Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников
методическая разработка по окружающему миру на тему

Галазова Анжела Алибековна

Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по

экологическому воспитанию дошкольников

Главная цель экологического образования дошкольного уровня - формирование экологической культуры и экологического сознания детей, формирование навыков поведения в природе, предоставление элементарных экологических знаний и формирование экологического мышления, которые базируются в отношении к природе. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить, сберечь природу.

Система экологического воспитания перед педагогами ставит такие задачи:

-формировать умение видеть взаимосвязи между растениями и животными, понимать, как человек влияет на их жизнь;

-сформировать у детей видеть красоту во всем живом, независимо от того, человек, растение или животное. Понять истину, что в природе не бывает полезных и вредных животных, все они связаны, один другому нужны, а значит - полезные;

-развивать у детей чувства: не быть равнодушным, умение ощущать себя на месте цветка, растения, чувствовать их боль и т.д.;

-научить любить и охранять природу не на словах, а помогая цветам, деревьям, животным, птицам, всему живому;

-разбудить в детях эмоциональны отклик на разнообразные явления природы, зародить у них желание любоваться и наслаждаться, высказывать свои чувства разными способами (в словах, мимике, жестах, рисунках, настроении).

Анализируя государственный образовательный стандарт дошкольного образования к определению содержания и организации жизнедеятельности дошкольников, мы пришли к выводу, что экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено:

-на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познанавательное развитие» направлено:

- на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);

- расширение кругозора детей;

-о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

- становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

- формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.

Среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

− познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования, исследования и решения задач, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы;

− привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира (эколого – эстетическое развитие);

− экскурсий, занятий на свежем воздухе;

− формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

− экологии в различных видах деятельности ребенка (игры с природным материалом, и использование природного материала на занятиях по художественному творчеству).

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ГС ДО имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

Учитывая чрезвычайно эмоциональную чувствительность малышей, преимущество предоставляется эмоционально – эстетическому восприятию природы (красиво). Разнообразие красок природы, ее загадочность, привлекает внимание детей, которые получают только эстетическое наслаждение от общения с природой, то есть удовлетворяют свои эстетические потребности, но еще не совсем понимают суть увиденного, не понимают законов природы, связей природных явлений. В этот период закладывается у детей фундамент знаний об экологии и у воспитателя возникает возможность полюбоваться окружающим миром. Со временем, используя желания детей любоваться красотою природных красок, педагог постепенно направляет работу к эстетическому восприятию, развивая наблюдательность. Очень важно создать условия, в которых бы дети смогли оценить эстетичность объекта, отметить гармонию формы и цвета, условия, которые побудили бы детей к общению с природой, через вопрос интеллектуального характера «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Где?», «Откуда?» и др.

Формы работы по экологическому воспитанию должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В процессе формирования представлений у детей про окружающий мир, используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность - это наглядные методы (экскурсии и наблюдение) и практические (трудовая деятельность в природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами природы), игры с природным материалом, словесные методы и приемы, к которым относятся беседы, рассказы воспитателя о природе, минутка любования природой для обогащения эстетических впечатлений. Приобретённые впечатления, обогащённый опыт, дети реализуют на занятиях по аппликации, рисованию, развития речи, в дидактических играх экологической направленности. В таких играх как «Времена года», «Отгадай и нарисуй», «Кто, как поет?», «Чудесный мешочек», «Воздух, вода, земля», «Зоологическое лото», «Съедобное – не съедобное», «Береги природу» и др., у детей развивается наблюдательность, любознательность, пытливость. А важнейшим условием реализации системы экологического воспитания детей, является правильная организация развивающей предметно-пространственной для ребенка среды - создание в группе уголка живой и неживой природы, календари природы и погоды; внешних природных зон на территории ДОУ (сад, огород, экологическая тропа); формирование грамотного экологического поведения детей и безопасного пребывания ребенка на природе.

Таким образом, разнообразные формы и методы экологического воспитания дошкольников в своей совокупности дают возможность не только получить знания, заложить фундамент для развития жизненной компетентности каждого ребенка, но и понять сущность экологических понятий – «экологическая культура», «экологическое сознание». А формируются эти понятия на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Методические рекомендации по экологическому воспитанию часть1

Здесь Вы найдете Методические рекомендации по экологическому воспитанию: перспективное планирование занимательной деятельности по экологическому воспитанию, планирование наблюдений на год на...

Методические рекомендации по экологическому воспитанию (часть2)

циклы наблюденийэкскурсииконспект к экскурсии в лес...

методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников

Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...

Игры и методические рекомендации по экологическому воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры, которые может сделать каждый воспитатель по экологическому воспитанию, цели, плнируемые результаты и методические рекомендации по играм....

Авторская методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольников. Проект «Энергия Добра»

Методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольниковПроект «Энергия Добра»...

Методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольников Проект «Энергия Добра»

Методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольниковПроект «Энергия Добра»...