Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему

Татьянникова Нина Ивановна

Итоговая аттестационная работа

ТЕМА

Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snegovik.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

                      Институт  психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

    и  профессиональной переподготовки работников образования

Итоговая аттестационная работа

ТЕМА

Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

  Авторы проекта:

Габдрахманова Гульнара Шамилевна, воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского Муниципального района Республики Татарстан

Татьянникова Нина Ивановна, воспитатель МБДОУ  детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Муниципального Бугульминского Муниципального района Республики Татарстан

Чернавина Анастасия Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского Муниципального района Республики Татарстан

                                   

                                       Научный руководитель:

                                                  Сафина Р.Н., к.п.н., доц.

Казань,  08.02.- 19.02.2016 год

Введение

ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. Современное общество глубоко заинтересовано  в воспитании подрастающего поколения. Познавательное развитие  является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности.

Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Познавательное развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста [10, с.7 ]

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Постановка проблемы

На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения прогрммно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека – это самореализация, а задача педагога – создать условия для саморазвития каждого ребёнка в соответствии с ФГОС, обязательным требованием к дошкольному образованию становится использование на практике педагогики развития, педагогики творчества и свободы, где через игру, сотрудничество и диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Без воспитания любознательных, пытливых людей, умеющих добывать знания и применять их на практике. Без пробуждения у детей познавательных интересов, творческих начал, невозможно становление цельной, гармонически развитой и творческой активной  личности.  

           Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных. Средний дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно. Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития, поэтому одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.

         Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной активности личности обосновывается в трудах ученых (Н.В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др.). Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.                                                                                                                                                

“В соответствии с требованиями Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 21.12.2012 г., “содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от рассовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями”  [ гл. 2, ст.12].

Дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования и выступает  как самостоятельный, важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Возникла необходимость в новых подходах к организации познавательного развития в ДОУ. « Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.  [ФГОС дошкольного образования, гл. 2, п.2.6] .

Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования.  Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.  «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.  При реализации инновационного проекта, программы,  должны быть обеспечены соблюдения прав  и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных  Федеральным государственным стандартом»  [Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012, гл.2, ст.20].

Согласно Конвенции о правах ребёнка,   «Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие [статья 6. Право на жизнь и развитие].

Педагогический опыт показывает, что на современном этапе развития общества недостаточно просто чему-либо научить ребёнка. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.  Реализация самостоятельной практической и творческой деятельности детей в области познавательного развития нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие личности ребёнка.  Одним из основных принципов дошкольного образования стало  «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»  [1.4 Федеральный закон ФГОС  дошкольного образования].

Поиск новых форм работы привёл к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста. В наше время проблема познавательного развития личности, формирования его исследовательских способностей  – одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на решение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию ещё не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. А задача дошкольного учреждения – «…создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»[ФГОС дошкольного образования, 1.6].

В процесс реализации проекта активно вовлекаются родители детей. На данном этапе задача дошкольного учреждения  поддерживать  «…взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [ФГОС дошкольного образования, 3.2.4].

Что же приобретают наши дети от познавательной и исследовательской деятельности, что меняется от этого в их личности?  Прежде всего, это – радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально-отзывчивым.  

Изучение методической литературы позволило нам сделать вывод, что познавательную деятельность, заключающую в себе большие возможности для становления социально-личностного отношения к окружающему миру, можно использовать для самостоятельного добывания знаний и применения их во взрослой жизни.

Экспериментальную работу планируем провести на базе МБДОУ  № 11  «Искорка»  Бугульминского муниципального района РТ. Все исследования планируем проводить как в первой, так и во второй половине дня, без нарушения педагогического процесса, не нарушая требования СанПиН   2.4.1.3049 -13 (с изменениями, внесёнными  Решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014N АКПИ14 – 281), так как  «режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию»  [11.4].

Итак, можно сделать вывод:  как  педагоги-практики,  должны разрабатывать различные проекты  работы по формированию основ познавательной деятельности воспитанников учреждения. Особое внимание  уделяя познавательной исследовательской деятельности,  как средству воспитания гармоничной личности. Направить свои усилия на саморазвитие познавательных способностей, формирования всесторонне развитой     личности.

Таким образом, тема нашего проекта является современной и актуальной.

Цель проекта: изучить теоретически, обосновать методически и разработать проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию.

Задачи проекта:

  1. Изучение и анализ научно-методической и нормативно-правовой литературы по теме проекта.
  2. Подбор и отбор научно-методических и диагностических материалов.
  3. Определение механизмов разработки плана мероприятий.
  4. Разработка плана мероприятия.
  5. Подготовка и реализация проекта.
  6. Определение эффективности проекта, обобщение результатов.

Целевая группа проекта:

Дети  4-5 летнего возраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №11 «Искорка».

Срок реализации проекта:  сентябрь 2016-май 2017 года.

Место реализации проекта:  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап: 08.02-19.02. 2016 года.

  • Изучение и анализ научно-методической и нормативно-правовой литературы по теме проекта.
  • Подбор и отбор научно-методических и диагностических материалов.
  • Определение механизмов разработки плана мероприятий.
  • Разработка плана мероприятия.

2. Основной этап.  Сентябрь 2016-май 2017 года.

  • Реализация  проекта.

3.Заключительный этап. Июнь 2017 года.

  • Определение эффективности, обобщение результативности проекта.
  • Корректировка планов на будущее.
  • Подведение итогов.

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Подготовительный этап

1

Изучение и анализ научно-методической и нормативно-правовой литературы по теме проекта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

08.02.-19.02. 2016г.

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

2

Подбор и отбор научно-методических и диагностических материалов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Февраль-май 2016г.

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

3

Определение механизмов разработки плана мероприятий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Февраль-май 2016г.

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

4

Разработка плана мероприятия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Февраль 2016г.

Воспитатели

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н..

  1. Основной этап

5.

Подготовка к реализации содержания проекта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

6.

Определение и уточнение  методик, диагностик.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

7.

Сообщение родителям о предстоящей работе по проекту.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

8.

Консультации по проблеме «Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через инновационные технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

9.

Родительское собрание на тему: «Познание мира через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

10.

Наблюдение за сезонными изменениями во время прогулки, экскурсий в парк.

Участок Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан,городской парк

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

11.

Беседы  с детьми о  волшебных превращениях

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

12.

Дидактические игры «Чей домик», «Кто где живет», «Который по счету?» и др.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

13.

Чтение стихотворений о родном крае (Пушкин А.С., Фет, А.Толстой, С.Есенин, Г.Тукай,)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

14.

Творческая мастерская  «Умелые руки-не знают скуки» (ручной труд)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

15.

Проведение экспериментов и опытов с бросовым и природным материалом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Сентябрь 2016-май 2017г

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

  1. Заключительный этап

6.

Определение эффективности, обобщение результатов

(по результатам диагностики)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Июнь 2017г.

Воспитатели:

Габдрахманова Г.Ш.

Татьянникова Н.И.

Чернавина А.Н.

        

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

1.Изучение и анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  от 21 .12. 2012г.

2.Изучение и анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

3.Изучение и анализ требований СанПиН 2.4.1.3049-13  (с изменениями, внесёнными Решением Верховного суда РФ от 04.04.2014)

4. Изучение и анализ Конвенции о правах ребёнка.

5. Изучение и анализ Семейного кодекса РФ от 29.02.1995 № 223 ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. От 31.01.2014)

6. Изучение и анализ программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под  редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

7. Изучение и анализ Приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н “Об Утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)  (воспитатель, учитель)”. Зарегистрированного в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).

8.Изучение и анализ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 11“Искорка” Бугульминского муниципального района РТ на переходный период.  Принята решением педсовета, протокол № 1 от 29.08.2014.г.

9.Изучение и анализ Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 11 «Искорка» Бугульминского муниципального района РТ.

10. Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» № 1560-XII от 8 июля 1992 г. (в ред. Законов РТ от 28.07.2004 № 44-3РТ, от 03.12.2009 № 54-3РТ).

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Книга-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

- М.: Издательство «Омега-Л»,2015. –

141 с.

Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

Книга- Конвенция о правах ребенка.- М.: КНОРУС,

2015.-32 с.

Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

Материал из программы «Раздел – познавательное развитие» детей 4-5 лет

Устав МБДОУ №11 «Искорка»

Интернет-ресурсы

2016 г.

2016 г.

2016 г.

2016 г.

2016 г.

2014 г.

2016 г.

В течение года

2016 г.

2016 г.

Материально-технические:

1.Использование мультимедиа установки.

2.Использование ноутбука.

3.Использование магнитофона.

+

+

+

Кадровые:

1.Заведующая

2.Старший воспитатель

3.Воспитатели

+

+

+

   

Научно-методические:

1.Изучение и анализ литературы по теме проекта.

2. Сайт – экспедиция  по теме проекта

+

+

Воспитатели

Интернет ресурс

Февраль

 2016 г.

Февраль

 2016 г.

Информационные:

1.Выступление на педагогическом совете «Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста через ФГОС ДО в ДОУ»

2.Оформление стендов для родителей.

3. Проведение бесед с родителями.

4.Проведение родительского собрания

5.Выход на сайт детского сада.

+

+

+

+

+

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Февраль 2016 г.

Февраль 2016 г.

Февраль 2016 г.

Апрель (май) 2016 г

Май 2016 г.

Мотивационные:

1.Повышение мотивации  у педагогов к готовности проектной деятельности через курсы повышения квалификации, педсоветы, конференции.

2.Повышение мотивации у родителей через родительские собрания, мероприятия, индивидуальные беседы, выходы на сайт детского сада.

3. Повышение мотивации у детей через образовательную деятельность, игры, беседы.

+

+

+

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

Организационные:

1.Подготовка материала для экспериментальной работы:

-песок,

-пробирки,

- халаты,

-чепчики,

- микроскопы,

- фартуки,

-подносы,

- лупы,

- семена,

 -земля,

-глина,

 -модули

-мыльные пузыри

-песочные часы

-Альбомы

-Краски акварельные

-Кисточки

-Стаканчики

-непроливайки

-салфетки

-тазики

-формочки для замораживания воды

2. Создание презентации «Лук от семи недуг»

3. Запись музыкальных произведений (Чайковский «Времена года. Апрель», Вивальди “Времена года”)

4. Создание календаря наблюдений и фиксаций за изменениями в живой и неживой природе.

5.  Изготовление костюма Незнайки.

6. Изготовление наглядного материала.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

Интернет ресурс

Интернет ресурс

Интернет ресурс

Воспитатели

Воспитатели

Август 2016 г.

Февраль 2017 г.

Сентябрь 2016-Май 2017 г.

Сентябрь 2016-Май 2017 г.

Август 2016 г.

Сентябрь 2016-Май 2017 г.

Финансовые:

1.Приобретение пробирок, халатов, чепчиков, микроскопов, фартуков, подносов, луп, закупка семян, земли, глины, песка, удобрения и т.д.

2. Приобретение призов для детей.

3.Приобретение бланков Благодарственных писем для родителей.

+

+

+

Заведующая МБДОУ

Заведующая МБДОУ

Заведующая МБДОУ

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Сформированность у воспитателей повышения уровня умения разрабатывать и реализовывать другие проекты.

2. Сформированность у родителей готовности  применять полученные знания, умения   и опыта                 работы в  совместной деятельности.

3. Сформированность  умения четкого планирования  работы педагогов МБДОУ по повышению  познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.

4. Сформированность у детей понимания терминов, навыков, умений, связанных с познавательной деятельностью.

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

Диагностический инструментарий  педагогического проекта.                                                                                                                                                                                          

Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Т.А.Шорыгина, Н.А.Рыжова, С.Н.Николаева, Л.Г.Петерсон, Е.В.Колесникова, Л.С.Метлина, И.А.Пономарева, В.А.Позина, Л.В.Куцакова, З.В.Лиштван.)

Цель – оценивание качества педагогического процесса по познавательному развитию детей  средней группы в МБДОУ №11 «Искорка» общеразвивающего вида Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Диагностика позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 4-5 лет, что регламентировано п.3.2.2  ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013.

Задания по познавательному развитию:

1. Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу (маму)?

 2. Методы: проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди, что к чему подходит  по цвету, размеру, форме, назначению».

 В процессе диагностики выявляются  объем усвоения знаний, умений, навыков в области познавательного развития.

Оценка уровней познавательного развития:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Литература

Основная литература:

I. Нормативно-правовые документы:

1. Конвенция о правах ребёнка. - М.: «КНОРУС», 2015.-32 с.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 11 “Искорка” Бугульминского муниципального района РТ на переходный период.  Принята решением педсовета, протокол № 1 от 29.09.2014.г.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

4.  Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н “Об Утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)  (воспитатель, учитель)”. Зарегистрированного в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

6. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

7. Семейный кодекс РФ от 29.02.1995 № 223 ФЗ

8.Требования  СанПиН 2.4.1.3049-13    (с изменениями, внесёнными Решением Верховного суда РФ от 04.04.2014)

9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  от

21 .12. 2012 г.

11.Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 11 «Искорка» Бугульминского муниципального района РТ.

II. Научно-методическая литература:

1. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С. , Васильевой М.А. Программа «От рождения до школы» под  редакцией -М.: «Мозаика-Синтез», 2015.

2.Верещагина Н.В. «Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4-5 лет) дошкольной образовательной программы. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2015.

3. Доронова, Т.Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей/ Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

4. Едакова, И.Б. Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / И.Б.Едакова. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2009. – 292с.

5.  Колесникова Е.В. «Математика для детей 4-5 лет».

6. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду: Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Совершенство,2010.

7. Обухова, С.Н. Развитие конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста: учеб.- пособие для слуш. курсов проф. переподготовки и повышения квалиф. раб. образования / – Челябинск: 2014.- 92 с.

8.Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ / Авт.- сост.: И.Б.Едакова, И.В. Колосова А.В., Копытова, Г.Н. Кузнецова, М.Л. Семенова, С.Н. Обухова, Т.А. Сваталова, Т.А. Тарасова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104 с.

9. Рыжова Н.А. «Наш дом природа».

10.Шаехова Р.К. «Региональная программа дошкольного образования».-РИЦ, Казань 2014-208 с.

Дополнительная литература

1.Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

2.Журнал “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

3. Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» «Детство-пресс» методическое пособие

4. : Дыбина О. В. « Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

5. Дыбина О. В. « Из чего сделаны предметы»

6. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы  о совместной деятельности детского сада и с...

Итоговая аттестационная работа. Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста.

Проект рабочей программы по познавательному развитию детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС ДО "Уважайте светофор"....

ОПЫТ РАБОТЫ Один из современных подходов в области художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста

Материал полезен для воспитателей ДОУ. Он раскрывает современные подходы  к проблеме художественно - эстетического развития дошкольников....

Статья: "Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста"

В данной статье раскрываются  особенности реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста в современных условиях, Статья будет полезна педагогам, родителям и студентам педаго...

План самообразования " Современные подходы к реализации задач познавательного развития дошкольного возраста"

Изучение и систематизация современных подходов и реализации задач позновательного развития детей дошкольного возраста, внедрение их в практику....