"Окский государственный заповедник"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Панаитова Валентина Николаевна

Занятие в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_zan_okskiy_zapovednik.doc1018 КБ
Microsoft Office document icon ekologicheskie_daty.doc24 КБ
Файл ok_zap_zimoy.docx365.12 КБ

Предварительный просмотр:

 ОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАПОВЕДНИК

  ЦЕЛЬ: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к природе.

  ЗАДАЧИ:  

- познакомить с понятием «заповедник»;

- формировать ответственное бережное отношение к природе;

- развивать познавательный интерес;

- прививать любовь к живой природе;

- воспитывать чувство гордости за российских людей, которые берегут природу;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы о животном и растительном мире с  рассматриванием иллюстраций, чтение художественной литературы и заучивание стихов о природе, рассматривание Красной книги.

                                       ХОД.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. У нас много лесов, полей, лугов, рек, озер.  Лес – родной дом для насекомых, птиц, зверей, растений. В лесах много грибов, ягод, цветов, в реках и озёрах рыбы. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды животных, птиц и растений.

  Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?

Ответы детей.

Воспитатель: Исчезающие – это такие виды животных, птиц, растений, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении. Для этого в нашей стране создали заповедники.

  А что же такое заповедник?

Ответы детей.

Воспитатель: Заповедник – это особое место, где растения, птицы, животные оберегаются и сохраняются. Это охраняемые государством участки суши и водного пространства. В заповеднике звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. Никто там не стреляет, не ловит бабочек и рыб, не рвёт цветы и не губит деревья. В заповеднике запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Жизнь в заповеднике течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. А делается это для того, чтобы сохранить все растения всех животных, всё, что там находится. Чаще всего это исчезающие виды растений, животных и птиц, которых осталось очень мало и если специально не защищать их, они могут совсем исчезнуть. Исчезновение одного вида животного ведёт за собой гибель других. Представим, что исчезли все лягушки. Из-за этого сразу начнут страдать те, кто питался ими: цапли, аисты, журавли. Этим птицам будет не доставать корма, и они начнут гибнуть от голода и могут исчезнуть вслед за лягушками. Вот такое на нашей планете равновесие и наша задача: не нарушать его. Именно для этого создаются заповедники, в которых животным не только не мешает человек, но и помогает. Ученые наблюдают за жизнью растений и животных, создают специальные питомники, в которых разводят редких птиц и животных, а затем выпускают на волю, расселяют по территории нашей страны.

    Много лет назад (более 80 лет) был создан Окский государственный заповедник,  

специально для сохранения пушного зверька – выхухоли.

Этих интересных и смешных зверьков оставалось очень мало, а учёным удалось их сохранить и восстановить их численность. В наши дни в этом заповеднике охраняется животные и растения разных видов. Например, бобры.

Это животное было полностью истреблено в Рязанской области, но благодаря работе учёных бобры не только освоили территорию заповедника, но и расселились за его пределы.

 Также восстановилась численность лосей.

Когда заповедник образовался на территории было 10 животных, а сейчас их 200.

Ещё на территории создан питомник для разведения зубров

и редких видов журавлей. В нем организовали специальный инкубатор, чтобы выводить птенцов, и специальные вольеры для взрослых особей.

Полученных птенцов выселяют в дикую природу.

 На территории Окского государственного заповедника встречаются такие животные как кабан, косуля, лисица, выдра, горностай, куница, ондатра, белка, летучая мышь, глухарь, тетерев и другие. (показ фото) В заповеднике можно встретить и растения, которые занесены в Красную книгу Рязанской области: мох сфагнум, папоротник, водяной орех чилим, венерин башмачок. (показ фото).

Вот такую работу по охране природы проводят в Окском государственном заповеднике.

 Я предлагаю вам отправится в заповедник и получше познакомится с его обитателями. Но для этого вспомним правила, как вести себя в заповеднике.

ИГРА «МОЖНО-НЕЛЬЗЯ»

Ломать деревья и ветки (нельзя)

Топтать цветы (нельзя)

Ходить только по тропинкам (можно)

Рвать цветы (нельзя)

Любоваться цветами (можно)

Оставлять мусор в лесу (нельзя)

Собрать мусор в яму и закопать его (можно)

В лесу шуметь (нельзя)

Беречь лес от пожара (можно)

Игра «Ручей»

ИТОГ.

Воспитатель: 

 Что же такое заповедник?

 Для чего создали заповедник?

 Почему важно чтобы животные не исчезли?

 Каких животных и птиц видели?

 Только ли в заповеднике нужно беречь природу?

 Понравилась ли экскурсия?



Предварительный просмотр:

Экологический календарь

ЯНВАРЬ

11 января - Всемирный день заповедников

ФЕВРАЛЬ

19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День китов)

МАРТ

21 марта - Международный день леса

22 марта - Всемирный день воды, День Балтийского моря

30 марта - День защиты Земли

АПРЕЛЬ

1 апреля - Международный день птиц

19 апреля - День подснежника

22 апреля - День Земли

МАЙ

3 мая - День солнца

15 мая - Международный день защиты климата

ИЮНЬ

5 июня - День эколога в России

8 июня - Всемирный день океанов

ИЮЛЬ

23 июля - Всемирный день китов и дельфинов

АВГУСТ

16 августа - Международный день бездомных животных

СЕНТЯБРЬ

Неделя в сентябре - Всемирная акция «Мы чистим мир»

7 сентября - Всемирный день действий против сжигания отходов

ОКТЯБРЬ

4 октября - Всемирный день защиты животных

14 октября - День работников заповедников и национальных парков

НОЯБРЬ

1 ноября - День образования Российского экологического союза

ДЕКАБРЬ

29 декабря - День флоры и фауны (Международный день сохранения биологического разнообразия)



Предварительный просмотр:

Комплексное занятие ФЦКМ + ручной труд

ОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАПОВЕДНИК зимой.

  ЦЕЛЬ: Воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к природе.

ЗАДАЧИ:  

- познакомить с понятием «заповедник»;

- формировать ответственное бережное отношение к природе;

- развивать познавательный интерес;

- прививать любовь к живой природе;

- воспитывать чувство гордости за российских людей, которые берегут природу;

• образовательные: расширять и систематизировать представление детей о заповедниках; закрепить знание детей о Красной книги, о растениях и животных Рязанского края, занесенных в нее; учить узнавать и различать их по внешнему виду;

• развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

• воспитательные: воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней; формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы о животном и растительном мире с  рассматриванием иллюстраций, чтение художественной литературы и заучивание стихов о природе, рассматривание Красной книги.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Окский заповедник», импровизированное «Лебединое озеро», снежинки, шишки, пластилин, краски гуашь, кисти, стаканчики, доска для лепки…..

ХОД.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. У нас много лесов, полей, лугов, рек, озер.  Лес – родной дом для насекомых, птиц, зверей, растений. В лесах много грибов, ягод, цветов, в реках и озёрах рыбы. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды животных, птиц и растений.

  Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?         

Ответы детей.

Воспитатель: Исчезающие – это такие виды животных, птиц, растений, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении. Для этого в нашей стране создали заповедники.

  А что же такое заповедник?

Ответы детей.

Воспитатель: Заповедник – это особое место, где растения, птицы, животные оберегаются и сохраняются. Это охраняемые государством участки суши и водного пространства. В заповеднике звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. Никто там не стреляет, не ловит бабочек и рыб, не рвёт цветы и не губит деревья. В заповеднике запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Жизнь в заповеднике течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. А делается это для того, чтобы сохранить все растения всех животных, всё, что там находится. Чаще всего это исчезающие виды растений, животных и птиц, которых осталось очень мало и если специально не защищать их, они могут совсем исчезнуть. Исчезновение одного вида животного ведёт за собой гибель других. Представим, что исчезли все лягушки. Из-за этого сразу начнут страдать те, кто питался ими: цапли, аисты, журавли. Этим птицам будет не доставать корма, и они начнут гибнуть от голода и могут исчезнуть вслед за лягушками. Вот такое на нашей планете равновесие и наша задача: не нарушать его. Именно для этого создаются заповедники, в которых животным не только не мешает человек, но и помогает. Ученые наблюдают за жизнью растений и животных, создают специальные питомники, в которых разводят редких птиц и животных, а затем выпускают на волю, расселяют по территории нашей страны.

«Заповедник» - это слово всем и каждому знакомо.

В нем животных охраняют, кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту, проявляют здесь заботу

О растениях лесных, луговых и полевых

Водоемов и болот. Вся природа здесь живет

Под охраной человека много лет, от века к веку.

Физминутка  «Заповедник»

Мы сегодня не скучали,

В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)

Травку трогали руками(присаживаются на корточки)

Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)

      Нам деревья песни пели,

На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)

     Птицы часто подлетали,

Все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)

Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)

И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)

Но это летом и осенью, когда много еды и припасов, а как же зимой, когда холодно?

Ответы детей.

Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку» (под муз.)

Просмотр слайдов

 Проводится гимнастика для глаз под музыку  «Послушные глазки» ,

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О , получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем

Заниматься вновь начнем.

Дети садятся на свои места, читают стихотворение «Зима»   (в это время посыпается снег из разрезанных салфеток на искусственное озеро.) 

Озеро готово, не хватает лебедей.

Дети берут в руки шишки ,проводится массаж ладоней, потом пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Лепят лебедей  раскрашивают лебедей и крепят на искусственное озеро, заранее подготовленное.

Итог:  Рассматривают «Лебединое озеро» , убирают рабочее место.

        

http://37kurgan.detkin-club.ru/editor/1045/images/5f0f40fcc509a08168d64715106a42ac.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о государственном заповеднике Большой Утриш

Описана флора и фауна Большого Утриша. Эту информацию воспитатели могут использовать при ознакомлении детей с окружающим миром....

Мордовский государственный заповедник имени П.Г.Смидовича

Материал поможет воспитателям дошкольных учреждений Республики Мордовии познакомить дошкольников с редкими видами растений и животных, находящихся по охраной человека....

Гимн Воронежскому Государственному заповеднику

Для ознакомления воспитанников. Может использоваться на занятиях по окружающему миру, краеведению, музыке.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13131466","attributes":{"alt":"","class":"m...

Экскурсия в Окский государственный заповедник.

ЦЕЛЬ: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к природе.  ЗАДАЧИ:  - познакомить с поня...

Обитатели воронежского государственного заповедника-бобры.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста о внешнем виде бобров....

Презентация "Государственный заповедник Поронайский"

Для детей подготовительной группы....

Воронежский государственный заповедник

В данной презентации рассказывается о воронежском государственном заповеднике....