Система работы с дошкольниками по опытно-экспериментальной деятельности.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Здесь представлена система работы с дошкольниками по опытно-исследовательской деятельности, которая была показана на заключительном этапе районного  конкурса "Воспитатель года - 2017". В основу системы положена эмблема детства, которая стала ступенями большой, последовательной, кропотливой работы по развитию познавательного интереса через экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_v_detstvo_dver_tihonko_priotkroyu.docx51.69 КБ
Файл emblema_detstva.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Ягодка»

г. Зарайск Московская область

Система работы с дошкольниками

по опытно-экспериментальной деятельности.

Подготовила:

 старший воспитатель

Кочетова Л.В.

г. Зарайск

2017г.

             Я в детство дверь тихонько приоткрою

Который раз… Но мысленно… Тайком …

Там пахнет ветром, радугой – дугою…

Хочу на детство я взглянуть одним глазком.

Я хочу рассказать вам, уважаемые коллеги, о той работе, которую считаю очень важной для жизни ребенка – дошкольника:

«Развитие познавательного интереса

через экспериментирование»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, так как оно пронизывает все сферы детской деятельности: и прием пищи, и игру, и прогулку, и образовательные моменты.

Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление самостоятельно делать всевозможные открытия – все это способствует тому, чтобы  дошкольник сам по себе был исследователем.  

Наблюдая за детьми, я сделала для себя открытие: чтобы дети доверяли тебе, необходимо стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира.

Очень много интересного нам с ребятами удалось узнать:

- есть ли воздух в воде?

- можно ли воздухом рисовать?

- как сделать вулкан?

- как получить электричество?

- как летает бумажный самолет?

А вы никогда не интересовались, чем ребенок измеряет небо? Один мальчик по секрету сказал мне, что небо состоит из 11 облаков и еще 2-х маленьких облачков.

А знаете ли вы,  как дети изображают радость?

Радость – это розовая даль, море цветов и улыбки друзей.

И это все - наши дети!!!

(Слайд: 1-я составляющая эмблемы – дети)

  1. В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владеть знаниями, но уметь добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все это воплотить в работу с детьми мне помогли современные педагогические технологии:

  1. С помощью информационно – коммуникативных технологий я повышала эффективность образовательного процесса.
  2. Игровые технологии помогают раскрыть многие сложные темы.
  3. Проектная деятельность в воспитательно – образовательном процессе детского сада носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети, педагоги, родители.
  4. В течение всей работы была реализована здоровьесберегающая технология, что способствовало формированию положительного социально – психологического климата в детском коллективе.
  5. Личностно – ориентированная технология является основой и объединяет все мною  названные технологии и способствует формированию всех интегративных качеств дошкольника. С ее помощью организация воспитательного процесса проходит на основе глубокого уважения к личности ребенка, отношения к нему как к сознательному полноправному участнику.

Из всего сказанного можно сделать вывод: наше образование доступно как открытая книга. Оно содержит все необходимые ступени для воспитания и развития человека.

(Слайд: 2-ая составляющая эмблемы - Книга)

  1. «Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами»

Корней Чуковский

С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем, важно подготовить его к исследовательской деятельности, обучить умениям и навыкам.

И мы с ребятами начинали с самого простого:

- определяли материал, из которого сделаны предметы (металл, бумага, ткань)

- как предметы проявляют себя в определенных условиях (в воде, в воздухе, на солнце).

- наблюдали за растениями, узнавали о их потребностях (свет, тепло, влага).

- опытным путем пришли к выводу о ценности воды, о ее необходимости для жизни растений и животных.

Постепенно росток знаний поднимался выше, активизировались умственные операции, развивалась сообразительность, инициатива, появилась самостоятельность

Сейчас мои воспитанники решают более сложные вопросы:

- исследуют особенности и свойства воздуха, грунта;

- их интересует, как образуется ветер, тень, свет;

- дети имеют представления о физических свойствах окружающего мира;

- ищут  причинно – следственные связи, совершают элементарные поисковые действия. Это значит:  видят проблему, задают вопросы, формируют гипотезу, классифицируют, наблюдают и т.д.

Да, а еще умеют защищать свои идеи. И, главное… радуются собственным открытиям.

Наши воспитанники – это будущие талантливые исследователи, выдающиеся инженеры, гениальные художники. Эти таланты раскроются в них тогда, когда в воспитателе они встретят ту «живую воду», без которой этот хрупкий, трепетный Росток засохнет.  

( Слайд: 3-я составляющая - Росток)

  1. Вначале экспериментирования всегда ставится проблемная задача. Она должна быть понятна, следовательно, она должна вызывать интерес эмоциональные переживания и содержать новизну.

Однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.

И тут снова рядом с ним знающий, терпеливый педагог, который помнит себя ребенком и может принять детство как особенный мир.

Совершенно ясно, что здесь педагог обладает высоким нравственным обликом, он проявляет подлинную любовь, сердечность, душевность, отзывчивость, тем самым направляя все детские знания об окружающем мире на пользу прежде всего самому ребенку, людям вообще, человечеству в целом!

И я учу детей:

- быть любознательными, чтобы не пропустить все интересное.

- быть трудолюбивыми, чтобы всегда добиваться истины.

- любить мир, исследовать его, чтобы любить его еще сильнее!

Вот настолько многогранна, настолько разносторонняя моя работа с детьми, словно радуга. Радуга символизирует миролюбие.

(Слайд: 4- составляющая Радуга)

Это эмблема Детства.

Почему я свой рассказ заключила в эмблему детства?

Да потому, что детство это важнейший период человеческой жизни, не подготовка, к будущей жизни…нет…,  а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь.

И, чтобы мы не делали, чему бы ни учили, какое бы направление в развитии не выбрали – мы все идем к одной цели – чтобы из сегодняшнего дошкольника вырос любознательный, творческий,  мыслящий, смелый и … наконец, добрый!  человек.

Чем пахнет детство?

Мы забыли…

Ириской, смехом, молоком,

Шептанием  белоснежных лилий,

Полетом ласточки, сиренью за окном…

C:\Users\Admin\Desktop\slide_3.jpg

- Хочу всем вам подарить приветик из детства!

(Воспитатель раздает жюри и всем присутствующим воздушные  шарики с прикрепленными к ним записками о детских воспоминаниях).

- А вы в детстве тоже ели сирень с 5-ю лепестками? 

- А у вас в детстве тоже были варежки на резинке? 

-  А вы тоже в детстве строили шалаши в комнатах из стульев и одеял?

- Вы верили в детстве, что игрушки ночью оживают? 

          - Изо рота в рот получается микроб…- помните этот стишок? 
         - А вы тоже по ночам в пионерском лагере мальчишек или девчонок  зубной пастой мазали, а потом страшилки на ночь рассказывали?

Ну что, узнаёте себя?

Литература.

  1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и экспериментирование в детском саду. Москва, 2008г.
  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения.  «Управление ДОУ», N 4, 2004г.
  3. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками.  Центр педагогического образования, 2012г.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмблема детства Кочетова Л.В.

Слайд 2

Дети – наше будущее

Слайд 3

Образование – открытая книга

Слайд 4

Первые знания как росток

Слайд 5

Радуга – символ миролюбия

Слайд 6

Эмблема детства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Практическое применение опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности».

Творческая  работаТема: «Практическое применение опытно – экспериментальнойи исследовательской деятельности»....

Из опыта работы. Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности.

Перспективное планирование по проведению опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".

наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения  к природе у ребенка  дошкольного возраста  является экспериментирование....

Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности.

ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития ...

План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста ....