Главные вкладки

    " По следам избушки"
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

     Знакомство детей 5-6 лет с предметами русской старины и выявление  их сходств и различий с предметами нашего времени.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл po_sledam_izbushki.docx9.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: используя элименты квест игры, познакомить детей с предметами русской старины и выявить их сходства и различия с предметами нашего времени.

    • Задачи:
      закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта (сундук, печь, самовар и т. д.);
    • обогащать словарь: "изба", "ступа", "пест", "ухват";
    • развивать внимание, память, мышление, речь , художественно-творческие способности детей.
    • воспитывать любознательность, интерес к истории своего народа;

    Предварительная работа : чтение русских народных сказок и сказок К. И. Чуковского; просмотр мультфильмов по этим сказкам; беседы на тему "Быт людей в стародавние времена", "Бытовая техника в нашем доме", экскурсия в мини-музей детского сада "Русская изба".

    Воспитатель:

    -Здравствуйте, ребята! Мне сегодня на почту пришло одно фото. Интересно, от кого оно и что это могло бы значить (фото избушки)

    (Это избушка бабы Яги )

    Воспитатель:

    -Почему вы так решили?

    (предположения детей)

    Воспитатель:

    -А что такое избушка? (ответы детей)

    Воспитатель:

    -Изба —это  деревянный, сложенный из брёвен жилой дом в сельской  местности.

    -А чем отличается избушка от избы?

    -Посмотрите в каких раньше избах жили люди (рассматривают постройку на слайде)

    -А где мы сейчас живём? (рассматривают современные постройки)

    Видеозвонок от бабы Яги:

    «Здравствуйте, мои яхонтовые! Вы меня узнали? Не пугайтесь, я вас не обижу, мне нужна помощь ! Пока я по делам летала, моя избушка по лесу целый день со Змеем Горынычем на перегонки бегала, да и растеряла всё то, что я годами копила. Помогите найти потерянные предметы из моей избушки!»

    Воспитатель:

    -Вы готовы помочь бабе Яге вернуть потерянные вещи?!  Баба Яга одолжила нам свою ступу с пестом, чтобы мы в ней отправились в сказку.

    Воспитатель:

    -А кто знает, что такое ступа и пест?

    - Ступа для Яги летательный аппарат. А на кухне ступа с пестом инструменты для толчения или растирания любого продукта. Ступы были в каждом крестьянском доме.

    Звучит сказочная мелодия и дети вместе с восптателем на большой ступе летят в лес.

    Воспитатель:

    -Как можно определить направление сбежавшего животного, человека , предмета? (по следам)

    -Чьи следы нам нужно найти?

    (из нескольких следов дети выбирают куриный, так как избушка на курьих ножках)

    Дети находят след с подсказкой и воспитатель зачитывает её.

    Воспитатель:

    Первую вещь ты в той сказке найдёшь

    Если мою загадку поймёшь.

    От бабки посуда решилась сбежать,

    И он старался от неё не отстать.

    По дороге он бежал покрякивал

    Через лужи, через лужи перескакивал.

    Воспитатель:

    -Какая сказка и какой предмет мы будем искать?

     (К. Чуковский «Федорино горе», утюг)

    Воспитатель:

    -Ребята, а давайте , когда мы  передвигаемся, то будем представлять себя избушками, согнём ноги в коленях , выпрямим спину, как-будто несём на себе дом и он не должен наклоняться.

    Дети идут к Федоре и обнаруживают несколько утюгов.

     Воспитатель:

    -Что вы знаете об утюгах? (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

    Воспитатель:

    -Первым в быту людей появился   цельнолитой утюг из чугуна (показ утюга). Такой утюг разогревали на огне, и он был очень тяжелым. Тогда придумали угольный утюг .Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробке делали специальные отверстия по бокам, чтобы помещённые в неё угли, лучше грели. Утюгом нужно было всё время размахивать. С появлением электичества, утюги стали электрическими.

    Воспитатель:

    -Какой из них бабушки Яги?  

    -Если вы правильно соедините цифры на рисунке, то сможете догадаться.

    Дидактическая игра "Соедини по точкам"

     Дети забирают утюг и находят под ним второй след с подсказкой:

    Воспитатель:

    Эта вещь попала в сказку,

    Где живёт один чудак.

    Охраняет дом от сглазу,

    Часто лазит на чердак.

    Мило улыбнулся

    Домовёнок …(Кузя)

    Дети отправляются к домовёнку и находят у него два  сундука (большой и маленький). Рассматривают их.

    Воспитатель:

    -Что такое сундук? (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

    Воспитатель:

    -Правильно! Это мебель. В давние времена сундук был самым главным предметом мебели. Его могли использовать как стол, стул или кровать.Ну а самое главное его предназначение – это хранение одежды, домашнего обихода и ценностей. Чаще всего сундук изготавливался из дерева и отделывали металлическими деталями. Так же были, да и сейчас ими пользуются,  маленькие сундучки, которые называются шкатулками. В них хранятся   драгоценности.

    Воспитатель:

    -А куда люди складывают вещи в наше время? (шкаф)

    -А какой сундук бабкин?

    Воспитатель:

    -Давайте немного развлечём Кузю, а он нам за это сундук вернёт.

    Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

    Жил на свете домовой

    Был весёлый, озорной.

    Пляску очень он любил,

    Танцевал, что было сил.

    А ещё посуду мыл,

    Подметал, обед варил.

    На метле с Ягой летал,

    Людям счастье предвещал.

    Под сундуком дети находят ещё один след с подсказкой.

    Воспитатель:

    Она по полю пошла,

    Она денежку нашла.

    Побежала на базар и купила (самовар)

    Воспитатель:

    -Какая  сказка и какой предмет будем искать?

    (Муха-Цокотуха, самовар)

    Отправляются к мухе. Находят несколько самоваров  и чайник, рассматривают.

    Воспитатель:

    -Дети, что такое самовар и для чего он нужен?

     (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

    Воспитатель:

    -Самовар – это устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и слово произошло. Сперва самовары грели на углях, затем появились электрические самовары. Самовары различались формой, размером, росписью. Со временем самовары устарели и им на смену пришли электрические чайники.

    Воспитатель:

    -Чтобы отгадать, какой из них бабы Яги, вы должны помочь мухе побольше узнать о гостях, которых она пригласила на свой день рождения.

    Дидактическая игра "Подскажи словечко"

    Ход: воспитатель, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

    – Жук жужжит , а стрекоза?

    Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

    – Стрекоза стрекочет.

    – Пчела  летает, а кузнечик ?

    – Пчела живёт в улье, а муравей ?

    – Божья коровка питается тлёй, а бабочка ? и т. д.

    За правельные ответы воспитатель подсказывает, где самовар Яги и под ним ребята находят следующую подсказку:

    Воспитатель:

    Эту вещь найдёте в сказке

    Про Емелю чудака.

    Он на ней к царю катался,

    Да отлёживал бока.

    Воспитатель:

    -Какая  сказка и какой предмет будем искать?

    (сказка "По щучьему велению", предмет печка)

    Отправляются к Емеле. Находят печь и  рассматривают.

    Воспитатель:

    - Дети, что вы знаете о печи?

     (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

    Воспитатель:

    -В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. Чтобы посадить хлеб в печь или достать чугунок с кашей использовали деревянную лопату и ухват.

    А ещё печь нужна для обогрева жилища.

    -А как люди сейчас обогревают жилище и готовят пищу? (ответы)

     -Ребята, а вы знаете, что хлеб, испечённый в русской печи отличается особым вкусом, ароматом?

    Воспитатель:

    -Для того, чтобы вернуть  последнюю потерянную вещь, мы должны для Емели что-нибудь приготовить.

    -Какие будут предложения?

    -А в каком городе мы живём? (в городе Калач)

    -Чем славится наша калачеевская земля? (большим урожаем хлеба, выпечкой)

    -Посмотрите, как выглядят наши калачи (показ слайда)

    -А давайте для Емели испечём наш калач!

    Практическая работа (лепка калача из солёного теста)

    Баба-Яга:

    -Спасибо, мои золотые дети! Теперь у меня всё на своих местах, а за ваши труды я вам передала подарок.

    Воспитатель:

    -Вам понравилось наше путешествие?

    - Что нового вы узнали ?

    - Спасибо за ваше старание!

    Литература:

    1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском
    2. саду. - Санкт-Петербург. Издательство «Детство Пресс».- 2010.
    3.  Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – СПб., «Детство-Пресс», 2008.
    4.  Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М., «Дрофа», 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация непосредственной образовательной деятельности по развитию сенсомоторных способностей детей младшего дошкольного возраста. Тема: "По следам озорного котенка"

    Вашему вниманию представлен конспект занятия на развитие сенсомоторных способностей у детей второй младшей группы...

    Призентация и занятие по математике "По следам гусей-лебедей"

    Закрепляем знание счета в приедлах 5, пытаемся ориентироваться в пространтсве, развиваем речь и эмоциональное состояние детей. Так же прилагается призентация на эту тему. Занятие проводится во второй ...

    Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «По следу жадных медвежат»

    Это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ....