Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Моя семья»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель:

создать условия для формирования у детей представления о семье.

Задачи:

1.      Уточнить понятие «семья», формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

2.      Закреплять представления о членах семьи, умение правильно их называть.

3.      Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

4.      Воспитывать чувство уважения ко всем членам семьи, желание помогать близким людям.

Ход занятия:

1.  Мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я сегодня утром встретила мальчика Петю, который горько плакал. Он расстроился, что потерял что-то очень важное.

-Как думаете, что мог потерять мальчик и из-за чего он так расстроился?

(ответы детей)

 - Мальчик потерял свою семью, а это самое главное на земле.

- Что же  такое семья и зачем человеку нужна семья? (ответы детей)

-Почему же мальчик потерял свою семью? (ответы детей).

- Петя рассказал, что он не слушал своих родителей, обижал младшего брата или сестру, не помогал  бабушке и дедушке и поэтому не заметил, как потерял свою семью?

- Я предлагаю мальчику послушать, о чем мы сегодня будем говорить, помочь нам выполнить задания и возможно его родственники увидят, что он изменился, что он знает, как себя вести с близкими людьми и вернуться к нему.

2. Основная часть

-Но  сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что такое семья?» (Ответы детей)

-Что объединяет людей из одной семьи? (Ответы детей)

- Чем отличаются люди из разных семей? (Ответы детей)

- Ребята, кто сможет представиться, назвав свое имя, отчество и фамилию?  (Ответы детей)

- Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

-Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете? (Ответы детей.)

- Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

- Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лапоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

- Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их.  (Ответы детей.)

-Является ли членом семьи друг Сережа? (Ответы детей.)
- Кем он приходится герою стихотворения? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

- Можно ли считать щенка Тишку членом семьи? (Ответы детей.)

-Да, он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

- Рассмотрите фотографию. СЛАЙД 1

-Что на ней изображено? ((Ответы детей: семья)

-Давайте отгадаем загадки и покажем их на фото?

Загадки

1. Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь - с душой!
Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо - научишь,
За шалость простишь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.(Папа)

Кто стирает, гладит, шьёт.
Колыбельные поёт?
Кто нас лечит от простуды?
Кто начальник всей посуды?
Чашек, ложек и кастрюль,
Щёток, тряпок и пилюль.
Кто нас будит утром рано?
Ну, конечно, это …(Мама)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша …(Бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки                             

 А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый ...(Дед)

Я рад ему, и он мне рад,
В один мы ходим детский сад,
У нас родители - одни,
Один любимый круг родни,
Одни игрушки, самокат

.Всё потому, что он мой ...(Брат)

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? 
Очень модная девчонка -
Моя старшая ...(Сестренка)

- Кто на фотографии не является членом семьи? (Ответ детей: кошка)

 - Все ли семьи одинаковые или разные?

 -Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья -  большая или маленькая -  главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

-Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают? (Ответы детей.)                                                      

- Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них. Но и вы должны внимательно и бережно относиться к ним, прислушиваться к их советам, помогать по дому, соблюдать правила поведения воспитанных детей, чтобы родители радовались за вас.

- Ну а теперь давайте немного отдохнем, и приглашаю вас и мальчика Петю на физкультминутку. 

Физкульминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

- О чем была наша физкультминутка? (Ответы детей)

- Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким людям? (Ответы детей)

 - Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей.

-Что делают люди, когда им хорошо? (Ответы детей: улыбаются)

-Вот и у меня для каждого из вас есть улыбка. (Детям раздаются смайлики из бумаги с улыбкой)

-Как вы думаете, что делают люди, когда они расстроены? (Ответы детей: грустят). И теперь каждый из вас получит смайлик с грустью на лице.

 

 Д/и «Хорошо и плохо»

- Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок плохой и огорчит маму, поднимайте «улыбку», если  поступок хороший и порадует всех, поднимайте «грусть»

- Разбили тарелку;

- Погуляли с собакой;

- Съели весь суп;

-Разбросали игрушки по всей комнате;

- Убрали игрушки на место;

- Нарисовали рисунок;

- Обидели бездомную кошку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой;

- Приготовили подарок своими руками;;

- Помогли маме с уборкой…

 -Пока мы с вами беседовали, играли, отгадывали загадки, к нам обратились несколько семей, которые потеряли своего ребенка.

Посмотрите на картинку и скажите, какая из них  семья мальчика Пети?

СЛАЙД 2 (семья людей и несколько семей животных).

- Вот видите, родственники Пети услышали, что Петя теперь знает, как правильно вести себя в семье, простили его и хотят забрать его домой. А на память от нас мы подарим ему смайлик»улыбку», чтобы он не забывал, что он должен радовать своих родных.

-А мы с вами давайте, расскажем о своей семье? Какие хорошие поступки вы совершаете дома? А бывает ли так, что вы огорчаете своих близких родственников?

-Послушайте пословицы поговорки и скажите, как их понимаете?

«Семьей дорожить – счастливым быть».

 «При солнышке тепло, при матери добро».

 «В семье и каша гуще».

«В своем доме и стены помогают». 

3. Итог занятия

- Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Какая хорошая ваша семья!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_moya_semya.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Моя семья»

Цель:

создать условия для формирования у детей представления о семье.

Задачи:

  1. Уточнить понятие «семья», формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
  2. Закреплять представления о членах семьи, умение правильно их называть.
  3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
  4. Воспитывать чувство уважения ко всем членам семьи, желание помогать близким людям.

Ход занятия:

1.  Мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я сегодня утром встретила мальчика Петю, который горько плакал. Он расстроился, что потерял что-то очень важное.

-Как думаете, что мог потерять мальчик и из-за чего он так расстроился?

(ответы детей)

 - Мальчик потерял свою семью, а это самое главное на земле.

- Что же  такое семья и зачем человеку нужна семья? (ответы детей)

-Почему же мальчик потерял свою семью? (ответы детей).

- Петя рассказал, что он не слушал своих родителей, обижал младшего брата или сестру, не помогал  бабушке и дедушке и поэтому не заметил, как потерял свою семью?

- Я предлагаю мальчику послушать, о чем мы сегодня будем говорить, помочь нам выполнить задания и возможно его родственники увидят, что он изменился, что он знает, как себя вести с близкими людьми и вернуться к нему.

2. Основная часть

-Но  сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что такое семья?» (Ответы детей)

-Что объединяет людей из одной семьи? (Ответы детей)

- Чем отличаются люди из разных семей? (Ответы детей)

- Ребята, кто сможет представиться, назвав свое имя, отчество и фамилию?  (Ответы детей)

- Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

-Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете? (Ответы детей.)

- Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

- Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лапоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

- Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их.  (Ответы детей.)

-Является ли членом семьи друг Сережа? (Ответы детей.)
- Кем он приходится герою стихотворения? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

- Можно ли считать щенка Тишку членом семьи? (Ответы детей.)

-Да, он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

- Рассмотрите фотографию. СЛАЙД 1

-Что на ней изображено? ((Ответы детей: семья)

-Давайте отгадаем загадки и покажем их на фото?

Загадки

1. Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь - с душой!
Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо - научишь,
За шалость простишь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.(
Папа)

Кто стирает, гладит, шьёт.
Колыбельные поёт?
Кто нас лечит от простуды?
Кто начальник всей посуды?
Чашек, ложек и кастрюль,
Щёток, тряпок и пилюль.
Кто нас будит утром рано?
Ну, конечно, это …
(Мама)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша …
(Бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки                              

 А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый
...(Дед)

Я рад ему, и он мне рад,
В один мы ходим детский сад,
У нас родители - одни,
Один любимый круг родни,
Одни игрушки, самокат

.Всё потому, что он мой ...(Брат)

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? 
Очень модная девчонка -
Моя старшая ...
(Сестренка)

- Кто на фотографии не является членом семьи? (Ответ детей: кошка)

 - Все ли семьи одинаковые или разные?

 -Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья -  большая или маленькая -  главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

-Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают? (Ответы детей.)                                                       

- Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них. Но и вы должны внимательно и бережно относиться к ним, прислушиваться к их советам, помогать по дому, соблюдать правила поведения воспитанных детей, чтобы родители радовались за вас.

- Ну а теперь давайте немного отдохнем, и приглашаю вас и мальчика Петю на физкультминутку.  

Физкульминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

- О чем была наша физкультминутка? (Ответы детей)

- Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким людям? (Ответы детей)

 - Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей.

-Что делают люди, когда им хорошо? (Ответы детей: улыбаются)

-Вот и у меня для каждого из вас есть улыбка. (Детям раздаются смайлики из бумаги с улыбкой)

-Как вы думаете, что делают люди, когда они расстроены? (Ответы детей: грустят). И теперь каждый из вас получит смайлик с грустью на лице.

 Д/и «Хорошо и плохо»

- Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок плохой и огорчит маму, поднимайте «улыбку», если  поступок хороший и порадует всех, поднимайте «грусть»

- Разбили тарелку;

- Погуляли с собакой;

- Съели весь суп;

-Разбросали игрушки по всей комнате;

- Убрали игрушки на место;

- Нарисовали рисунок;

- Обидели бездомную кошку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой;

- Приготовили подарок своими руками;;

- Помогли маме с уборкой…

 -Пока мы с вами беседовали, играли, отгадывали загадки, к нам обратились несколько семей, которые потеряли своего ребенка.

Посмотрите на картинку и скажите, какая из них  семья мальчика Пети?

СЛАЙД 2 (семья людей и несколько семей животных).

- Вот видите, родственники Пети услышали, что Петя теперь знает, как правильно вести себя в семье, простили его и хотят забрать его домой. А на память от нас мы подарим ему смайлик»улыбку», чтобы он не забывал, что он должен радовать своих родных.

-А мы с вами давайте, расскажем о своей семье? Какие хорошие поступки вы совершаете дома? А бывает ли так, что вы огорчаете своих близких родственников?

-Послушайте пословицы поговорки и скажите, как их понимаете?

«Семьей дорожить – счастливым быть».

 «При солнышке тепло, при матери добро».

 «В семье и каша гуще».

«В своем доме и стены помогают». 

3. Итог занятия

- Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Какая хорошая ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательному развитию в старшей группе «Моя семья»

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общест...

Проект по познавательному развитию в старшей группе «Моя семья»

 С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизо...

Проект по познавательному развитию в старшей группе «Моя семья»

 Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Семья - опора счастья!"

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Семья - опора счастья"...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Моя семья"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Моя семья"....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "День семьи, любви и верности"

День семьи, любви и верности - праздник в России, который отмечается 8 июля и приурочен к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии....