Проект "Лимон"
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Палкина Татьяна Юрьевна

Проект направлен на углубление изакрепление знаний детей о лимоне, через опыты и экспериментальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

«Детский сад общеразвивающего вида№10»

Педагогический проект

«Лимон»

в подготовительной группе

Выполнила: Палкина Т.Ю.

2017 год

Цель проекта:

 Расширение и углубление знаний детей о лимоне и формирование умения получать сведения о лимоне опытным путем.

Задачи: 

  1. обогатить знания детей о лимоне, его особенностях;
  2. побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
  3. формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;
  4. воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;
  5. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  6. создавать условия в группе для активной самостоятельной деятельности;
  7. Привлечь родителей к взаимодействию с детским садом.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети получат первичные знания о лимоне, его полезных свойствах для здоровья человека.
  2. Дети научаться применять на практике свои теоретические знания.
  3. Дети самостоятельно отображают свои наблюдения, регулярно зарисовывая изменения, происходящие с косточкой лимона и ростком.
  4. Укрепятся взаимоотношения между детьми, воспитателями и родителями.
  5. Повысится личный педагогический и творческий опыт педагогов группы.

I этап:

1. Беседа с детьми по данной теме «Что вы знаете о лимоне?».

2.Обогатить развивающую среду группы:

а) изготовить настольно – печатные и дидактические игры по теме.

3.Подобрать художественную литературу для бесед и занятий по данной теме.

4.  Подготовить атрибуты и материалы для мастер-классов и экспериментирования.

5. Составление плана основного этапа проекта.

6. Объявление о реализации проекта «Лимон».

II этап:

Погружение в проблему:

В детский сад не пришел ребенок. Дети стали спрашивать у педагога: «Где Артем?» На это получили ответ, что он заболел. Педагог спросил: «Что нужно делать, чтобы не болеть?» Дети давали различные ответы. Мы пришли к выводу,  что лук, чеснок и лимон – первые защитники от вирусных заболеваний. Но только один из них содержит  витамин С. Значит, он обладает полезными свойствами. Дети предположили, что это лимон, так  как он желтый.

Что мы знаем о лимоне?

Что хотим узнать о лимоне?

Что сделать, чтобы узнать?

Что это дерево. (Саша)

Что это фрукт.

(Маша)

Он кислый.

(Настя П.)

Как лимон помогает человеку?  (Катя)

Все ли лимоны одинаковые? (Алина)

Тонут или нет? (Тимоша)

Помогает ли лимон кому-то еще, кроме человека? (Настя Г.)

Где используют лимон? (Ваня К.)

Найти в интернете (Алина)

Посмотреть в энциклопедии (Юля С.)

Провести опыт (Данил)

Спросить у родителей (Юля Г)

План  работы с детьми:

Образовательная программы

Цель

Формы работы

Познавательное развитие

Расширить и систематизировать знания детей о цветовом спектре, о холодных и теплых цветах.

  1. Дидактические игры «Съедобное- не съедобное», «Фрукты- овощи»,
  2. НОД «Что такое лимон»
  3. Беседа «Полезные свойства лимона», «Положительное влияние витамина С на организм человека»
  4. Рассматривание растения лимон.
  5. Опыт «Лимоны разные по весу и размеру»
  6. Опыт «Тонет- не тонет»
  7. Опыт «Вкус лимона»
  8. Экспериментирование «Сравнение кожуры лимона и кожа человека»
  9. Экспериментирование «Делаем лимонный сок»
  10. Экспериментирование «Какая на вкус лимонная кислота»
  11. Экспериментирование «Надуваем воздушный шарик»
  12.  Экспериментирование «Тайное послание лимонными чернилами»
  13.  Экспериментирование «Лимон – защитник» (опыт с яблоком)
  14.  Эксперимент «Лимон защищает зубы» (опыт с чаем и лимоном)
  15.  Эксперимент  «Очисти лимон»

Речевое развитие

Расширить словарный запас, развивать связную речь, словотворчество.

  1. Сочинение сказки  «Приключения Лимона в стране фруктов».
  2. Заучивание стихов о лимоне.
  3. Отгадывание загадок о лимоне.

Художественно-эстетическое развитие

Развивать творческие способности детей, способствовать отражению впечатлений от полученных знаний, совершенствовать изобразительные навыки и умения

  1. Дидактическая игра «Веселый художник»
  2. Рисование мыльными пузырями «Лимон».
  3. Аппликация «Лимон»
  4. Мастер-класс с родителями «Лепка «Лимон»

Социально-коммуникативное развитие

Способствовать отражению увиденного и услышанного в игре

  1. Сюжетно - ролевые игры " Магазин фруктов",

Физическое развитие

Развивать у детей двигательную активность

  1. П.и. «Тутти - Фрутти».
  2. Утренняя гимнастика «С лимонами»

План  работы с родителями:

1. Консультация для родителей «Эксперименты с лимоном для детей».

2. Акция «Посади лимон дома»

3. Участие родителей в обогащении развивающей среды ( дидактические игры, книги, материалы.)

III этап.

 Схематичное обобщение полученных знаний в альбоме «Лимон»

Выставка поделок: аппликации «Лимон».

 Лимонное чаепитие.

Посадка лимонное дерева на группе. (Лимонное дерево из семечка)

Составление портфолио проекта.   

Приложение.

 Из истории лимона.

Было это много лет тому назад. Однажды любимый слуга одного из кавказских царей Хосрова за какую-то провинность попал в немилость. Разъяренный повелитель велел немедленно посадить своего слугу в тюрьму и при этом приказал стражникам кормить заключенного только одним видом пищи. На вопрос, каким видом пищи, владыка, смилостивившись, отвечал: «Пусть выберет сам».

 Разумеется, заключенному ничего не оставалось делать, как выполнить царскую волю. И он ее выполнил. Попросил давать ему только... лимоны. И пояснил недоуменным стражникам, готовым услышать любой ответ, но только не этот: «Аромат лимона будет веселить мне мысли, кожура плодов и зерна будут полезны для моего сердца, в мякоти же лимона я найду себе пищу, а соком буду утолять жажду».

Чем полезны лимоны.

Лимоны полезны прежде всего, конечно, аскорбиновой кислотой, или витамином «С», лечебное значение которого известно многим.  Сегодня известно, что витамин «С» повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, особенно так называемого простудного характера. Вот почему лимоны можно рекомендовать (наряду с другими фруктами и овощами) как средство для неспецифической профилактики гриппа и гриппоподобных заболеваний. Тем более что насыщенность организма этим витамином повышает сопротивляемость к воздействию холода. Помимо этого, данный витамин обладает способностью ускорять заживление ран, ожогов и переломов костей, содействует более быстрому выздоровлению при ревматизме, туберкулезе, аллергических поражениях. По некоторым данным больные различными инфекциями также испытывают облегчение при лечении аскорбиновой кислотой.

Любопытно, что витамина «С» гораздо больше содержится в кожуре лимона нежели в его мякоти. Поэтому нужно съедать весь плод без остатка. Для того чтобы удовлетворить суточную потребность взрослого человека в этом витамине, нужно ежедневно употреблять около 100 г лимона, т. е. два мелких или один крупный плод. Однако не все любят кислое.

Если ломтик лимона положить за щеку, перекладывая его из стороны в сторону, пока не прекратится интенсивное выделение слюны, можно уберечься от гриппа. При повышенной температуре тела рекомендуется часто есть лимоны, если не раздражено горло. Вода с лимонным соком – эффективное и безопасное жаропонижающее средство.

Лимоны могут быть полезны людям, страдающим подагрой, а также некоторыми формами мочекаменной болезни. Это связано со свойствами лимонной кислоты растворять мочевую кислоту и ее отложения в суставах и хрящах. Хорошим способом остановки носового кровотечения считается закапывание свежего лимонного сока в носовые ходы.

Познавательные опыты

Чтобы выяснить, какими волшебными свойствами обладает лимон, мы  решили самостоятельно  провести познавательные опыты.

  1. «Чай с лимоном»

 Если в черный крепкий чай добавить дольку лимона, то лимонный сок изменяет окраску чая.

Вывод: Все вещества состоят из мельчайших частиц-молекул. Коричнево-красные молекулы вещества в чае взаимодействуют  с бесцветными молекулами веществ из лимонного сока и образуют новые молекулы.

  1. «Тайное послание лимонными чернилами»

Выжимаем сок из лимона, кисточкой на белой бумаге пишем слово. При нагревании бумаги над лампой засекреченное слово проявляется.

  1. «Надуваем воздушный шарик»

Лимонный сок взаимодействует с другими веществами. Если взять кусочки мела и капнуть на них лимонный сок. Наблюдаем образование пены, то есть выделение газа. Выделение газа происходит и при добавлении в лимонный сок соды. Это доказывает опыт надувание воздушного шарика одетого на сосуд.

Это удивительное свойство применяется в кулинарии. Если мама печет кекс, то в тесто добавляет заранее чайную соду, которую «гасит»  лимонным соком или лимонной кислотой. Это делается для того, чтобы получить газ. Газ вспенивает тесто, оно получается пышным, «воздушным», хорошо пропекается.

  1. Лимоны разные по весу и размеру.

Предлагаем детям сравнить несколько лимонов. Взвешиваем их на весах, измеряем линейкой. Приходим к выводу, что имеющиеся фрукты разные по весу и размеру.

  1. Вкус лимона.

Предлагаем детям попробовать маленькие дольки лимона. Кто- то из детей съел дольку целиком, кто-то только лизнул, но все пришли к выводу, что лимон на вкус - кислый.

  1. Какая на вкус лимонная кислота.

       Лимон применяют в различных областях жизнедеятельности человека. В кулинарии используют лимонную кислоту, которую изготавливают на заводе (самостоятельно мы ее сделать не можем). Предлагаем детям узнать, похожа ли лимонная кислота по вкусу на сам лимон. Для этого разводим чайную ложку лимонной кислоты в стакане кипятка. После того, как вода остынет – даем детям попробовать. Делаем вывод, что по вкусовым качествам они одинаково кислые.

  1. Тонет – не тонет.

Наберите в емкость воду и опустите в нее лимон. Лимон плавает. А теперь очистите его от кожуры и вновь опустите в воду. Лимон утонул.

Объясните детям: лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.

  1. Сравнение кожуры лимона и кожи человека.

Покажите детям лимон. Дайте рассмотреть через лупу. Затем предложите рассмотреть кожу человека (у себя, друг у друга). Вывод: кожура и кожа содержат поры, значит дышат.

  1. Лимон- защитник.

Разрежьте яблоко пополам, положите его срезами вверх на блюдце. На одну из долек нужно выдавить немного лимонного сока. Что произойдет?  В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется, и происходит так называемая реакция, и яблоко темнеет (своего рода ржавчина, а сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым.

  1.  Очисти лимон.

     Предложили детям очистить лимон, так же как апельсин, на дольки.  Мы не все смогли очистить кожуру руками, пришлось использовать нож. На дольки разделить так же удалось не всем. Вывод: можно очистить лимон и поделить его на дольки зависит от его сорта.

  1.   Делаем лимонный сок.

      Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать лимон ручным прессом.

    Некоторые дети делали лимонный сок другим способом:  лимон разрезали пополам, положили его в руку и  надавливали на него всей ладонью.

Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить. можно воспользоваться ручным прессом или выжать руками. Во втором случае сок получается с косточками, вкраплениями самого лимона.

Список использованной литературы:

www.maam.ru/detskijsad/sovmestnaja-dejatelnost-po-yeksperimentirovaniyu-chudo-limon-starshaja-grupa.html

https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/world-around/17547.html

http://elfik.bygirl.net/index.php?art=1&page=n_1176474106&storyid=186