Консультация для воспитателей
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_problema_cheloveka_i_prirody.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Организация наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Головко Наталья Олеговна
(воспитатель)

2017

В настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла огромные масштабы. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Начальным звеном является сфера дошкольного воспитания, т. к. именно в этот периоду ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.

Наблюдение – результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.

При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей являлось не самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.  В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

 Общие требования к организации наблюдения.

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется фронтально.

На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками.

Есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний.

В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, сезонных изменениях в природе.

При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важным являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения детей.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут ( за снежинкой на ладони; за инеем ; за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега;  как блестит снег в солнечную погоду) и длительными, которые ведутся в течении многих дней, а иногда и недель ( за снегом,за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за одуванчиком).Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста.

При организации наблюдений важными являются следующие моменты:

-комплексное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим без большого перерыва во времени.

- преобладание визуального источника знания над словесным.

- охват наблюдением всех детей. Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

- опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные отношения.

Организация наблюдений:

  1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте- рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума – не более пяти человек.
  2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель словесно должен обозначить все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Восприятие любых объектов должно быть не продолжительным, поскольку наблюдение – это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственно деятельности детей (в зависимости от возраста) – от 3 до 10 минут.

Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть. Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

-призыв вместе посмотреть что-то интересное;

-ласковая интригующая интонация;

_загадка- описание, загадка- действие о предмете наблюдения.

Вторая – основная – часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает детям посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточится и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы. Основная часть наблюдения должна быть цельной единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием. В старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Именно не прогулке дошкольникам представляются уникальные условия для всестороннего развития, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в получении новых и ярких впечатлений. Дошкольники любят прогулки, так как на улице можно наблюдать за явлениями природы, за цветами, птицами и отмечать характерные признаки каждого времени года и каждый раз любоваться красотой окружающего мира.

Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми или подгруппам. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет данные, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений, знаний.

Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходит за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Характеристика видов наблюдения.

В дошкольном учреждении воспитатель использует 4 вида наблюдения.

  1. Распознающее наблюдение – является основным видом наблюдения в дошкольном возрасте. Основной задачей является умение детей отвечать на вопрос: «Что это?» или «Кто это?», «Какого оно цвета?», «Каковы его основные свойства, качества?». В процессе воспитатель использует сенсорные и интеллектуальные средства наблюдения. Из сенсорных средств большое значение играют обследовательские действия.

В процессе распознающего наблюдения с помощью мышления происходит отбор способов обследования исходя из принятой задачи и характера объекта. Вычлененные в процессе наблюдения свойства и качества сравниваются друг с другом, а также сравниваются со свойствами и качествами других объектов, то есть происходит отбор признаков. Из интеллектуальных свойств воспитатель использует анализ, сравнение, установление связей, синтез, речь и память.

Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требования программы детского сада. При этом необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется сроками наступления различных явлений в природе местного края.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность. учитывая три основных этапа:

-Необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

-Учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей объекта. Особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения, устанавливает необходимые связи.

Воспитатель задает детям вопрос, загадывает загадки, предлагает обследовать объект, сравнить с другим. Широко использует трудовые действия, игровые приемы, отрывки из художественных произведений.

-Подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков.

2. Воссоздающее наблюдение – когда по части воссоздают целостный образ.

Основная задача – определить по отдельным признакам предмет в целом или целостную картину явления.

Ведущую роль играет мышление вместе с деятельностью воссоздающего воображения, самый сложный вид наблюдения, используется в старшем возрасте

  1. Циклическое наблюдение – некоторые виды наблюдений лучше всего проводить в форме циклов. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада.
  2.  Особенности циклического наблюдения:
  3. –каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание;
  4. –имеет цель;
  5. Не повторяет другие наблюдения, но взаимно связано с ними.
  6. 4. Наблюдение за изменением и развитием – основная задача – увидеть изменения в основных стадиях развития. Этот вид наблюдения используется, начиная со средней группы. В процессе этого наблюдения воспитатель использует различные способы обследования и разные виды восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. На первый план выдвигается установление тех признаков, которые получили новую качественную окраску. В этом наблюдении большую роль играет память. Ход наблюдения за изменением и развитием обязательно нужно фиксировать (дневники наблюдений).

Старшая группа.

В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослыми, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности.

Наблюдение становится все более планомерным. Дети сами могут наметить несложный план наблюдения (Сначала рассмотрим, какой кролик, потом, что он ест, как передвигается) и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники выбирают в объектах характерные и существенные для целой их группы «признаки». На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания.

Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала. Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения.

Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Например, сегодня мы будем наблюдать за синичкой. Затем воспитатель задает детям разнообразные вопросы. Некоторые совсем не сложные. Например, когда ребенок должен узнать и различить внешние признаки и различить внешние признаки объекта6 кто это? Какие части тела есть у птиц? Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили синичек? – или сопоставить и найти в них признаки различия и сходства с другими птицами. Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: какой корм может есть синичка, какой формы клюв? Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установления связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...