" По следам избушки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Меняйленко Валентина Дмитриевна

 Знакомство детей 5-6 лет с предметами русской старины и выявление  их сходств и различий с предметами нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_izbushki.docx9.62 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: используя элименты квест игры, познакомить детей с предметами русской старины и выявить их сходства и различия с предметами нашего времени.

  • Задачи:
    закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта (сундук, печь, самовар и т. д.);
  • обогащать словарь: "изба", "ступа", "пест", "ухват";
  • развивать внимание, память, мышление, речь , художественно-творческие способности детей.
  • воспитывать любознательность, интерес к истории своего народа;

Предварительная работа : чтение русских народных сказок и сказок К. И. Чуковского; просмотр мультфильмов по этим сказкам; беседы на тему "Быт людей в стародавние времена", "Бытовая техника в нашем доме", экскурсия в мини-музей детского сада "Русская изба".

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята! Мне сегодня на почту пришло одно фото. Интересно, от кого оно и что это могло бы значить (фото избушки)

(Это избушка бабы Яги )

Воспитатель:

-Почему вы так решили?

(предположения детей)

Воспитатель:

-А что такое избушка? (ответы детей)

Воспитатель:

-Изба —это  деревянный, сложенный из брёвен жилой дом в сельской  местности.

-А чем отличается избушка от избы?

-Посмотрите в каких раньше избах жили люди (рассматривают постройку на слайде)

-А где мы сейчас живём? (рассматривают современные постройки)

Видеозвонок от бабы Яги:

«Здравствуйте, мои яхонтовые! Вы меня узнали? Не пугайтесь, я вас не обижу, мне нужна помощь ! Пока я по делам летала, моя избушка по лесу целый день со Змеем Горынычем на перегонки бегала, да и растеряла всё то, что я годами копила. Помогите найти потерянные предметы из моей избушки!»

Воспитатель:

-Вы готовы помочь бабе Яге вернуть потерянные вещи?!  Баба Яга одолжила нам свою ступу с пестом, чтобы мы в ней отправились в сказку.

Воспитатель:

-А кто знает, что такое ступа и пест?

- Ступа для Яги летательный аппарат. А на кухне ступа с пестом инструменты для толчения или растирания любого продукта. Ступы были в каждом крестьянском доме.

Звучит сказочная мелодия и дети вместе с восптателем на большой ступе летят в лес.

Воспитатель:

-Как можно определить направление сбежавшего животного, человека , предмета? (по следам)

-Чьи следы нам нужно найти?

(из нескольких следов дети выбирают куриный, так как избушка на курьих ножках)

Дети находят след с подсказкой и воспитатель зачитывает её.

Воспитатель:

Первую вещь ты в той сказке найдёшь

Если мою загадку поймёшь.

От бабки посуда решилась сбежать,

И он старался от неё не отстать.

По дороге он бежал покрякивал

Через лужи, через лужи перескакивал.

Воспитатель:

-Какая сказка и какой предмет мы будем искать?

 (К. Чуковский «Федорино горе», утюг)

Воспитатель:

-Ребята, а давайте , когда мы  передвигаемся, то будем представлять себя избушками, согнём ноги в коленях , выпрямим спину, как-будто несём на себе дом и он не должен наклоняться.

Дети идут к Федоре и обнаруживают несколько утюгов.

 Воспитатель:

-Что вы знаете об утюгах? (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

Воспитатель:

-Первым в быту людей появился   цельнолитой утюг из чугуна (показ утюга). Такой утюг разогревали на огне, и он был очень тяжелым. Тогда придумали угольный утюг .Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробке делали специальные отверстия по бокам, чтобы помещённые в неё угли, лучше грели. Утюгом нужно было всё время размахивать. С появлением электичества, утюги стали электрическими.

Воспитатель:

-Какой из них бабушки Яги?  

-Если вы правильно соедините цифры на рисунке, то сможете догадаться.

Дидактическая игра "Соедини по точкам"

 Дети забирают утюг и находят под ним второй след с подсказкой:

Воспитатель:

Эта вещь попала в сказку,

Где живёт один чудак.

Охраняет дом от сглазу,

Часто лазит на чердак.

Мило улыбнулся

Домовёнок …(Кузя)

Дети отправляются к домовёнку и находят у него два  сундука (большой и маленький). Рассматривают их.

Воспитатель:

-Что такое сундук? (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

Воспитатель:

-Правильно! Это мебель. В давние времена сундук был самым главным предметом мебели. Его могли использовать как стол, стул или кровать.Ну а самое главное его предназначение – это хранение одежды, домашнего обихода и ценностей. Чаще всего сундук изготавливался из дерева и отделывали металлическими деталями. Так же были, да и сейчас ими пользуются,  маленькие сундучки, которые называются шкатулками. В них хранятся   драгоценности.

Воспитатель:

-А куда люди складывают вещи в наше время? (шкаф)

-А какой сундук бабкин?

Воспитатель:

-Давайте немного развлечём Кузю, а он нам за это сундук вернёт.

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

Жил на свете домовой

Был весёлый, озорной.

Пляску очень он любил,

Танцевал, что было сил.

А ещё посуду мыл,

Подметал, обед варил.

На метле с Ягой летал,

Людям счастье предвещал.

Под сундуком дети находят ещё один след с подсказкой.

Воспитатель:

Она по полю пошла,

Она денежку нашла.

Побежала на базар и купила (самовар)

Воспитатель:

-Какая  сказка и какой предмет будем искать?

(Муха-Цокотуха, самовар)

Отправляются к мухе. Находят несколько самоваров  и чайник, рассматривают.

Воспитатель:

-Дети, что такое самовар и для чего он нужен?

 (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

Воспитатель:

-Самовар – это устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и слово произошло. Сперва самовары грели на углях, затем появились электрические самовары. Самовары различались формой, размером, росписью. Со временем самовары устарели и им на смену пришли электрические чайники.

Воспитатель:

-Чтобы отгадать, какой из них бабы Яги, вы должны помочь мухе побольше узнать о гостях, которых она пригласила на свой день рождения.

Дидактическая игра "Подскажи словечко"

Ход: воспитатель, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Жук жужжит , а стрекоза?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Стрекоза стрекочет.

– Пчела  летает, а кузнечик ?

– Пчела живёт в улье, а муравей ?

– Божья коровка питается тлёй, а бабочка ? и т. д.

За правельные ответы воспитатель подсказывает, где самовар Яги и под ним ребята находят следующую подсказку:

Воспитатель:

Эту вещь найдёте в сказке

Про Емелю чудака.

Он на ней к царю катался,

Да отлёживал бока.

Воспитатель:

-Какая  сказка и какой предмет будем искать?

(сказка "По щучьему велению", предмет печка)

Отправляются к Емеле. Находят печь и  рассматривают.

Воспитатель:

- Дети, что вы знаете о печи?

 (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

Воспитатель:

-В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. Чтобы посадить хлеб в печь или достать чугунок с кашей использовали деревянную лопату и ухват.

А ещё печь нужна для обогрева жилища.

-А как люди сейчас обогревают жилище и готовят пищу? (ответы)

 -Ребята, а вы знаете, что хлеб, испечённый в русской печи отличается особым вкусом, ароматом?

Воспитатель:

-Для того, чтобы вернуть  последнюю потерянную вещь, мы должны для Емели что-нибудь приготовить.

-Какие будут предложения?

-А в каком городе мы живём? (в городе Калач)

-Чем славится наша калачеевская земля? (большим урожаем хлеба, выпечкой)

-Посмотрите, как выглядят наши калачи (показ слайда)

-А давайте для Емели испечём наш калач!

Практическая работа (лепка калача из солёного теста)

Баба-Яга:

-Спасибо, мои золотые дети! Теперь у меня всё на своих местах, а за ваши труды я вам передала подарок.

Воспитатель:

-Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового вы узнали ?

- Спасибо за ваше старание!

Литература:

  1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском
  2. саду. - Санкт-Петербург. Издательство «Детство Пресс».- 2010.
  3.  Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – СПб., «Детство-Пресс», 2008.
  4.  Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М., «Дрофа», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада «Заюшкина избушка»

Конспект занятие по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада.Изготовление избушки путем скручивания квадрата в трубочку....

"Новый год" "Заюшкина избушка"

Сценарий на Новый год для младшей группы....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"

Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....

Конспект занятия "Заюшкина избушка"

Комплексное занятие по закреплению знаний о зимних явлениях природы, расширяет и обогащает словарный запас детей, воспитывает любовь к живому....

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...

Театрализованная деятельность по сказке"Заюшкина избушка".Сказка "Заюшкина избушка"(текст).Сказка "Заюшкина избушка"(стихи).

1).Театрализованная деятельность.Презентация по теме:"Международный День Театра-27 марта".Инсценировка русской-народной сказки "Заюшкина избушка".Литературно-художественное сопрово...