Конспект "Четыре стихии"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хуснуллина Альбина Рафаилевна

Непосредственно-образовательная деятельность по теме "Четыре стихии" проходит в рамках проекта "Весна. Наша планета Земля",тема недели "Воздуз, Вода, Огонь, Земля" /месяц апрель/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Центр  развития  ребенка – детский  сад №387»

         Московского района  города  Казани Республики Татарстан

Непосредственно образовательная деятельность

взрослого с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательная область - Познание (окружающий мир)

                                           

                                                                                 

                                                                                                   Воспитатель

                                                                                                       1 кв. категории

Хуснуллина А.Р.

                                                   

Непосредственно образовательная деятельность по теме «Четыре стихии» проходит в рамках проекта  «Весна. Наша планета Земля», тема недели «Воздух. Вода. Огонь. Земля. » / месяц апрель /

Тема: Четыре стихии.

Цель:

  1. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках  четырех стихий, учить находить их самостоятельно.
  2. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.
  3. Научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, а чистая вода – это бесценный дар природы.
  4. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и о пользе и вреде огня.
  5. Развивать у детей способность наблюдать, анализировать, сравнивать,  делать выводы.
  6. Воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха, воды и земли.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, физкультура, художественное творчество.

Материалы и оборудование: аудиозапись песни «Буратино»,  силуэт человека с изображением его органов дыхания, воздушные шарики  по количеству детей, стаканчики с водой и краски по количеству детей, два ящика с проросшей рассадой, свечка, спички и полоска бумаги, бумага по количеству детей на которой нарисовано свечкой солнышко, желтая гуашь и стаканчики с водой, аудиозапись «Ручеек».

Методы и приёмы: беседа, объяснение, показ.

Ход  непосредственно образовательной деятельности

1-Организационный момент

В роли Буратино в непосредственно-образовательной деятельности выступает воспитатель.

Под  музыку  (из мультфильма «Приключение Буратино») в группу входит Буратино.

- Здравствуйте, ребята! Меня прислал к вам папа Карло, который велел мне побольше узнать о четырех стихиях: воздухе, воде, огне и  земле.  Вы мне поможите? (Да.)

2-Непосредственно образовательная деятельность

- Хорошо. Ребята, а чем мы дышим? (Воздухом.)

- Давайте вдохнем воздух.  Куда он попал? (В нос.)

- Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие. (При этом показывается силуэт человека, его органы дыхания.)

- Давайте, еще раз вдохнем и выдохнем. А теперь проведем опыт. (Раздает каждому ребенку шарики.)

Дети надувают и  сдувают шарики.

- Вот так работают наши  легкие. Наши легкие  трудятся постоянно и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом. Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез?  Давайте проведем эксперимент. Пальчиками  закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (Нам нечем дышать.)

- Без  воздуха нет жизни.  Ребята, а как вы  думаете, откуда берется чистый воздух? ( Чистый воздух нам дают растения, листочки.)

- А чтобы жили растения, что для этого им нужно? (Растениям необходима вода.)

- Ребята, чистая вода берется из родника. Родник образует ручеек, а потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери пьют воду из озер и рек. А растения пьют воду из–под земли. Дождь поливает всю растительность. А  теперь я  предлагаю вам  поиграть.

3-Физминутка

Игра «Ручеек».

- Ребята,  а теперь обратите внимание, какого цвета вода? (Прозрачная.)

- А сейчас мы ее покрасим и посмотрим, что произойдет.

Дети красят воду разными красками.

- Какого цвета стала вода? (Разноцветная.)

- А имеет вода форму? ( Нет.)

- А вода имеет запах? ( Нет.)

- А вода имеет вкус? ( Нет.)

Детям предлагается попить кипяченой воды.

-А если я добавлю в воду сахар,  что произойдет? (Вода станет сладкая.)

- А сейчас мы с вами будем в воду запускать бумажные кораблики.

Дети встают возле тазиков с водой напротив друг друга и дуют на кораблик, для того, чтобы он плыл.

Игра «Плыви мой кораблик».

 - Ребята, есть еще одна стихия. Это огонь. Сейчас мы с вами проведем один опыт со свечами. И узнаем, когда огонь необходим, а когда он приносит вред. Если в вашем доме не будет света, что нам поможет? (Свеча.)

- Правильно, а сейчас я возьму бумагу поднесу к огню. Что с ней произойдет? ( Она сгорит.)

- Огонь - это опасно, но он необходим, так как он греет, освещает и люди готовят на нем еду. Если человека поместить на долгое время в темную комнату, он ослепнет или у него испортиться зрение. А растение без света зачахнет, будет плохо расти. Сегодня я  предлагаю вам провести следующий эксперимент со светом. Один ящик с рассадой мы поставим на подоконник, а другой в темное место, в закрытый шкаф, где не будет света. А через несколько дней посмотрим, что произойдет с растениями. ( Без света растения в шкафу зачахнут.)

- А теперь я, конечно, не хочу возвращаться домой к папе Карло без подарков и предлагаю вам сделать их для меня.

4-Итог непосредственно образовательной деятельности

Рисование свечой.  (На белых листах бумаги воспитатель рисует свечей солнышко. А  дети с помощью воды и желтых красок раскрашивают этот рисунок.  На рисунках появляется очертание солнца.)

-Теперь мы с вами знаем, что и воздух, и вода, и огонь, и земля необходимы для  жизни человека. А эти замечательные рисунки я  заберу с собой, а вам в подарок оставлю воздушные шарики. До свидания!

Буратино прощается с детьми и уходит с рисунками к папе Карло.



Предварительный просмотр:

         Муниципальное   автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

       «Центр  развития  ребенка – детский сад №387»

Московского  района  города  Казани  Республики  Татарстан

Непосредственно  образовательная  деятельность

взрослого  с детьми  старшего  дошкольного  возраста

Образовательная  область – Познавательное  развитие

          «ШЕСТИНОГИЕ МАЛЫШИ»

                               

                                                                                             

                                                                                               Воспитатель:

                                                                                               первой  кв. категории

                                                                                               Хуснуллина  Альбина

                                                                                               Рафаилевна

                                                 

                                                         

Непосредственно  образовательная  деятельность  по  теме  «Шестиногие  малыши»  проходит   в  рамках  проекта «Весна. Наш  дом  планета  Земля»

                            Тема  недели: «Зеленый  мир»

Тема: «Шестиногие  малыши»

Цель:

   Расширять  и  уточнять  знания  детей  о  насекомых,  об  их  характерных        

   признаках.

   Развивать  умение  видеть  признаки  сходства  и  различия  и  выражать  

   их  в  речи.

   Воспитывать  бережное  отношение   ко  всему  живому.    

Интеграция  образовательных  областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и  оборудование: большие и  маленькие  листы бумаги  коричневого  и  зеленого  цвета; игрушки -  божья коровка, муравей,  бабочка, пчела; вырезанный из  бумаги  зеленый лист дерева и паутина из ниток;  карточки «Развитие  бабочки» на каждого  ребенка; интерактивная доска; карточки-схемы: насекомое, птица, животное, рыба;  иллюстрации  с  изображением  бабочки, божьей  коровки, тли, муравья, пчелы.

Методы  и  приемы: беседа,  объяснение,  видеопоказ, самостоятельная деятельность детей.

                  Ход  непосредственно образовательной  деятельности

Организационный   момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  сколько у нас гостей. Давайте мы с ними поздороваемся.  (дети здороваются)  

Воспитатель: А  теперь повернитесь все ко мне и посмотрите все на меня. (покружилась) Вы ничего необычного не замечаете? Какое время года я вам напоминаю?  

Дети: Весна.

Воспитатель: Да, правильно я сегодня превратилась в весну. Как вы узнаете весну, по  каким    признакам?  

Дети: Тает  снег,  день становится  длиннее, прилетели  птицы.

Воспитатель: А почему  птицы  от нас  улетали? С наступлением  холодов  попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми  питались птицы.  А раз они  вернулись,  значит-…..

Дети: Наступила  весна.

Непосредственно образовательная  деятельность

Воспитатель:  Все  насекомые  такие  маленькие,  их  трудно  разглядеть. Да и не всех  заметить можно.

( На столе лежат большие листы бумаги коричневого и зеленого цвета и маленькие  квадраты таких же  цветов.)

Воспитатель: Подойдите и посмотрите. Представьте, что маленький  квадратик-это ваше насекомое. А давайте попробуем  спрятать на насекомое на большом квадрате.

 (Каждый ребенок берет маленький  квадрат и кладет его на большой лист бумаги  такого же цвета.)

Воспитатель: Правильно, зеленое насекомое на зеленом листе, а коричневое на коричневом.

Воспитатель: Почему насекомые  легко  прячутся? Потому что у них окраска  такая же, как и места, на которых они любят находиться. Посмотрите, ребята, кузнечик такого же  цвета, как листок. Поэтому его и не видно. А жук-короед спрятался на коре дерева. И его тоже практически не видно.  (Воспитатель показывает детям изображение кузнечика на зеленой траве и жука-короеда на стволе дерева)

Воспитатель: Зачем им такая окраска?

Дети: Для защиты от врагов.

Воспитатель: А вы хотите превратиться в маленьких насекомых? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте, попробуем.

 (Включается красивая и медленная  музыка)

Воспитатель:  Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, а под ногами молодая травка. И начинаете вы становиться все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травку, с муравья. Что вы видите вокруг себя?

Дети: Травка – как деревья, песчинки - как большие камни.

(музыка  выключается)

Воспитатель: А теперь отгадайте ребятки, кто это?  Спинка красная, на ней черные круги, каждой стороны по три ноги.

Дети:  Божья коровка.

Воспитатель:  А теперь мы с вами станем божьими коровками. (Воспитатель показывает на руке игрушку – божью коровку)

Воспитатель: Посмотрите, вот лист,  на котором  божья коровка. У нее яркий окрас и ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Но оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуты опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Оно-то и отпугивает врагов. Подошла божья коровка  к травинке и начала есть небольшие  круглые  существа, которые с аппетитом запускали  свой хоботок в листья и сосали из них сок. Кто это, что за существа ест божья коровка?

Дети: Это  тля.

Воспитатель: Как вы думаете, кто из них полезен человеку,  а кто приносит вред? Дети: Божья коровка приносит пользу,  а  тля приносит  вред.

Воспитатель: Как вы думаете, почему  это существо прозвали коровкой? (ответы детей)

Воспитатель:  Имя  божья коровка ей дал народ. Там где много божьих коровок, там будет хороший урожай. А вот теперь представьте, что перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу. Как вы думаете, кто это?

Дети: Это муравьи.

Воспитатель: Вот теперь мы с вами муравьи. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат - не шевелятся. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.

(включается музыка для  физминутки «Муравьи»)

Физминутка

  Муравей нашел былинку,

          Много было с ней хлопот.                      

          Как бревно взвалил на спину,

          Он домой ее несет.

          Он сгибается под ношей,

          Он ползет уже с трудом.

           Но зато какой хороший

           Муравьи возводят дом.

Воспитатель: Ребята, а иногда по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разбирает лапами муравьиную кучу, но муравьев не ест. А муравьи заползают ей под крылья и быстро «вычесывают» все, что скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы муравьиной  кислотой.

(Включается звук пчелы)

Воспитатель: Ребята, слышите сильный шум: «ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое. Кто это?

Дети: Это пчела.

Воспитатель: Правильно,  это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Пчела, как бы говорит: «Не подходи. Ужалю!»

                         Ой, ребята, посмотрите,  снова кто-то к нам летит.

                         Отгадайте-ка загадку:

                                           Шевелились у цветка

                                           Все четыре лепестка.

                                           Я сорвать его хотела –

                                           Она  вспорхнула  и  улетела.

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Правильно. Да, все крылья бабочки покрыты маленькими  чешуйками,  которые  очень важны  для  бабочки.  Если даже некоторые чешуйки будут  стерты,  бабочка не сможет летать  и погибнет. А как вы думаете, есть у бабочки дом?

Дети: Нет.

Воспитатель: А где дом муравья?

Дети:  Муравейник.

Воспитатель: А где дом пчелы?

Дети: В улье.

Воспитатель: Да, у бабочки нет дома, ее дом-это каждая шелковистая травка.  И живет она всего две недели. Она откладывает много яиц. Из них-то и выйдет гусеница. Потом гусеница превратится в куколку. А из куколки появится бабочка.  А теперь вы можете самостоятельно выложить у себя на столе, как  появляется бабочка. (Дети выкладывают по карточкам развитие бабочки)

Воспитатель: А теперь, посмотрим,  все ли правильно выполнили работу.  А сейчас,  ребята, я повею весенним ветерком и мы из насекомых превратимся  снова в детей.  И я вас приглашаю к нашему волшебному экрану, где вы увидите, что-то интересное. (Воспитатель подводит детей к интерактивной доске)

Воспитатель: Предлагаю  поиграть  в игру «Четвертый лишний».  (Воспитатель раздает каждому  ребенку схемы:  насекомое, рыба, птица, животное)

Работа со слайдами.

Итог  непосредственно образовательной  деятельности

Воспитатель: Как много мы с вами сегодня узнали и увидели!  А о каких насекомых мы говорили?

Дети:  О божьей коровке, тле,  пчеле, муравьях, бабочке.

Воспитатель: Правильно, о божьей коровке, о тле, о муравьях, о пчеле, о бабочке. (воспитатель вешает на доску картинки с этими насекомыми)  А что у них одинаково?

Дети: У них всего шесть ног и все они насекомые.

Воспитатель:   Мы должны защищать  и  беречь  насекомых.  Ведь они приносят  нам пользу и  для природы тоже.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "

Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...

Стихи детям о весне и весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)

Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)...

Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки.

Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки. ...

Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи

Сочиняю стихи для детей и  для взрослых, пишу сказки....

"Салют стихов" Сборник стихов для детей дошкольного возраста

В пособии собраны стихи, которые могут быть использованы при проведении праздничных мероприятий в детском саду...