Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Загадочная вода».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мястковская Ольга Николаевна

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами- педагогами дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе            

на тему                                         «Загадочная вода».

Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Задачи:

1. Образовательные

 -закрепить знания о круговороте воды в природе;

 -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность.

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе;

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

Картинка «Круговорот воды в природе»

 Стакан с водой, стакан с молоком, ложечки, ёмкости: с солью, с сахарным песком, аскорбиновой кислотой, трубочки для коктейля, кубик, шарик. Аудиозапись шума воды. На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, бутылочки, блюдца, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, воронки, марля. Презентация «Вода – это жизнь»,аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева

Ход работы. 

- Ребята, а давайте сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

  Жить нельзя нам без ... (Вода)

 - Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

 Демонстрация глобуса

- Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода). Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю?

 Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).

В: Ребята, скажите, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

В: Правильно. В морях и океанах – вода солёная. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода  в океане – океаническая,  в  реках, озёрах, родниках, болотах - (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).

Демонстрация 1 части  презентации.

2. Практическое экспериментирование

В: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, сегодня мы познакомимся с её свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты в нашей научной лаборатории.

Старший лаборант (ребенок) читает детям инструктаж о правилах работы с водой:

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

1. Опыт: «Вода - жидкость, не имеет собственной формы».

В: «Что умеет делать вода?»

- Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды.

В: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.  Самостоятельная работа детей.

 Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети: Вода жидкая.

В: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.

 Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

В: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

В: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

 В: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

2.Опыт. « Вода прозрачная». 

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной.

Вывод: вода прозрачная жидкость. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что у воды нет цвета.

3.Опыт. « Своего вкуса у воды нет». 

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

 - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная)

. - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).

 - А теперь добавьте в воду аскорбиновую кислоту. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (кислая). - А теперь снова попробуйте воду. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

4.Опыт. «У воды нет запаха»

Дети пытаются определить запах у чистой воды и воды с добавлением лимонного сока.

 Игровое упражнение «Вода - какая?»

- Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода  какая?

- Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.

Подвижная  игра «Мама Тучка»

В: Давайте представим, что я-мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)

В: Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

Д: Круговорот воды в природе.

-Посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе.

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

5. Опыт « Дождь в банке»

В: Наполняем  стеклянную емкость водой, сверху делаем "облака" из пены для бритья, а затем вливаем  немного красителя поверх пены. Так, краситель просочится сквозь облака и пойдет дождь, а если при помощи палочки сделать отверстия в пене можно увидеть, что значит - дождь идет стеной.

Игра на воображение « На что похоже это облако?»

- Ребята вода — одно из главных богатств на Земле и имеет большое значение в жизни живых организмов. Ребята, а всегда ли человек добр к воде?

 Демонстрация 2 части  презентации.

 6. Опыт «Очистка воды»

- У вас на столах стоят стаканчики с грязной водой. Можно ли пить такую воду или нет?

Давайте попробуем очистить ее с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из марли. Возьмите пустой стакан, вставьте воронку, а в воронку фильтр-марлю.А теперь мы воду профильтруем. Переливаем воду из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный. 

В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи). А вода стала чистой?

 Для лучшей очистки нам необходимо пропустить воду через фильтр несколько раз.

В.: Ребята вы славно потрудились и узнали с помощью чего можно очистить воду.

А теперь давайте уточним вода это хорошо или плохо.

Игра «Хорошо – плохо»

Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?» Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?»

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Итог

- Ребята, воды  у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?

 Примерные ответы детей:

- Нужно не забывать закрывать краны.

- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.

- Не засорять водоемы.

- Не мусорить на берегах рек.

- Не  мыть в водоемах  машины.

-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)

Без воды нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды» .

-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.-уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.-развивать...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему: «Свойства воды»

Познакомить детей с основными свойствами воды. вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды» Цель занятия: Ознакомление детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:-...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе по теме: "Волшебница вода"

Занятие про круговорот воды в природе, с элементами экспериментирования....

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды

Цель занятия: Познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это ...

Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе на тему «Волшебница вода»

Цель: Формирование представления о воде, понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого....