Проект "Пасха"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

 Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной и двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pasha.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д / с « Солнышко».

Проект «Пасха».

(Средняя группа).

Составитель: Брысина Н. Н.

Актуальность темы:

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.

Мы решили познакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

В настоящее время дети, да и мы взрослые, не знаем русских обычаев, традиций, связанных с народными христианскими праздниками. И  если взрослые будут интересоваться русской народной культурой и рассказывать своим детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции нашего народа.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной и двигательной активности.

Задачи работы с детьми: 
1.Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресенье Христово», его историей, обычаями и обрядами, связанными с праздником. 
2.Познакомит с литературными произведениями, посвященными празднику Пасхи. 
3.Создать условия для реализации творческой деятельности детей и развивать их творческие умения. 
4.Развивать интерес к русской культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям своего народа. 
5.Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства. 

Задачи работы с родителями: 
1.Ознакомить родителей с темой, целью и актуальностью данного проекта. 
2.Предоставить консультационный материал для проведения бесед с детьми по ознакомлению и празднованию Пасхи. 
3.Совместная деятельность родителей и детей по теме проекта.

Участники проекта: дети средней  группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. 
Вид проекта: Творчески - информационный. 
Продолжительность проекта: 
Краткосрочный -2 неделя (с 18.04 по 01.05). 
Ожидаемый результат: 
1.Пробуждение интереса у детей и родителей к русской культуре. 
2.Дети и родители получат знания об обычаях и традициях празднования Пасхи. 
3.Дети познакомятся со стихами, сказками, рассказами, песнями и картинами, посвященными празднику. 
4.Дети научатся играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни. 
5.Дети получат практические навыки, необходимые в декоративно-прикладном искусстве. 
Этот проект значим для всех его участников:

Дети: дети получают новые знания, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания по теме проекта, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.
Реализация проекта 
Первый этап: Подготовительный. 
1.Составление перспективного плана мероприятий. 
2.Изучение методических рекомендаций по ознакомлению воспитанников группы с православной культурой. 
3.Создание развивающей среды: подбор материалов для проведения занятий, бесед, консультаций, иллюстраций, художественной литературы, фольклора, изготовление пособий и атрибутов. 
4.Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта. 

Второй этап: Основной (практический). 

1.Познавательное развитие. Компьютерная презентация и НОД «Пасха», НОД «Почему красят яйца», НОД «Наблюдение за вербой», НОД «Составление рассказа описания о вербе
2.Социализация. – Дидактическая  игра «Найди отличия» Сюжетно-ролевая игра: «Семья» сюжеты: «Празднуем Пасху», «Готовимся к Пасхе». - Пасхальные игры-забавы: «Минус один»; «Раскручивание яиц»; «Прокати яйцо в воротики»; «Игра несушка» «Сдувание яйца» , Игры по сказкам: настольный театр «Колобок» и «Курочка Ряба»,  Подвижные и хороводные игры: «Горелки»; «Баба- Яга»; «Игра с Солнцем»; «Карусель» 

3.Художественная литература. – К  Островский «Пасхальный колобок». - Стихи о пасхе: А. Н. Майков «Христос Воскрес!», А. А. Блок «Вербочки», К. Д. Бальмонт «Вербы», С. Есенин «Пасхальный благовест», А. Усачев «Пасха» , «Доброта»
Разучивание стихов о Пасхе к утреннику
4.Художественное творчество. 
 Лепка: «Пасхальные яйца», «Птицы», «Пасхальные куличи»
 
Рисование: «Верба в вазе», «Птицы», «Корзина с Пасхальными яйцами»

Аппликация: 
Коллективная работа: «Пасхальные яйца», «Вербочка» 

5.Музыка. 
Разучивание песен о весне: «Веснянка»; русская народная песня «Светит месяц»; русская народная игра «Гори, гори ясно», танец «Ангелов»,танец «С вербочкой», игра «Солнышко вёдрышко», слушание колокольного перезвона, разучивание физкультминутки под песню Кота Леопольда о доброте 
Труд: уборка группы к Пасхе

Добавление материала о Пасхе в альбом «Весна:праздники»

6.Работа с родителями.

Родительское собрание «Родителям о духовно нравственном воспитании дошкольников»(Мастер класс: игры с яйцами; вырезание из бумаги, сложенной вдвое : яйцо)

Беседа и презентация «Как объяснить детям: Что такое Пасха?»
Папка - ширма: «Следим за собой- растим добро»

Оформление стенда «Праздник Пасхи у ворот»

Выставка Пасхальных яиц

Мини проекты «Встречаем Пасху всей семьёй»

Привлечение родителей в проведение праздника «Пасха в  гости к нам пришла». (Изготовление костюмов Ангелов, атрибуты-вербочка)

Третий этап. Заключительный. 

1.Приняли участие в музыкальном развлечении «Праздник Пасхи у ворот»
2.Провели выставку рисунков и поделок из пластилина «Пасхальное яйцо» , «Куличи», «Птицы», «Вербочка»
3.Организовали выставку совместных поделок детей и родителей «Дорого яичко во Христов день»

4.Совместная творческая деятельность детей и родителей.

5.Выступление с проектом.

  • ПРОГРАММЫ, МЕТОДИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА:
  • 1.      От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вервксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика – Синтез, 2010.
  • 2.     М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  • 3.     . О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
  • 4.     Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  • 5.     Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  • 6.     Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  • 7.     Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.