Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
    картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Терскова Анастасия Алексеевна

    Дидактические игры по экологическому воспитанию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска Детский сад № 41 «Росинка»

    Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    Подготовила: Терскова Анастасия Алексее

    Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

    1.  «Что в корзинку мы берем»

    Задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

    Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

    Ход игры.

    У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

    Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

    Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.

     Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

    1.  «Вершки и корешки»

    Задача: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

    Материалы: картинки овощей.

    Ход игры

    Вариант 1. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал

    «Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

    Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна группа ребят. По команде воспитателя, дети должны найти свою пару.

    1. Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

    Задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

    Материалы: мяч.

    Ход игры

    Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить«Воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает«Вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

    Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух», ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя водоемов.

    1.  «Угадай, что в мешочке?»

    Задача: учить детей описывать предметы, воспринимать  на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

    Материалы: муляжи овощей и фруктов.

    Ход игры

     Вы знаете игру «Чудесный мешочек»? Играть мы будем сегодня по - иному. Прежде чем достать из мешочка предмет, его сразу вытаскивать не надо, а ощупав, сначала надо назвать его характерные признаки.

    1.  «Природа и человек»

    Задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

    Материалы: мяч.

    Ход игры

    Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

    «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

    «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

    Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

    1.  «Выбери нужное»

    Задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

    Материалы: предметные картинки.

    Ход игры

     На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

    Например«зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или«влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т. д.

    1. «С какой ветки детки?»

    Задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

    Материалы: листья деревьев и кустарников.

    Ход игры

    Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя«Детки, найдите свои ветки» - ребята подбегают к нужному дереву или кустарнику.

    1. «Звери, птицы, рыбы»

    Задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

    Материалы: мяч.

    Ход игры

    Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

    Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

    Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

    Так же играют, называя рыб, зверей. (Называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

    1.  «Угадай, что где растет»

    Задача: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

    Материалы: мяч.

    Ход игры

     Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

    1.  «Весной, летом, осенью»

    Задача: уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной; золотой шар, астры – осенью и т. д.); учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

    Материалы: мяч.

    Ход игры

    Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

    1. «Прилетели птицы»

    Задача: уточнить представление о птицах.

    Ход игры

    воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

    Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

    Дети топают –

    Что не правильно? (мухи)

    - А мухи это кто? (насекомые)

    - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

    Дети топают.

    - прилетели птицы: голуби, куницы…

    Дети топают. Игра продолжается.

    Прилетели птицы:

    Голуби синицы,

    Галки и чижи,

    Чибисы, стрижи,

    Аисты, кукушки,

    Даже совы – сони,

    Лебеди, скворцы.

    Все вы молодцы.

    Итог: Воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

    12. «Когда это бывает?»

    Задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

    Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

    Ход игры

    Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

    Весна.

    На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

    С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

    Лето.

    И светла, и широка

    Наша тихая река.

    Побежим купаться, с рыбками плескаться…

    Осень.

    Вянет и желтеет, травка на лугах,

    Только зеленеет озимь на полях.

    Туча небо кроет, солнце не блестит,

    Ветер в поле воет,

    Дождик моросит.

    Зима.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    1.  «Собери картинку»

    Задача: закрепить знания детей о диких и домашних животных, птицах, насекомых; учить описывать по наиболее типичным признакам.

    Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

    Ход игры

    Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

    1.  «Угадай – ка»

    Задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

    Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

    Ход игры

    На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

    1.  «Съедобное – несъедобное»

    Задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

    Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

    Ход игры

    На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

    1.  «Назови три предмета»

    Задача: упражнять детей в классификации предметов.

    Материалы: мяч.

    Ход игры

    воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. 

    Например: цветы - Ромашка, роза, василек.

    17.  «Четвертый лишний»

    Задача: закреплять знания детей о насекомых.

    Ход игры

    Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

    1) заяц, еж, лиса, шмель;

    2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

    3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

    4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

    5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

    6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

    7) таракан, муха, пчела, майский жук;

    8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

    9) лягушка, комар, жук, бабочка;

    10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

    Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

    Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тля, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

    1. «Кто где живёт»

    Задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

    Ход игры

     У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

    1. «Летает, плавает, бегает»

    Задача: закреплять знания об объектах живой природы.

    Ход игры

    Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. 

    Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

    1.  «Береги природу»

    Задача: закреплять знания об охране объектов природы.

    Ход игры

    На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. 

    Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

    1.  «Я знаю»

    Задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

    Ход игры

    Дети становятся в круг, в центре – воспитатель  с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит«Я знаю пять названий зверей» и перечисляет, например, лось, лиса, волк, заяц, олень, и возвращает мяч воспитателю.

    1.  «Узнай птицу по силуэту»

    Задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

    Ход игры

    Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

    1.  «Живое – неживое»

    Задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

    Ход игры

    Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

    1.  «Что сажают в огороде?»

    Задача: учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания, по их применению, развивать слуховое внимание.

    Игровые правила: отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет».

    Ход игры

    Воспитатель называет то, что сажают в огороде, дети отвечают «да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажете «нет». Кто ошибётся, тот проигрывает.

    Например:

    - Морковь.

    - Да!

    - Огурцы.

    - Да!

    - Свёкла.

    - Да!

    - Сливы.

    - Нет!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего возраста

    В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мы...

    Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

    Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостно...

    Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чистый город»

    2017 год по указу Президента РФ В.В.Путина объявлен годом экологии в России.В современных условиях, когда человек всё активнее вмешивается в природные процессы, охрана окружающей среды является одной ...

    Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    Предлагаю картотеку дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"....

    Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологическому воспитаниюдля детей старшего дошкольного возраста       Живая природа «Прилетели птицы»Задача: ут...