Конспект зянятия "Белый медведь- живой символ Арктики"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) по теме

Горбатова Светлана Владимировна

Конспект занятия о белом медведе и викторина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyy_medved.docx22.66 КБ
Office presentation icon belyy_medved-zhivoy_simvol_arktiki.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:

«Белый медведь - живой символ Арктики»

Цель занятия:

Расширить представления детей о жизни полярного медведя, о его приспособленности к жизни на Крайнем Севере; познакомить с внешним видом, повадками, отличительными особенностями белого медведя.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к животным холодных стран.

2. Учить детей испoльзовaть свои познания и представления об особенностях внешнего вида белого медведя.

Слайд 1.

Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете отгадать о каком животном пойдет сегодня речь.

Люблю я плавать и плескаться

Где холодная вода.

В снежных кучах кувыркаться,

Где зима всегда-всегда.

Белый мех и жира слой

Выручат в беде любой.

Дети: Белый медведь.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы познакомимся с белым медведем.

Слайд 2

Воспитатель: Типичный обитатель Арктики – медведь белый только изредка  заглядывает в материковую тундру.

 

Слайд 3

Воспитатель: Давайте рассмотрим медведя, который изображен на нашей картинке. 

По своим размерам белый медведь превосходит не только представителей своего семейства, но и весь отряд хищников. Самцы представители  этого класса могут достигать 3 м длины и до одной тонны веса. Однако, ни большой вес, ни крупные размеры, которые создают впечатление его неуклюжести, неповоротливости  не мешают белому медведю  быстро и ловко перемещаться на суше, легко  плавать, подолгу находиться в воде и даже нырять.

Окрас «шубы» у медведей белый после летней линьки.

Желтовато - золотистый оттенок зимой и весной.

Мех густой, длинный, тёплый и прочный с не намокающей подпушью.

Подошвы лап волосатые. Благодаря этому он уверенно  ступает по льду.

Благодаря наличию густой, плотной шерсти, которой покрыто не только его тело, но и подошвы ног, медведь легко переносит суровый климат Арктики.

Слайд 4

Воспитатель: У белого медведя хорошие зрение и слух, но особенно обоняние. Запах добычи по ветру он улавливает за несколько  километров. А запах падали за 10-15 км.

Слух - хороший.

Зрение - слабое. Хотя тёмную точку – тюленя на белоснежном фоне – может увидеть, за 2-3 км. Интересно, что зверь лучше видит на льду, снегу или на воде и хуже - на земле, лишенной снега.

На суше к медведю довольно легко подойти с подветренной стороны, во льдах же это сделать далеко не так просто. Зверь очень любопытен и обследует каждый попавшийся ему подозрительный предмет. Для осмотра окрестностей он часто взбирается на торосы.

Продолжительность жизни 25-30 лет.

Слайд 5

Воспитатель:  У медведей есть слой подкожного сала, который защищает их в течение всего года от потерь тепла и служит резервом питательных веществ, на случай голодовки. Также жир для медведя является средством обтекаемости тела, плавучести.

Белый медведь имеет большой слой подкожного жира.

Сало составляет 35-40% общей массы тела.

Слой жира местами достигает 10 см.

Слайд 6

Воспитатель: Белые медведи прекрасно плавают и могут плыть очень долго: морякам случалось встречать их за сотню километров от ближайшей суши или льдов. Хорошо они и ныряют (с открытыми глазами, но со сжатыми ноздрями и ушными отверстиями) и могут быть под водой до 2 минут. Зверь легко выбирается из воды на скользкие льдины и так же легко роет снег, землю и даже лед своими длинными мощными когтями.

Слайд 7

Воспитатель: Белый медведь необычайно силен: без труда разбивает ударом лапы череп 200-килограммовому тюленю-лахтаку и способен утащить полтуши моржа. Место обитания  тюленей находит за десятки и сотни километров без каких-либо ориентиров.

Поражает ловкость, с которой он ходит по торосистым льдам, где человек едва пробирается среди торчащих во все стороны острых льдин, углубления между которыми засыпаны предательским снегом.

Собранный, мощный и стремительный хищник легко взбирается на многометровые глыбы льда, иногда и на айсберги; вообще, он чувствует здесь себя "как дома". Иногда медведь прыгает в воду с тороса, метров с шести. Движения его во льдах совершенно бесшумны.

Слайд 8

Воспитатель: Медведи обычно живут поодиночке и настоящих социальных группировок не образуют, хотя во время вынужденных скоплений между животными могут устанавливаться иерархические отношения. Они достаточно миролюбивы по отношению друг к другу.

Но взрослые самцы могут быть опасны для медвежат.

Поэтому для родов самки собираются в определённых местах, так называемых родильных домах, где выкапывают в снегу берлоги.

Слайд 9

Воспитатель: Белые медведицы в ноябре строят берлоги. На зиму залегают в спячку на 50-80 дней.

Внутри берлоги за счет тепла тела медведицы температура воздуха может подниматься до 21º , хотя снаружи леденящий холод . Медведица тщательно поддерживает чистоту в берлоге.

Медведица пьёт, но не ест. Она существует за счет жира, нагулянного осенью.

Выделяемые испражнения медведица покрывает снегом.

Слайд  10

Воспитатель: С января по декабрь медведица рожает 1-2 детёнышей. Медвежата рождаются слепыми и с закрытыми слуховыми проходами, пигментация кожи отсутствует. Кожа у взрослых медведей черного цвета.  

Мать кормит медвежат молоком.

Масса новорождённых - 700-800 грамм. Рост  около 25 см.

Рождаются они слепые, в возрасте 5 недель медвежата открывают глаза.

Шерсть у них короткая и редкая.

В 7 недель они начинают ходить.

После семья начинает пешие прогулки в непосредственной близости от жилища. Медведица знакомит медвежат с новой для них ОС, учит навыкам охоты и проявляет удивительное терпение к резвым играм и любопытству медвежат. Заботы медведицы о медвежатах не прекращаются до тех пор, пока они не станут самостоятельными.

Слайд 11

Воспитатель: В марте лучи света стимулируют голодную медведицу выйти на воздух.

В сопровождении медвежат она направляется к морю и долгожданному мясу  тюленя.

Слайд 12

В природных условиях полярные медведи, в силу своих размеров и хищнического инстинкта, практически не имеют врагов. Гибель белых медведей чаще всего бывает вызвана случайными ранениями в результате внутривидовых стычек или при охоте на слишком крупных моржей. Также определенную опасность для взрослых и молодых особей представляют кит-косатка и полярная акула. Наиболее часто медведи гибнут от голода.

Слайд 13

Воспитатель: Человек - самый страшный враг белого медведя.

Чукчи, эскимосы, ненцы и другие народности Севера охотились на белого медведя испокон веков, но охота на него была разумной.

Особенно губительным стал промысел со второй половины прошлого века. Моряки – зверобои убивали за сезон до полутора сотен белых медведей.

Также злейшим врагом является Загрязнение окружающей среды.

Слайд 14

Воспитатель: По оценке группы специалистов по белому медведю Международного союза охраны природы, в настоящий момент в Арктическом регионе обитает примерно 20-25 тыс. этих животных и их численность продолжает снижаться. Популяция находится в критическом состоянии.

Сокращение ледового покрова Арктики для белого медведя означает потерю значительной части его наиболее продуктивных местообитаний. Сезонное исчезновение льдов в арктических морях заставляет белых медведей высаживаться на сушу и пережидать период открытого моря на берегу, не имея возможности охотиться и нормально кормиться. Это увеличивает стресс для многих популяций и делает белого медведя значительно более уязвимым к негативному воздействию со стороны человека. Из-за особенностей динамики дрейфующих льдов и более выраженного таяния ледового покрова в российском секторе Арктики белые медведи здесь более подвержены стрессу, рискам и угрозе катастрофического сокращения численности.

 Однако не только глобальное потепление и сокращение ледового покрова убивают белого медведя. Из других факторов риска следует назвать загрязнение Арктики (особенно региона Баренцева моря) и браконьерство.

Белый медведь занесен в Международную Красную книгу и в Красную книгу Российской Федерации. Охота на него в России полностью запрещена. Всего трех десятилетий интенсивной трофейной охоты на белых медведей в первой половине ХХ века оказалось достаточно, чтобы поставить этот вид на грань исчезновения. Только подписание в 1973 году пятистороннего международного соглашения по белому медведю помогло спасти этот вид от исчезновения. В советский период этот запрет эффективно выполнялся: случаи браконьерства были единичными и не наносили большого вреда популяциям. Ситуация коренным образом изменилась в начале 1990-х: в некоторых районах российской Арктики браконьерство приняло широкий размах.

В этих условиях особенно важно усиление мер охраны белого медведя, мониторинг состояния популяций, изучение перемещений белых медведей и реакции вида на изменения климата.

Воспитатель: Вот вы и узнали о белом медведе. А теперь я Вам предлагаю поучаствовать в  викторине, чтобы проверить, что вы запомнили.

ВИКТОРИНА

1.  Как называется жилище медведя, в котором он спит зимой?

а) берлога   б) пещера в) яма г) нора

2. Какой медведь является самым крупным в отряде хищников?

а) гризли б) большая панда в) белый медведь    г) бурый медведь

3. Что страшнее для белого медведя — холод или голод? Голод

4. Основная пища белого медведя

А. Рыба  Б. Тюлени В. Мед, ягоды

5. Сколько весит медвежонок при рождении? А. 700-800 г Б. 1000 г. В. 1600 г

6. Что помогает белому медведю хорошо плавать?

а) Обтекаемая форма тела  б) Белая окраска  в) Перепонки между пальцам

8. Почему медведь белого цвета?

А. Альбинос   Б. Белый цвет помогает охотиться   В. Белый цвет помогает прятаться от врагов

9. Сколько медвежат рождается у белой медведицы?  а) 1-3 б) 5 в) 7

10. Зачем белые медведи прячут нос и глаза, закрывая их лапой?

11. Чем питается медведица в берлоге?

а)  рыбой  б) жиром, нагулянным  осенью в) медом

12. Насколько долго белые медведи могут находиться под водой?

а) 15 мин б) 5 минут  в) 2 минуты

13. На расстоянии  20 метров медведь может увидеть свою добычу?

14. Кто является врагом белого медведя?

а) морж   б) полярная акула   в) человек

15. Самой глобальной проблемой для белого медведя считается:

а) сокращение ледового покрова Арктики

б) нехватка пищевого ресурса

в) браконьерство


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Белый медведь - самый крупный из наземных хищников

Слайд 3

Окрас «шубы» у медведей белый после летней линьки. Желтовато- золотистый оттенок зимой и весной. Мех густой, длинный , тёплый и прочный с ненамокающей подпушью. Подошвы лап волосатые. Благодаря этому он уверенно ступает по льд у.

Слайд 4

Обоняние - феноменальное Слух - хороший. Зрение – слабое Продолжительность жизни 25 -30 лет

Слайд 5

Жир для медведя - запас питательных веществ, прекрасная теплоизоляция, средство повышения обтекаемости тела, плавучести.

Слайд 6

может проплыть десятки километров в ледяной воде. под водой медведь может пробыть две минуты. выносливый ходок, он за сутки способен пройти сотню километров

Слайд 7

Белый медведь чрезвычайно силен

Слайд 8

Белые медведи предпочитают одиночество. Лишь самки ходят со своим потомством

Слайд 9

Белые медведицы в ноябре строят берлоги . Внутри берлоги за счет тепла тела медведицы температура воздуха может подниматься до 21º , хотя снаружи леденящий холод .

Слайд 10

Новорождённые детёныши весят до 1 кг. Рост около 25 см.

Слайд 13

Человек - самый страшный враг белого медведя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа и живой мир Арктики и Антарктики

В любом месте, на земном шаре, есть ЖИЗНЬ!...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Исследователи Арктики".

Конспект сюжетно-ролевой игры  для детей срежней группы "Исследователи Арктики"....

КОНСПЕКТ НОД «НЕ ЖИВИ ЧУЖИМ ДОБРОМ, А ЖИВИ СВОИМ ТРУДОМ!»

Цель: - активизировать познавательную деятельность детей; - систематизировать знания, приобретённые на предыдущих видах деятельности; - продолжать формировать представления межличностны...

Конспект ООД по ФКЦМ «Животные Арктики и Антарктики»

Цель: Дать детям представления о животных Арктики и Антарктики.Формировать элементарные представления о животном мире этих материков.  Расширять кругозор детей. Уточнять и  расширять  с...

конспект занятия по ФЦКМ "Животные Арктики и Антарктиды"

Ознакомление с животными полярных районов...