"Волшебница-вода". Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Методическая разработка для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_voda.odt15.48 КБ
PDF icon zanyatie_voda.pdf73.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 125 Выборгского района

Санкт-Петербург

Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Волшебница-вода».

(Используемые образовательные технологии:
опыт и эксперименты, артикуляционная гимнастика, игра).

Автор-составитель:

 Леончикова А.А., воспитатель.

2017


Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Задачи: объяснить, что снег – это замёрзшие капельки воды; выявить, что вода принимает форму сосуда, в который налита, что она на холоде замерзает и принимает форму той ёмкости, в которую была помещена; доказать, что вода может быть растворителем; дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его плотности; выявить, что лед – это замерзшая вода, которая может плавать и таять; закрепление знания геометрических форм (круг, квадрат, треугольник ).

Реализуемая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: кукла Снегурочка, детское ведёрко со снегом, стаканы с питьевой водой, ложечки, сахар, пластмассовые прозрачные баночки, кисти, краска, таз с водой, речной песок, детская игрушка-пластмассовый катер, деревянная лодочка, камни, глобус, компьютер с видеозаписями: «кипящий чайник», «Водопад Анхель», картинки «Река замёрзла», «айсберг», «радуга», «гало».

Организованная образовательная деятельность

Воспитатель вносит куклу Снегурочку и ведёрко со снегом. Воспитатель говорит за куклу.

– Здравствуйте, дети! Мне сказали, что в вашей группе будет занятие, на котором вы будете проводить опыты. Отгадайте, что я вам принесла:

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный ... (Снег).  

 Я принесла вам снег.

Воспитатель

– Это замечательно, Снегурочка! Мы приглашаем тебя провести вместе с нами опыты.

Снегурочка

– Как интересно!

Воспитатель

– Устраивайся поудобней, Снегурочка.

Если на улице поймать рукой снежинку – она превратится в капельку воды от тепла.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Ребята посмотрите в свои стаканчики. Какая в них вода?Она имеет цвет?

Дети: – Нет.Бесцветная.

Воспитатель: – Понюхайте, она имеет запах?

Дети: – Нет.

Воспитатель: – Вода имеет вкус?

Дети: – Нет.

Воспитатель: – А если в воду добавить сахар и размешать его, вода изменится? Возьмите ложечкой сахар, добавьте его в воду и размешайте его в воде.

Дети: – Да,вода стала сладкой.

Воспитатель: – Посмотрите, что случилось с сахаром? Он растворился. Вода хороший растворитель. В воде можно растворить соль, мед, можно заварить чай в горячей воде. Воспитатель показывает, как заварить чай в пакетике. Вода приобрела коричневый оттенок.

Некоторые краски растворяются в воде, окрашивая ее.

Возьмите кисть с краской и опустите её в ёмкость с водой, размешайте. Что произошло с водой?

Дети: – Вода окрасилась.

Воспитатель спрашивает, какие цвета получились.

Воспитатель демонстрирует опыт с песком. Песок не растворился.

Воспитатель: – А теперь я вынесу на мороз наши стаканчики с водой.

Воспитатель демонстрирует глобус: – Это модель нашей Земли. Посмотрите: большая часть поверхности Земли покрыта водой. Люди передвигаются по воде на лодках и других судах. У меня маленький детский катер. Посмотрите, он не тонет. Катер сделан из пластмассы – это легкий материал. А если мы опустим в воду деревянный предмет, он тоже не тонет. А теперь я брошу камень, что случилось?

Дети: – Он утонул.

Воспитатель: предметы из пластмасса и дерева не тонут, а камень обладает более высокой плотностью, поэтому он утонул. А теперь посмотрим, что стало с подарком Снегурочки. Снег растаял, превратился в воду. Играть со снегом лучше на улице. Давайте-ка разомнёмся.

Дети повторяют движения за воспитателем под текст.

– Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в большой ком,
И станет он снеговиком.

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.

Снежок-то наш растаял. Вода может находиться в разных состояниях: жидком, парообразном и твердом. В жидком состоянии вода принимает форму любого предмета, в который ее поместят.

В парообразное состояние вода переходит во время нагревания.

Воспитатель демонстрирует видеозапись на компьютере кипящего чайника. Затем включает видеозапись водопада Анхель.

Воспитатель: – Посмотрите на самый высокий в мире водопад Анхель. Высота его так велика, что прежде чем достичь земли, вода распыляется на мельчайшие частички и превращается в туман. Этот туман можно ощутить за несколько километров до водопада. Облака и туман состоят из множества мельчайших частичек воды. Зимой облака состоят из множества мельчайших льдинок.

Твёрдое состояние воды мы наблюдаем зимой на замерзших реках и озёрах. Посмотрите на картину, которая так и называется «Река замёрзла». Теперь дети катаются на коньках по замёрзшей реке.

Далеко-далеко, где вечный холод, есть целые застывшие ледяные глыбы — это айсберги. Они откалываются от громадных ледников и двигаются по океану самостоятельно, представляя опасность для судов и кораблей. Так, в начале 20 столетия лайнер «Титаник» получил пробоину от айсберга, и часть лайнера при столкновении с айсбергом откололась.

Воспитатель приносит ёмкости с водой с улицы.

Посмотрите-ка – наша водичка замёрзла и стала твёрдой, потрогайте. Вода перешла в твёрдое состояние. Сделаем выводы:

Вода не имеет цвета, не имеет запаха, не имеет вкуса.

Вода хороший растворитель, но не все материалы растворяются в воде.

Предметы из пластмасса и дерева в воде не тонут, а более плотные предметы, такие как камень, тонут.

Вода может находиться в разных состояниях: парообразном, жидком, твёрдом.

Солнечные лучи, проходя через капельки воды, расщепляются на отдельные цвета, образуя радугу: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Зимой иногда солнечные лучи, проходя через кристаллики льда, летающие в воздухе, образуют радужный круг вокруг солнца, называемый гало. Давайте украсим снежный замок для Снегурочки в радужные цвета. Обведите и заштрихуйте геометрические формы на ваших листках.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Конспект занятия по речевому развитию "Волшебница-вода".

Методическая разработка.Конспект занятия по речевому развитию с элементами исследовательских,игровых,здоровьесберегающих,коммуникативных технологий....

методическая разработка на тему "Волшебница - вода"

Конспект НОД по экологии для детей старшей группы«Волшебница - вода»Цель: Выявление умений и знаний детей о свойствах воды....

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему:"Волшебница вода"

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему: "Волшебница вода"...