Проект "Птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Захарова Татьяна Николаевна

Предлагаю вашему вниманию прект, который был разработан и проведен с детьми моей группы о птицах родного края. Очень надеюсь, что он будет полезен и поможет в работе другим воспитателям.

В нём описаны цели, задачи и всевозможные методы, с помощью которых доступно можно преподнести знания детям в соответствующей области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект о птицах родного края.17.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №35 Невского района г.Санкт-Петербурга

Составила воспитатель  Захарова Т.Н.

Проект «Что мы знаем о птицах?»

Номинация: «Педагогический проект»

Направление: «Дошкольное образование»

Пояснительная записка

Как много интересного может рассказать окружающий мир! Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке.

Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.

Продуманная организация непосредственно образовательной деятельности, прогулки, целевые наблюдения развивают мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Мы решили реализовать проект «Что мы знаем о птицах?».

Проект направлен на повышение экологического сознаниядетей старшего дошкольного возраста, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнкаи предназначен для педагогов

Тип проекта: познавательно-практико-исследовательский

Участники проекта: дети дошкольного возраста (5-7лет), родители воспитанников, воспитатели группы.

Проект реализован в старшей группе

Сроки реализации: октябрь-февраль 2016-2017 гг.

ДОУ

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Речевая», «Художественно-эстетическая».

 Участники: воспитатели, родители и дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель.

Цель: формирование у детей обобщённого представления о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение (две ноги, два крыла, клюв, перья), условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения схематичную модель.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к птицам;

-  доказательно строить речь, анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитывать защитников природы, умение бережно распоряжаться богатствами природы, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также будет формироваться экологическая культура.

 Этапы реализации проекта «Что мы знаем о птицах?»

 1. Подготовительный этап (октябрь)

 -изучили познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах «Юный натуралист».

 -подготовили оборудование для реализации данного проекта; сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;

 -приготовили оборудование для оформления экологической газеты о птицах нашего края;

 -подготовили совместно с родителями сообщения о птицах;

 -сделали опорные карточки с изображением птиц;

 -разработали цикл наблюдений за птицами нашего края;

 -подобрали серию мультфильмов о птицах.

 2. Основной этап (октябрь)

 Работа с родителями:

 -сбор материала о птицах родного края для детей старшей группы;

 -привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах);

 - «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).

 Работа с детьми:

 Ноябрь – декабрь – январь - февраль.

 1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.

 2. Защита сообщений детьми о птицах.

 Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони.

С наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в более лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.

 3. Наблюдения за птицами в осеннее и зимнее время года.

 Наблюдая за птицами мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сад (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).

 3. Практические (рисование, конструирование, лепка) и познавательные занятия (ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, развитие речи) с детьми, просмотр мультфильмов.

 1 неделя ноября:

 Понедельник: ознакомление с природным окружением на тему: Птицы родного края.

 Вторник: конструирование на тему «Птица».

 Среда: рисование по теме «Снегири на ветках».

 Четверг: лепка на тему «Птицы на кормушке».

 Пятница: развитие речи чтение художественного произведения Е. Чарушина «Воробей», рисование на тему «Воробушки».

 Просмотр мультфильмов.

 3. Акция «Покормите птиц зимой».

 4. Проведение игр «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Кто, где зимует? », «Раздели птиц на перелётных и зимующих».

 3 неделя ноября:

 5. Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Дети принесли кормушки в детский сад, мы на своём участке развесили кормушки. Каждый день вели наблюдения из окна за птицами. Первые три дня никого не было у кормушек, наследующий день прилетели воробьи, съели не весь корм. Сделали вывод, что необходимо птиц подкармливать меньшим количеством корма. На следующий день прилетела ворона, съела корм в одной кормушке и улетела. Два дня никто не прилетал. Сменили корм и наблюдали дальше. В полдень прилетела стайка воробьёв полакомиться, со слов других людей прилетали и синички. Птицы постепенно распознали «столовую», и прилетать стали довольно часто, чаще всего - это воробьи. Следователь, мы сделали вывод: что можем помочь выжить некоторым птицам в трудное для них зимнее время.

 3. Заключительный этап.

 Выпуск экологической газеты «Берегите птиц!». Экологический праздник «Птицы – наши друзья».

Результативность  работы.

        В ходе реализации данного проекта родители откликнулись на интересы детей. Ведь дети в основном еще не умеют читать и информацию они получают от нас, взрослых,  рассматривая иллюстрации и просматривая познавательные фильмы. Дети вместе со взрослыми читали о птицах и запоминали, родители предложили нарисовать понравившихся птиц, а некоторые даже нашли в книгах по оригами, как можно из листка бумаги сложить птиц и совместными усилиями сложили бумажных пернатых. Ребята приносили утром свои творческие работы, изготовленные совместно с родителями и гордостью показывали друг другу. Совместная деятельность взрослых и детей еще более сплотила их.

Все что им показалось интересным, они рассказали в детском саду своим сверстникам. Самое интересное, что остальные с увлечением слушали, и если у них была какая-то информация, они добавляли её в рассказы.

        Дети стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе. Сами напоминают, что надо взять корм и разложить в кормушки они   чувствуют ответственность за птиц, прилетающих на участок.

Список литературы

 1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

 2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

 3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

 4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

 5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.