вагон»)

Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад.

Смотрите, а здесь макет (заранее приготовленный и спрятанный за ширмой, подходим к макету) Скажите, а вам он напоминает что-нибудь?

Дети: Нашу поездку, пустыню.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, здесь животные, которых мы видели вовремя путешествия, ещё, что здесь есть?

Дети: Пальма.

Воспитатель: Правильно, финиковая пальма — вечнозелёное растение. Она растёт там, где есть вода, где живут люди. На ней растут финики, которые едят люди. Они очень вкусные.

А чего же здесь не хватает?

Дети: Растений.

Воспитатель: Правильно, не хватает растений. Давайте вместе с вами мы постараемся исправить эту ошибку. Проходите к столам и садитесь на стульчики. Сейчас мы с вами будем лепить кактусы, а будем лепить кактусы из пластилина зелёного цвета.

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе давайте вспомним, что есть у кактуса. Посмотрите, у меня на столе стоят кактусы, посмотрите на них внимательно.

Есть корень, его не видно.

Это стебель, он толстый.

Иголочки — это листочки, которые изменились.

И цветки.

Делим пластилин на столько частей, сколько у нас будет стеблей, делаем круг, а потом цилиндр. Способом прищипывания делаем рёбрышки.

— Задумываем кактус и лепим его по памяти с натуры

— лепим красивый цветок и прикрепляем к кактусу

— «утыкивает» кактус комочками из зубочисток или трубочек для коктейля, разрезанных на кусочки.

(ставим кактусы на макет)

Воспитатель: Здорово! Ребята, посмотрите, что же находится на пальме?

Дети: Финики

Воспитатель:  за ваш труд я хочу угостить вас финиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

конспект занятия в старшей группе "Животные пустыни"

конспект занятия в старшей группе "Животные пустыни"...

конспект занятия по исследовательской деятельности "Тайна пустыни" старшая группа

Конспект занятия   для с старшей группы с элементами исследования, свойствами песка. Путешествие по пустыне, знакомство с жителями пустыни....